ПРОБЛЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ СПО
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)
ПРОБЛЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ СПО
PROBLEMS IN THE ORGANIZATION OF CRIME PREVENTION IN THE CONTEXT OF THE ESTABLISHMENT OF OPEN SOURCE SOFTWARE
Evgeniya Cheremnykh
Student, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Russia, Krasnoyarsk
Gregory Gavrilchenko
Candidate of Economic Sciences, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Russia, Krasnoyarsk
Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы профилактики преступности несовершеннолетних, предпринята попытка выделения проблем в организации профилактических мер в условиях учреждений среднего профессионального образования.
Abstract. The article substantiates the urgency of the problem of prevention of juvenile delinquency, an attempt is made to highlight problems in the organization of preventive measures in institutions of secondary vocational education.
Ключевые слова: профилактика преступности, несовершеннолетние, студенты, среднее профессиональное образование.
Keywords: crime prevention, minors, students, secondary vocational education.
В реалиях современности актуализируется проблема роста количества несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность (так, на учете в органах внутренних дел по Красноярскому краю состоит 2691 несовершеннолетний, из которых 510 учащихся профессиональных образовательных организаций [1]), и, соответственно, проблема профилактики преступности данной категории лиц. Проблема осознается на государственном и региональном уровнях, решается многими субъектами – в т.ч. и учреждениями образования.
Профилактика преступности в условиях учреждения среднего профессионального образования (далее – СПО) осуществляется в различных направлениях: правовое просвещение и воспитание учащихся; специально-профилактическая педагогическая и психологическая работа с учащимися; индивидуальная профилактика противоправного поведения учащегося [2]. Существующие практики профилактической работы не всегда показывают свою эффективность, что актуализирует проблему определения причин недостаточной результативности профилактических мероприятий. В результате проведенного анализа выделены такие проблемы [2-4]:
1. Слабая координация деятельности различных субъектов профилактики преступности. Субъектами профилактики преступности несовершеннолетних выступают не только учреждения образования, о деятельности которых идет речь в данной статье, но и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, здравоохранения, управления социальной защитой населения, по делам молодежи, службы занятости, органы внутренних дел и пр. [4, с. 73-74]. Крайне важным в этой связи является обеспечение своевременного взаимообмена информацией, представляющего интерес по вопросам учащихся СПО, между различными субъектами профилактической деятельности. На практике их деятельность слабо согласована; каждый субъект профилактики выстраивает собственный план деятельности, не учитывая имеющиеся данные об объекте у других органов, организаций.
2. Отсутствие реально действующей комплексной модели профилактики преступности учащихся в учреждении СПО. Как правило, профессиональное учреждение реализует социальные, воспитательные, правовые и пр. меры профилактики преступности, слабо связанные между собой. Практически не уделяется внимания диагностическому этапу работы, слабо реализуется механизм межведомственного взаимодействия.
3. Недостаточное внимание семье учащегося в профилактической работе учреждения СПО также выделяется как значимая проблема в профилактике преступности. С одной стороны, семья, будучи первичным агентом социализации, имеет, если не определяющее, то очень значимое влияние на учащегося – важно иметь родителей и иных членов семьи в роли «союзников». С другой, семья может оказаться средой, которая «взращивает» будущего правонарушителя. Вся позитивная деятельность, реализуемая в учреждении СПО, в отношении учащегося может иметь нулевой результат при его возвращении в неблагополучные условия жизнедеятельности семьи. Семья является наиболее стабильным окружением учащегося: если круг общения из числа сверстников так или иначе является результатом его выбора, который в профилактической работе можно корректировать, то семейный круг такой коррекции практически не поддается. Таким образом, профилактическая деятельность должна распространяться на микросреду и социальные условия, в которых находятся учащиеся.
Таким образом, нами были выделены основные проблемы в организации профилактических мер в условиях учреждений среднего профессионального образования. Определение проблем организации профилактики преступности в учреждениях СПО является важным этапом для организации профилактической работы.