МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
L Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
Глобализация экономики привела к созданию международного рынка труда, являющегося новым развитием рынка рабочей силы, а также означающего рост интеграции международных процессов. Важнейшим условием функционирования международного рынка является международная трудовая миграция.
Теоретической основой исследования послужили работы ученых: В.Г. Абрамов, А.Б. Громов, Т.В. Черевичко, В.М. Моисеенко. Методы регулирования внешней трудовой миграции рассматривались в работах И.А. Романова, О.Д. Воробьевой.
Для регулирования внешних миграционных процессов необходимо внедрение системы специальных мер, включающих в себя законодательные акты, международные соглашения.[1,с. 26] Однако уже сегодня есть большое количество международных нормативных актов, соглашений согласно которых государства обязаны соблюдать нормы международного права. Например, Конвенция международной организации труда обязывает страны, одобрившие данный документ, организовывать службы информирования мигрантов, оказывать содействие в различных вопросах (приезд-отъезд, перевод заработков на родину).
Каждое государство самостоятельно в соответствии с национальным законодательством определяет методы совершенствования международной трудовой миграции.
Представляется возможным предложить следующие методы совершенствования на территории РФ. Во - первых, создание компаний с участием государства было бы целесообразным для поиска, приема и трудоустройства мигрантов в различных отраслях экономики. Во - вторых, своевременно распространять информации о свободных вакансиях, а также потребностях работодателей в той или иной рабочей силе в конкретных регионах.[2,с.35] Процедуру временного трудоустройства для мигрантов необходимо ускорить и упростить. Осуществляться процедура должна через службы занятости населения и быть ограничена по времени. Важной мерой является организация контроля соблюдения условий труда, а также техники безопасности, законности осуществления мигрантами их деятельности на территории государства. Следующая мера - определить ответственность для работодателей, незаконно использующих труд мигрантов, ужесточив наказания. А для работодателей, соблюдающих процедуру трудоустройства мигрантов, определить систему поощрений.[2,с.38] Например, для работодателей, легально оформляющих мигрантов и обеспечивающих их страхование, необходимо рассмотреть снижение размера социальных начислений.[3, с.110]
Информирование работодателей о правилах трудоустройства является ключевым фактором в осуществлении миграционной политики. Кроме того, необходимо увеличить численность сотрудников федеральных миграционных служб, а также усовершенствовать материальное и техническое снабжение подразделений миграционных служб. В настоящее время около 15% сотрудников ФМС осуществляют миграционную работу.
Необходимо рассмотреть вопрос о создании единой информационной платформы для оказания консультативной помощи мигрантам (соблюдение правил проживания на территории РФ, обеспечение законных прав). Информационная система также должна обеспечивать своевременное доведение до мигрантов информации о правилах регистрации, проживания и трудоустройства всевозможными способами: через газеты, телевидение, различные информационные стенды. Наиболее эффективным будет распространение информации на языках тех стран, из которых прибывают основные группы мигрантов. Важно сохранить и безвизовый режим для более тесной взаимосвязанности стран постсоветского пространства. Россия заинтересована в укреплении и дальнейшем совершенствовании взаимосвязи, так как многие государства на мировой арене настроены на отдаление друг от друга бывших республик Союза.
В современных реалиях растет потребность в рабочей силе: не только низкой квалификации, но и высококлассных специалистов.
Обновление миграционной политики, создание новых направлений возможно при принятии ряда законодательных мер, направленных на стимулирование миграционных потоков, их поддержку, управление трудовой миграцией.
Регулирование процессов трудовой миграции должно осуществляться комплексно: необходимо учитывать долгосрочную программу развития страны - как экономическую, так и политическую. Меры, применяемые к трудовой миграции и миграционной политике в целом, которые носят односторонний характер, могут привести только лишь к усугублению ситуации и торможению дальнейшего развития.
Предложенные в данной статье меры должны быть эффективными в отношении предотвращения нарушений, которые связаны с привлечением иностранных трудящихся, а также в отношении соблюдения и реализации прав самих мигрантов, при привлечении их к деятельности работодателями.
Невозможно обойтись и без мер принудительного характера. Однако внедряя их, необходимо учитывать тот факт, что они не должны стать препятствием для привлечения в экономику новых мигрантов. [3, с. 121] Численность населения Российской Федерации без миграционного прироста будет уменьшаться, что в свою очередь, скажется на положении страны среди крупных мировых держав. Миграция может преобразовать характер, а также скорость экономического развития. Вновь созданное регулирование должно быть ориентировано на новые формы сотрудничества для возникающих в связи с миграцией сфер. Это поможет предотвратить уже имеющиеся негативные последствия, а также использовать новые потенциалы.