Статья:

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ КОНТРАБАНДЫ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ И БОЕПРИПАСОВ К НЕМУ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Шубенкова О.В. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ КОНТРАБАНДЫ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ И БОЕПРИПАСОВ К НЕМУ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 36(172). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/172/99749 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ КОНТРАБАНДЫ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ И БОЕПРИПАСОВ К НЕМУ

Шубенкова Олеся Васильевна
магистрант, Волгоградский Институт Управления – филиал РАНХиГС, РФ, г. Волгоград
Ручкин Виталий Анатольевич
научный руководитель,

 

FEATURES OF TECHNICAL AND FORENSIC SUPPORT OF CUSTOMS CONTROL IN DETECTING THE SMUGGLING OF FIREARMS AND AMMUNITION

 

Olesya Shubenkova

Master’s student, Volgograd Institute of Management branch of RANEPA, Russia, Volgograd

 

Аннотация. В статье автором приводится характеристика некоторых особенностей технико-криминалистического обеспечения контроля таможенных органов при выявлении и пресечении контрабанды оружия и боеприпасов к нему. Автор рассматривает полномочия таможенных органов в сфере возбуждения уголовных дел в отношении контрабанды оружия, а также приводит основные вопросы и проблемы в области правового обеспечения этой сферы деятельности таможенных органов.

Abstract. In the article, the author describes the main features of the technical and forensic control of customs authorities to detect and suppress crimes in the field of smuggling of weapons and ammunition. The author examines the powers and powers of the customs authorities in the field of initiating criminal cases in relation to arms smuggling, and also presents the main issues and problems in the field of legal support of this field of activity of the customs authorities.

 

Ключевые слова: контрабанда, оружие, боеприпасы, уголовно-правовая характеристика, таможенные органы, таможенный контроль.

Keywords: smuggling, weapons, ammunition, criminal-legal characteristics, customs authorities, customs control.

 

На сегодняшний день контрабанда оружия является одной из самых значительных проблем в деятельности различных государственных органов. Пресечение и предотвращение этой незаконной деятельности является первоочередной задачей в первую очередь таможенных органов, которые наделены определенными правами и полномочиями в борьбе с подобного рода преступлениями.

В наиболее известной энциклопедии Российской Федерации под термином «контрабанда» предложено понимать «тайный провоз через таможенную границу обложенных пошлиной или запрещенных товаров» [1]. Авторы – единомышленники (А.В. Куракин и А.Н. Сухаренко) безосновательно, причем по нескольким обстоятельствам, полагают что именно «бороться» с контрабандой допустимо посредством «судебного толкование норм уголовного закона» [2].

Контрабанда взрывчатых веществ, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники выражается в незаконном перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза либо Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза.

Криминальный рынок оружия, в мировом масштабе, занимает второе место, уступая криминальному рынку незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, по обороту и доходности.

Легальный экспорт оружия из России составляет порядка 21 % от общемирового, экспортные поставки вооружений и военной техники осуществляются в более шестидесяти стран мира [3].

По экспертным оценкам, экспорт черного и серого оружия составляет от 5 до 15% общего экспорта оружия из России [4].

Следует отметить важность и необходимость проведения таможенными органами работы по борьбе с контрабандой оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового ввиду того, что отследить и найти противоправно находящееся оружие на территории страны гораздо сложнее, чем выявить его при ввозе на государственной границе Российской Федерации.

Значимость роли таможенных органов по борьбе с контрабандой оружия заключается в проведении мероприятий, направленных на предотвращение его попадания на территорию страны, в борьбе с международным терроризмом, охране жизни, здоровья и иных имущественных прав граждан. Посредством деятельности таможенных органов предотвращаются негативные для общества и конкретного человека и гражданина последствий.

Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление ФТС России (далее – ЦЭКТУ) имеет в своем штате квалифицированных экспертов-баллистов, способных на высоком профессиональном уровне принимать участие в оперативно-розыскных мероприятиях либо неотложных следственных действиях по делам контрабанды огнестрельного оружия и его основных частей. И нельзя не отметить, что законодатель определяет «эксперта» как лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное для производства судебной экспертизы и дачи заключения [4].

Эксперты ЦЭКТУ, имеющие специализацию «баллистическая экспертиза», в свою очередь выполняют не только судебные экспертизы, но и принимают участие в производстве правоохранительными подразделениями специальных мероприятий. Это происходит в рамках осуществления технико-криминалистической деятельности в таможенных органах, регламентация которой требует актуализации нормативной базы путем формирования специального документа. По нашему мнению, таковым могло бы стать «Наставление по технико-криминалистической деятельности в таможенных органах», которое может регулировать процессы НЭО и сопряженные с ним процессуальные мероприятия.

Так, при обнаружении оружия специалист в обязательном порядке фиксирует в протоколе и плане осмотра его место расположения относительно соседних предметов и производит фотосъемку по правилам криминалистической фотографии.

Затем специалист тщательно осматривает оружие, соблюдая при этом следующие меры безопасности:

1) нельзя поднимать оружие с помощью стержня или палочки, вставленных в ствол или спусковую скобу;

2) осматривать оружие рекомендуется в резиновых перчатках, брать его осторожно, чтобы оно случайно не выстрелило;

3) нельзя брать оружие за дульный срез ствола, т. к. можно уничтожить различные наложения. Поднимают оружие дульным срезом вверх, чтобы сохранить имеющиеся в канале ствола частички пороха, при этом запрещается направлять оружие в сторону людей;

4) взводят курок (если это оружие с открытым курком), приоткрывают затвор, чтобы проверить, нет ли патрона в патроннике. Стараются зафиксировать их в таком положении, а если это невозможно – курок спускают;

5) оружие кладут на чистую бумагу и осматривают, отыскивая на нем следы рук и наслоения посторонних веществ;

6) вынимают магазин, выявляют на нем следы рук;

7) затем извлекают из патронника патрон или гильзу.

Если их извлечь невозможно, то, в зависимости от конструкции оружия, вынимают затвор, отделяют ствол от ложа или устанавливают на курок плотную картонную прокладку.

Одним из итогов участия специалиста таможенного экспертно-криминалистического подразделения может впоследствии стать назначение судебной экспертизы, в процессе производства которой также можно проследить возможность применения экспертной инициативы.

Использование методов криминалистической техники (таможенной криминалистики) при осуществлении таможенного контроля как с использованием специальных знаний экспертов (специалистов), так и должностными лицами, совершающими таможенные операции и таможенный контроль, оказывает существенное положительное влияние на качество выполняемых в последующем экспертиз и исследований, в том числе по огнестрельному оружию, так как от качественно изъятых предметов правонарушения, профессиональной фото- и видеофиксации окружающей обстановки и места происшествия зависит результативность таможенной и судебной экспертизы и их доказательственная эффективность.

Актуальным вопросом остается правовая регламентация процессов технико-криминалистического обеспечения процессуальной таможенной деятельности как в сфере противодействия таможенным преступлениям и правонарушениям, так и в процессе таможенного контроля. Видится крайне необходимым сформировать свод правил действий субъектов криминалистической деятельности таможенных органов в части применения средств и методов криминалистической техники.

Существенным аспектом в достижении требуемых целей, при противодействии контрабанде огнестрельного оружия (а также противодействии иным таможенным преступлениям и правонарушениям), видится необходимость создания новой организационно-штатной структуры экспертно-криминалистических подразделений в местах дислокации таможенных органов, наиболее приближенных к таможенной границе ЕАЭС и позволяющей осуществлять криминалистическое обеспечение их правоохранительной деятельности в непрерывном режиме, при условии наличия экспертов в количестве не менее четырех человек, имеющих экспертную специализацию «баллистическая экспертиза» и имеющих должный уровень подготовки, позволяющий принимать участие в процессуальных действиях, проводимых таможенными органами, в качестве специалиста.

Таким образом, деятельность таможенных органов по борьбе с контрабандой огнестрельного оружия, его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов приобретает особое значение и играет важную роль в стабилизации и укреплении общественного правопорядка. Для эффективного выполнения поставленной задачи необходимо дальнейшее взаимодействие Федеральной таможенной службы с иными правоохранительными органами и разработка совместных программ по борьбе с данным видом преступлений.

 

Список литературы:
1. Большая Российская энциклопедия. В 30 томах. Т. 15 «Конго – Крещение» / Отв. ред. С.Л. Кравец. М.: Большая Российская энциклопедия, 2010. С. 143. 
2. Галузо В.Н. Борьба с преступностью в России: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2008. № 7. С. 35-36. 
3. Галузо В.Н. О системе уголовного законодательства в Российской Федерации / Конвенционные начала в уголовном праве: Международная научно-практическая конференция 22 ноября 2013 года / Отв. ред. Б.В. Яцеленко. М.: РПА Минюста России, 2014. С. 99-104. 
4. Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30. 
5. Габдрахманов Р.Л., Кужиков В.Н. Контрабанда по российскому уголовному законодательству: понятие и виды // Российский следователь. 2016. № 21. С. 16 - 20. 
6. Куракин А.В., Сухаренко А.Н. Борьба с контрабандой товаров и ресурсов в условиях евразийской интеграции // Российская юстиция. 2017. № 11. С. 53 - 56. 
7. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020; 
8. Стрельцов Р.С. Актуальные вопросы применения ответственности за контрабанду наркотиков в странах Евразийского экономического союза // Современное право. 2019. № 7-8. С. 165 - 168. 
9. Федоров А. Изменения в законодательстве об ответственности за контрабанду: новые реалии и проблемы // Уголовное право. 2012. № 2. С. 71-77.