Статья:

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И МЕТОДЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(173)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Карабутова А.Е. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И МЕТОДЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 37(173). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/173/99862 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И МЕТОДЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Карабутова Ангелина Евгеньевна
студент, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград
Маркевич Лейла Акифовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград

 

Государственный бюджет, прежде всего, – это план доходов и расходов государства на определенный период времени, составленный с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, а также каналов расходования денег; он утверждается высшими законодательными органами ежегодно и принимается в виде закона, а по окончании финансового года правительство отчитывается об исполнении бюджета. Таким образом, важнейшими частями государственного бюджета являются его доходные и расходные части [6].

В связи с тем, что в любом государстве бюджет обладает глобальной значимостью, то для процветания и ликвидации причин возникновения дефицита в государстве образовываются централизованные финансовые системы и осуществляется взаимодействие децентрализованных фондов денежных средств, чтобы обеспечить выполнение функций, возложенных на государство.

Существует соотношение между доходной и расходной частями государственного бюджета, чем и определяется состояние государственного бюджета. В случае, если расходы равны доходам, то государственный бюджет является сбалансированным; если доходы больше, чем расходы, то бюджет является профицитным; а в случае превосходства расходов над доходами бюджет характеризуется дефицитным.

Бюджетный дефицит является макроэкономическим показателем [5], поэтому для обеспечения сбалансированности государственного бюджета изучаются причины его образования, определяются меры по его управлению, а также методы его регулирования и производятся поиски источников финансирования дефицита бюджета.

Возникновение бюджетного дефицита напрямую зависит от государственных расходов и их роста при, к примеру, перестройке экономики страны; также при росте государственного долга (сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты); при сокращении доходов государственного бюджета во время кризиса; во время войн, катастроф, стихийных бедствий, массовых беспорядков; в той же степени бюджетный дефицит может возникнуть из отсутствия эффективности финансовой системы страны; политического популизма, который выражается в росте социальных программ, не способных обладать своими финансовыми ресурсами; коррупция в государственном секторе; неэффективность налоговой политики (меры воздействия на экономику с помощью влияния на изменение величины расходов и доходов государственного бюджета) и др.

Государственный бюджет [4] – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает страна и имеет целью финансирование государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение социально-экономических функций, потому он может быть классифицирован как по характеру его возникновения (случайный или действительный), по продолжительности (хронический и временный), по отношению к плану (плановый или внеплановый), по учету расходов (первичным или вторичным). Мировая практика может разделять дефицит государственного бюджета на циклический (сокращение налоговых поступлений) и структурный (положительный или отрицательный остаток по бухгалтерскому счету – сальдо, - при естественном уровне безработицы, ВВП (рыночная стоимость всех товаров и услуг), ставках налога, которые определены законодательством). Любая из этих классификаций может стать препятствием прогрессу экономики страны, поэтому важно учитывать каждую из них и организовывать планирование расходов и доходов государства в соответствии с его нуждами возможностями.

В экономике также существуют факторы, влияющие на состояние государственного бюджета. В их числе находятся долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов, фаза экономического цикла в стране (кризис или спад, депрессия или дно, оживление и подъем), а также фактором является текущая политика государства.

Бюджетный дефицит обусловлен спадом экономики, поэтому для его ликвидации необходимо финансирование бюджетного дефицита. Финансирование имеет два вида и такими видами являются денежное и долговое.

В качестве денежного финансирования правительство привлекает Центральный банк и использует его кредиты. [1,3] Центральный банк выпускает определенную сумму банкнот, вливая тем самым в каналы денежного обращения дополнительную массу денег в обмен на государственные казначейские обязательства. При данном типе финансирования может возникнуть следующая проблема – инфляция, так как, при этом, создается добавочный спрос на товары и услуги. В случае, если инфляция достигает угрожающих размеров, необходимо будет срочно сокращать бюджетные расходы.

Также в качестве источника покрытия бюджетного дефицита производится привлечение средств фирм и домашних хозяйств через выпуск государственных ценных бумаг, в которые вкладываются свои государственные сбережения. Данный метод может обеспечить рост государственного долга, так как лица, приобретающие облигации (долговая расписка), а также другие долговые обязательства государства, предоставили государству кредит, который последнее обязано будет вернуть кредиторам. Государственные займы имеют свои плюсы, так как оказывают благотворное влияние на экономику страны, если данное финансирование государственных расходов компенсирует сокращение частных инвестиций. Такая политика определяется как дефицитное бюджетное финансирование и служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит и против сокращения занятости.

Метод денежного финансирования пагубно может влиять на дефицитное бюджетное финансирования, поэтому государствами вводятся ограничения на использование такого метода в практике.

Долговое же финансирование имеет некоторые другие источники, такие как кредиты банков и небанковских кредитных организаций; внешние государственные долги по непогашенным внешним займам и не выплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам, выраженным в иностранной валюте; бюджетные кредиты, которые могут быть получены от других уровней бюджетной системы; поступления от продажи имущества, которая находится в государственной собственности (акции и доли участия в предприятиях, земельные участки, запасы драгоценных камней и металлов). Считается, что долговое финансирование имеет преимущество, однако оно также обладает минуcами. Участники фондового рынка рассматривают ценные бумаги как довольно надежное вложение средств, но владельцы капитала тем самым, приобретая государственные обязательства, сокращают количество инвестиций в реальный сектор экономики, что может стать причиной снижения предпринимательской активности и регресс перспектив экономического роста.

Государственный долг является немалой проблемой в условиях бюджетного дефицита и помимо его погашения существует необходимость его облуживания, то есть выплата процентов по задолженности и постепенное погашение суммы долга, закрепленного за государством.

Проблемой сокращения государственного долга является приобретение новых заимствований и дополнительных займов [2]. Данную проблему можно решить следующими способами: направить заимствованные средства в проекты, которые в большей степени смогут принести доходы, которые превысят сам долг и проценты по нему, то есть – это управление средствами эффективно; также необходимо, чтобы работа над ресурсами проводилась не ради увеличения национального богатства, а была направлена напрямую для погашения и выплату долга, что можно охарактеризовать как недопущение долговой ловушки.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что бюджетный дефицит является основным процессом, способным рaзрушить экономику государства при отсутствии контроля кaк за доходами, так и за его рaсходами. Наличие внутреннего и внешнего государственных долгов влечет за собой долговые обязательствa, потому управление государственным долгом обязано находится у любого государства в приоритете.

Помимо контроля за выплатой долгов внимания требует и контроль за отсутствием нaрaщивания дополнительного долгa, что требует пересмотрa методики определения дефицита бюджета, а также требует согласования с настоящей экономической обстановкой в стране и международными стандартами.

Актуальной задачей у любого государства остается сокращение бюджетного дефицита и государственного долга.

 

Список литературы:
1. Баранова Л.Г. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие /Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. - М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2013 – 124С.
2. Ахатова Л.А. Влияние бюджетного дефицита и государственного долга на развитие экономики. / Л.А. Ахатова // Вопросы студенческой науки. – 2017. – № 8. –  С. 6–9.
3. Илларионов А.М. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике /А.М. Иларионов // Вопросы экономики. - 2014. - № 12. - 27С.
4. Нечаюк И.Б. Бюджетный дефицит, пути и методы его преодоления в Украине / И.Б. Нечаюк // Вопросы управления. – 2014. –  С. 63–67.
5. Каранец С.М. Бюджетный дефицит и его регулирование / С.М. Каранец // Бюллетень инновационных технологий. - 2021. - № 2 (18). - С. 42–49.
6. Хусаинова Е.А. Регулирование бюджетного дефицита / Е.А. Хусаинова, Р.М. Ахмитянов, А.Р. Хайруллин // Научные исследования. – 2019. –  С. 2.