Статья:

ПРОБЛЕМЫ ВЫРАВНИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНЫХ И ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЕЛЬ ГЕРМАНИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Пашуля А.А. ПРОБЛЕМЫ ВЫРАВНИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНЫХ И ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЕЛЬ ГЕРМАНИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 13(192). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/192/108552 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ВЫРАВНИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНЫХ И ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЕЛЬ ГЕРМАНИИ

Пашуля Анна Артёмовна
студент Московского государственного лингвистического университета, РФ, г. Москва
Пожаров Алесей Иванович

 

Аннотация. В статье анализируются теоретические аспекты возникновения неравномерностей в развитии территорий в рамках одного региона. На примере Германии дается ретроспективный анализ возникновения социально-экономических диспропорций западных и восточных немецких федеральных земель, подчеркивается взаимосвязь исторического прошлого и настоящего развития территорий. Уделяется внимание региональной политике немецкого государства к решению проблем, пути выравнивания уровня социально-экономического развития новых и старых федеральных земель, а также дальнейшие перспективы.

Abstract. The article analyzes the theoretical aspects of the occurrence of irregularities in the development of territories within one region. On the example of Germany, there is a retrospective analysis of the emergence of socio-economic imbalances of the western and eastern German federal states, the interrelation of the historical past and the present development of the territories is emphasized. Attention is paid to the regional policy of the German state to solve problems, ways to equalize the level of socio-economic development of new and old federal lands, as well as further prospects.

 

Ключевые слова: региональная политика, социально-экономическое развитие, неравномерность развития территорий, немецкое единство, пути решения.

Keywords: regional policy, socio-economic development, unevenness of development of territories, German unity, solutions.

 

Введение

С проблемой наличия диспропорций в социально-экономическом развитии территорий сталкиваются многие страны, многих стран мира вне зависимости от уровня их экономического развития, демографических показателей, географических характеристик.

Степень диспропорции везде разная, где-то более выражена, где-то менее, но полное отсутсвие неравенства территорий практически невозможно.

Для стран с высоким уровнем социально-экономической дифференциации требуется эффективные меры со стороны государства — региональная политика.

Развитие Запада и Востока Германии на сегодняшний день все еще является предметом дискуссий. Германия — одна из самых развитых стран мира, что в очередной раз доказывает то, что любые регионы подвержены риску неравномерности развития.

Актуальность темы исследования определяется, во-первых,  значимостью проблемы неравномерности территорий, которая может стать масштабной для региона без применения нужных механизмов государством. Во-вторых, интересен немецкий опыт, который показывает, какие меры могут быть эффективны и насколько может быть долгосрочной проблема регионального развития.

Цель исследования — выявить проблемы социально-экономического развития новых и старых федеральных земель Германии, проанализировав актуальное состояние регионов и рассмотрев региональную политику немецкого правительства.

Неравномерность развития регионов как закономерное явление и теоретические подходы к преодолению

В процессе развития регионов возникают различия, появляются кризисные, слабые территории, нуждающиеся в поддержке со стороны более сильных. Если возникающие проявления неравномерности находятся под контролем, то обусловленные объективными причинами, но умеренные различия в региональном развитии являются динамическими факторами организации единого регионального экономического пространства.

Существует несколько теорий возникновения диспропорций в регионом развитии. В одной из моделей регионы — это взаимосвязанные производственные образования, обладающие определенным равновесием. Согласно данной теории, неравномерность развития возникает в результате отклонений от равновесного состояния под влиянием ряда факторов. В долгосрочном же периоде дифференциация регионального развития должна сокращаться, а уровни их экономического развития выравниваться. [1]

Также существует концепция, в рамках которой при анализе включается не только традиционные факторы производства, но и социальные, институциональные, политические, а также учитывать географическое расположение территории. Важным в понимании данной модели является эффективность рабочей силы, которая во многом зависит от сформировавшейся на государственном уровне институциональной политики, которая в свою очередь является ключевым звеном в формировании общего экономического климата в регионе. [6]

Модель «центр — периферия», разработанная Дж.Фридманом [6], подразумевает, что в территориальных центрах концентрируются привлеченные с периферии различного рода ресурсы — трудовые, финансовые и природные. Таким образом изначально развиваются центры, а спустя определенное количество времени — и периферийные территории, что зависит, в первую очередь, от экономических и институциональных барьеров, препятствующих продвижению технологий.

Из этого вытекает проблема развития регионов с точки зрения социального неравенства, что замедляет развитие человеческого капитала, препятствует модернизации институтов, а это, в свою очередь, негативно сказывается на развитии региона в целом. [2]

Региональная политика нацелена на выравнивание диспропорций в социально-экономическом развитии регионов — это комплекс законодательных, административных, экономических и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровней жизни людей. [4] В этом контексте одно из главных направлений решения проблемы дифференциации регионов — создание институциональной инфраструктуры, так как эффективность региональной политики в большей степени зависит от организованности и функционирования институтов, которые созданы для проведения данной политики.

Существует три основных подхода к решению проблемы санации регионов для выравнивания их социально-экономического уровня. Первый подход подразумевает под собой сокращение и устранение барьеров, которые препятствуют развитию технологий и инноваций повсеместно.

Второй подход — стимулирование роста мобильности населения. очевидно, что население стремится жить в наиболее комфортных условиях, иметь достойный уровень заработка и социального обеспечения. Для привлечения потоков населения, а соответсвенно и рабочей силы, в «периферийные» районы в рамках региональной политики необходимо создание должной инфраструктуры, что, в свою очередь, переплетается с первым подходом. Наличие технологичной инфраструктуры дает возможность региону стать привлекательным для населения.

Однако и Для роста мобильности необходимо снижать институциональные и финансовые барьеры: бюрократической регистрации, неразвитого рынка жилья и дороговизны жилищных кредитов. [2]

Наконец, третий подход — стимулирование конкуренции регионов и городов за инвестиции и человеческий капитал и, одновременно, горизонтального взаимодействия для решения общих проблем [2]. Однако конкурируют те, у кого есть ресурсы и кто нацелен на результат.

В этом плане центры должны предоставлять больше полномочий и большую автономию для принятия регионами собственных решений.

Стоит обратить внимание на то, что успех региональной политики во многом зависит и от исходных данных, имеющиеся у региона, и от особенностей различного характера, в том числе и исторического контекста.

Современные региональные диспропорции Востока и Запада Германии: итоги объединения, эффективность региональной политики

1990 год стал началом новой эпохи в немецкой истории — началом уникального процесса объединения восточных и западных земель, беспрецедентность которого заключалась в факте слияния двух государств, имеющих на тот момент абсолютно разные социально-экономические системы. Объединение Германии в 1990 г. и социально-экономическая интеграция новых земель оказались сложными процессами, несмотря на оптимистичные прогнозы. Во времена эпохальных потрясений системные рамки политических, экономических и социальных порядков полностью меняются, в основном это кается, конечно, Востока Германии. «Шоковые» изменения в новых землях произошли масштабно и очень быстро, что потребовало у населения огромных усилий для адаптации.

Проследить общие показатели Востока и Запада Германии к моменту объединения можно по следующей Таблице 1:

Таблица 1.

Основные экономические показатели 1989 г.

 

Показатели

ФРГ

ГДР

Валовой национальный продукт (млрд зап.-герм.мар.)

 

2265

400

ВНП на душу населения (тыс. зап.-герм. мар.)

36,2

24,4

Ежемесячный доход на душу населения (зап.-герм. мар)

1872

850

Экспорт (млрд. зап.-герм. мар)

176,5

90,2

Импорт (млрд. зап.-герм. мар)

131,1

87,2

Уровень инфляции (%)

2,8

2,0

 

Сложнейшими проблемами, с которыми столкнулись восточные земли стали:

  • Массовая безработица: в период с 1989 по 1993 г. число работающих в Восточной Германии сократилось с 9,8 до 6,2 миллиона человек, в результате чего средний уровень безработицы в 1993 г. составил около 15%[7].
  • Ужесточение конкуренции для восточногерманских предприятий: в результате открытия внутренней границы и с введением Немецкого валютного союза 1 июля 1990 г. поставщики из других стран имели практически беспрепятственный доступ к рынку Восточной Германии, что привело к резкому снижению спроса и производства — спрос стал более дифференцированным,  а свое производство становилось неэкономичным.
  • Соотношение оплаты труда на Востоке и Западе: в конце 1990 года уровень заработной платы составлял около 39% от уровня Западной Германии, а к концу 1992 г. она достигла почти 60% [7]. В свою очередь, из-за относительно низкой производительности труда в экономике Восточной Германии это повышение заработной платы очень быстро привело к тому, что производственные затраты многих предприятий Восточной Германии были выше, чем у конкурентов Западной Германии, а это способствовало сокращению рабочих мест.
  • Трансформация «сверху»: приватизация государственных предприятий с последующим их закрытием ввиду технологической отсталости и неликвидности, а следовательно — сокращение рабочих мест.
  • В общественном плане много люди столкнулись с тем, что некоторые специализации, полученные в соответствии с прежними рамками, не являлись больше востребованными или стоили значительно меньше. Рабочие места не гарантировались более государством, а поощрялись собственная инициативность, индивидуализм, ответственность и самопомощь, что не входило в рамки социалистического менталитета бывшей ГДР.

Для преодоления последствий объединения, для выравнивания жизненных стандартов в новых землях до уровня Западной Германии, что являлось основной задачей немецкого правительства и до сих пор входит в список национальных интересов, правительством был принят план восстановления под общим названием «Aufbau Ost». Под этим термином понимались в первую очередь экономические мероприятия для сближения условий жизни на западе и востоке ФРГ. С момента принятия программы в 1991 г. до настоящего времени финансовая поддержка востока была осуществлена в три этапа. Первый — учреждение в 1990-1994 гг.

Фонда Германского единства (Deutsche Einheit). В общей сложности Фонд направил транши на 82,2 млрд евро [5]. Из центра средства направлялись в основном в частные и государственные структуры, а также на поддержку занятости населения за счет создания инфраструктуры и рабочих мест.

В 1995 г. стартовал второй этап: был утвержден первый Пакт солидарности (Solidarpakt I), действовавший до 2004 г. Пакт предполагал финансирование в размере 24 млрд евро [5], и за счет этих средств новые земли могли восстановить или улучшить экономическую инфраструктуру.

Среднегодовой рост ВВП в период с 1995 по 2008 гг. составил 1,6 % [5]. Причиной слабого роста послужило то, что началась структурная перестройка в строительной отрасли, а также с прекратилась приватизация предприятий и впоследствие это отразилось на инвестиционной активности иностранных компаний в новых землях.

В 2005 г. было принято решение об утверждении второго Пакта солидарности, состоящий из двух частей, сроком до 2019 г. Пакт солидарности II имел под собой перечень областей развития, которые должны были подлежать реструктуризации. Важнее всего было обеспечить самостоятельное развитие экономики востока, в результате чего земли получили автономное право реализовать политику финансирования, а также определять региональные или отраслевые приоритеты.

Основной целью Пакта было улучшение экономических профилей новых федеральных земель и усиление их преимуществ в рамках национальной и международной конкуренции.

По истечении срока действия Пакта о солидарности II в конце 2019 г. с начала 2020 г. вступила в силу общая немецкая система финансирования структурно слабых регионов. За счет данной системы федеральное правительство надежно продолжает свою региональную политическую поддержку восточногерманских федеральных земель. В то же время в программу были включены другие регионы, нуждающиеся в финансовой помощи. В настоящее время федеральным и региональными правительствами используются различные инструменты по выравниванию диспропорций Восточной Германии по отношению к Западной. Большое внимание по-прежнему уделяется частным инвестициям и предпринимательству, которые активизируются за счет инвестиционных грантов, субсидий и налоговых льгот. Делается акцент на развитие технологической и экономической инфраструктуры, транспорта, научных центров, телекоммуникаций и т.д.

Какие результаты имеются спустя более 30-ти лет с момента объединения двух Германий, и как можно оценить эффективность региональной политики государства?

Тенденции можно проследить в годовых отчетах о состоянии немецкого единства. Экономическая мощь новых земель увеличилась в четыре раза с момента воссоединения [8].

Сегодня ее в значительной степени поддерживают компании среднего размера, которые обладают технологическим совершенством во многих областях. Примером этого являются производство микроэлектроники, электромобилей, технологии легких конструкций или исследования в области фотоники.

Экономика новых земель росла в среднем на 1,9% в год с начала прошлого десятилетия. Таким образом, ВВП восточных земель в 2019 г. был реально на 12,9% выше, чем в 2010 г., при этом отдельно Берлин имеет показатели роста на 17,3%. Только после пандемии коронаривуса произошел резкий спад экономических показателей. В 2020 г. был спад на 4% [9]. В целом, в 2020 г. экономическая мощь восточных земель, измеряемая здесь как ВВП на одного работающего человека[1], в отношении уровня Западной Германии составлял 77,9 % (с Берлином: 82,8%) по сравнению с 2010 г., когда показатели составляли 69,6% (и 74,2% соответственно) [9]. Таким образом, есть позитивная динамика — разрыв между Востоком и Западом продолжает постепенно сокращаться, однако фактически за более чем 30 лет диспропорции так и не были преодолены.

Общие объяснения сохраняющегося разрыва в экономических показателях включают отсутствие крупных компаний на Востоке, в том числе их штаб-квартир, обладающие стратегическими корпоративными функциями. Фактически, из 500 лучших компаний Германия в 2016 г., согласно рейтингу ежедневной газеты «Die Welt», только 36 базируются в Восточной Германии, а 464 — в Западной Германии. Если бы штаб-квартиры были распределены между Востоком и Западом так же, как население, на востоке должно было бы быть около 100 головных офисов [11].

В целом, в Западной Германии более высокая доля работников занята на крупных предприятиях, которые также имеют более высокую производительность труда, чем малые и средние предприятия. Если эта доля занятых в Западной Германии составляет 22,9%, то на востоке она составляет 7,6%, что сказывается и на уровне доходов населения обеих частей страны: в то время как зарплата работников в Западной Германии составляет 43900 евро в год, специалисты и руководители в Восточной Германии получают годовую заработную плату в размере 36500 евро, разница в 16,9 %. [12]

К вопросу о занятости населения, в 2020 году средний уровень безработицы в новых федеральных землях, включая Берлин, составлял 7,3%, что на 1,7% выше, чем в старых землях, которые имеют показатель в 5,6% (общефедеральный уровень: 5,9%) [12]. Свое влияние имеет и пандемия коронавируса. Общий эффект последствий коронавируса, по подсчетам на конец 2021 г., оценивается в 0,1 процентного пункта для уровня безработицы в Западной Германии и в 0,9 процентного пункта для уровня безработицы в Восточной Германии, что значительно выше, чем в Западной Германии [12].

Данный вопрос обостряется и тем фактом, что существует проблема нехватки квалифицированной рабочей силы. Впрочем, это относится и к Западной Германии. Данная тенденция может более развиться в будущем в восточных землях и сказаться более неблагоприятно, чем подобная ситуация на Западе. Учитывая снижение потенциала рабочей силы, помимо квалифицированной иммиграции, качественное образование работников важнее, чем когда-либо, в дополнение к квалифицированной иммиграции. В 2018 году это преимущество в высшем образовании было только среди работников в Берлине и Саксонии. 

В остальных странах Восточной Германии наблюдается меньшая доля работников с высшим образованием. Одной из причин сокращения является уход на пенсию работников, получивших образование в ГДР, где доля занятых с академическим образованием была выше, чем в Западной Германии.

Неутешительны и демографические тенденции: в то время как население Западной Германии выросло на 9% в период с 1990 по 2020 гг., за тот же период на востоке оно сократилось на 15%. [13] Это привело к тому, что в 2020 г. в Западной Германии проживало в пять раз больше людей, чем в федеральных землях Восточной Германии.

Эти различные события являются результатом изменений в демографической структуре ввиду миграционных перемещений, рождений и смертей.

Заключение

Таким образом, процесс развития разных регионов в большинстве случаев происходит неравномерно по ряду разнообразных объективных факторов Для решения этой проблемы важно, в первую очередь, выявить причины возникновения и нарастания диспропорций.

Социально-экономическое развитие регионов — это не столько количественный рост, сколько качественные изменения регионов.

Грамотная региональная политика способна сгладить диспропорции в развитии регионов, но остается открытым вопрос, возможно ли в принципе  из устранение.

Исходя из немецкого опыта, можно отметить, что нас сегодняшний день глубокий раскол, существовавший между Востоком и Западом в значительной степени преодолен, однако различия по общим социально-экономическим показателям все еще остаются.

За более, чем тридцать лет процесса выравнивания были вложены крупные средства с рамках региональной программы Aufbau Ost.

Судить об ее эффективности можно на основе социально-экономических показателей, которые существовали в начале пути единой Германии и которое актуальны сейчас. Можно сделать вывод, что сегодня Восток Германии развивается на уровне Запада, но по-прежнему остается в роли догоняющего региона.

Неизвестно, сколько времени может понадобиться для полного выравнивания диспропорций, но тенденция вполне ясна — процесс продолжается.

 

Список литературы:
1. Гаджиев А. А. Неоклассические и кумулятивные теории регионального экономического роста и развития // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. – 2008. – No 1. – С. 6–23. 
2. Зубаревич Н. В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. – М. : Независимый институт социальной политики, 2010. 
3. Зубаревич Н. В. Региональная политика и региональное развитие России // ЭКО. - 2014. - №4. 
4. Минин Е.М. Теоретические основы регионального развития – М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. – 246 с. 
5. Хришкевич Т.Г. Программа Aufbau Ost и выравнивание «Восток - Запад»: преодоление региональной диспропорции объединенной Германии в начале XXI века // Запад - Восток. 2019. № 12. С. 46-60.
6. Friedmann J. Regional Development Policy. – Boston : MTI, 1966. 
7. M. Fritsch, A. Sorgner und M. Wyrwich Die Entwicklung der Wirtschaft in Ostdeutschland nach der Wiedervereinigung (GWP) Heft 2/2015, S. 225-238
8. Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2020. – Berlin: Bundesministerium für Wirtschaft und Energie (BMWi), 2020.
9. Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2021. – Berlin: Bundesministerium für Wirtschaft und Energie (BMWi), 2021. 
10. Hall R., Jones Ch. Why Do Some Countries Produce So Much More Output per Woker than Others? // Quarterly Journal of Economics. – 1999. – Vol. CXIV. – P. 83–116. 
11. Leibniz-Institut für Wirtschaftsforschung Halle, a. a. O., S. 37, Abbildung 6.
12. 30 Jahre Wiedervereinigung: So groß ist die Lohnlücke wirklich [Электронный ресурс] URL: https://www.gehalt.de/news/ost-west-vergleich-gehaltsunterschiede-in-deutschland
13. Bevölkerungsentwicklung in Ost- und Westdeutschland zwischen 1990 und 2020: Angleichung oder Verfestigung der Unterschiede? [Электронный ресурс] https://www.destatis.de/DE/Themen/Querschnitt/Demografischer-Wandel/Aspekte/demografie-bevoelkerungsentwicklung-ost-west.html
 

[1] Измеряется ВВП на час работы на одного занятого. Это также показатель производительности экономики в новых землях.