Евразийская интеграция на постсоветском пространстве
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов


участников



XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Евразийская интеграция на постсоветском пространстве
В статье рассмотрены особенности интеграции на постсоветском пространстве и предпосылки создания Евразийского экономического союза, а также указаны основные этапы развития Евразийского экономического союза.
Интеграция является объективным процессом углубления в масштабах всей планеты разнообразных связей, достижение качественно нового уровня взаимодействия, целостности и взаимозависимости в экономике, финансах, политике, науке и культуре.
Смысл интеграционной парадигмы развития заключается не только во взаимном переплетении экономик и финансов различных стран, но, главным образом, в международной социальной интеграции, то есть в переносе центра тяжести с собственно финансово-экономической и торговой на социально-культурную жизнедеятельность мирового сообщества. Особенно актуальна проблема интеграционного развития на постсоветском пространстве.
Евразийский экономический союз создан с целью сформировать и развить евразийское единое экономическое пространство т.е. осуществлять эффективную реализацию тех важных преимуществ, которые создает свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территории намного большей, чем в отдельности каждая страна, ставшая частью Союза.
Создав Союз, суверенные государства делегировали некоторые полномочия регулирующему органу – Евразийской экономической комиссии – для того, чтобы важные вопросы, связанные с развитием экономических «классических свобод», касающиеся всех членов Союза, результативно решались на Евразийском уровне ради общего блага и в интересах каждой страны.
Хронология интеграционных процессов государств-членов Евразийского экономического союза отражена в таблице 1.
Таблица 1.
Хронология интеграционных процессов государств-членов Евразийского экономического союза
| 
 | ЕврАзЭС | Таможенный союз | ЕЭС | МОТ | 
| Армения | - | 02.01.2015 | 02.01.2015 | 03.02.2003 | 
| Беларусь | 30.05.2001 | 06.07.2010 | 01.01.2015 | в процессе переговоров | 
| Казахстан | 30.05.2001 | 01.07.2010 | 01.01.2015 | 30.11.2015 | 
| Кыргызская Республика | 30.05.2001 | 12.08.2015 | 12.08.2015 | 20.12.1998 | 
| РФ | 30.05.2001 | 01.07.2010 | 01.01.2015 | 22.09.2012 | 
| Таджикистан | 30.05.2001 | - | - | 02.03.2013 | 
Все действия в Евразийском союзе базируются на договорах, составляющих право ЕАЭС, которые добровольно и демократично принимаются всеми государствами – членами Союза. Договоры обсуждаются и детально согласовываются и подлежат ратификации национальными парламентами.
Принципы деятельности Евразийского Экономического Союза закреплены в ст. 3 Договора о Евразийском экономическом союзе [1].
Странами–участниками создаются благоприятные условия для выполнения Союзом его функций и воздерживаются от мер, которые способны поставить под угрозу достижение целей Союза.
Россия для бывших стран СССР на данном этапе является довольно значительным партнером во внешнеторговом обмене и не только, и эти отношения важны для нашего государства.
Однако сегодня стоит вопрос не просто о сотрудничестве, а об интеграции, собственно о включении отдельных стран в Евразийский экономический союз. В случае присоединения к ЕАЭС предполагается прирост ВВП, но в первую очередь для стран основательниц, а в дальнейшем для присоединившихся стран за счет снижения цен и увеличения экспорта сельскохозяйственной и металлургической продукции.
На данном этапе странам бывшего СССР желательно расширять рынки сбыта и налаживать международные связи. Для каждой из них по отдельности будет в край сложно достичь желаемой цели самостоятельно, именно поэтому необходимым шагом является интеграция в ЕАЭС.
Исторически сложилось так, что Евразийский Экономический Союз является одним из основных приоритетных союзов для стран бывшего СССР. Это объясняется наибольшим рынком сбыта товаров и услуг, территориальной близостью стран, подобным законодательством, нормами, принципами, стандартами и тому подобное. Невозможно избегать для этих стран возможность выхода на европейские рынки сбыта, но на современном этапе эти страны не выдержат конкуренции с качественными товарами стран Европейского Союза. Значительное количество продукции, которая ввозится на рынки каждой отдельной республики СССР, производится бывшими постсоветскими странами.
Так, в 2016 году удельный вес импорта по странам ЕАЭС составляла 40,1 % от общего объема импорта товаров по странам мира (табл. 2), доля же экспорта составила 32,6 % от общего объема экспорта товаров по странам мира (табл. 3).
Таблица 2.
Объемы импорта товаров по странам мира в 2014–2016 годах
| Страна | Импорт | |||||
| 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | ||||
| млн.долл. США | удельный вес, % | млн.долл. США | удельный вес, % | млн.долл. США | удельный вес, % | |
| Беларусь | 2567,5 | 4,2 | 4211,8 | 5,1 | 5068,5 | 6,0 | 
| Казахстан | 766,2 | 1,2 | 1676,0 | 2,0 | 1494,8 | 1,7 | 
| Россия | 22198,1 | 36,5 | 29132,1 | 35,2 | 27418,4 | 32,4 | 
| Всего по странам ЕАЭС | 25531,8 | 41,9 | 35019,9 | 42,3 | 33981,7 | 40,1 | 
| Всего по странам мира | 60742,2 | 100 | 82608,2 | 100 | 84658,1 | 100 | 
Методологически важно сравнивать объемы импорта вообще и в разрезе отдельных стран с объемами экспорта. Именно такое сравнение предоставляет возможность сделать вывод относительно эффективности внешнеторговых отношений стран вообще и с отдельными странами в частности.
Таблица 3.
Объемы экспорта товаров по странам мира в 2014–2016 годах
| Страна | Экспорт | |||||
| 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | ||||
| млн.долл. США | удельный вес, % | млн.долл. США | удельный вес, % | млн.долл. США | удельный вес, % | |
| Беларусь | 1899,1 | 3,69 | 1922,3 | 2,8 | 2251,0 | 3,27 | 
| Казахстан | 1300,4 | 2,5 | 1857,6 | 2,7 | 2459,3 | 3,57 | 
| Россия | 13428,2 | 26,1 | 19819,8 | 28,9 | 17631,6 | 25,6 | 
| Всего по странам ЕАЭС | 16627,7 | 32,29 | 23599,7 | 34,4 | 22341,9 | 32,4 | 
| Всего по странам мира | 51405,2 | 100 | 68394,2 | 100 | 68809,8 | 100 | 
Если правительство любой из постсоветских стран изберет политику интеграции в ЕАЭС, то уровень импортируемой продукции возрастет в несколько раз, в свою очередь, эти страны смогут реализовать свой экспортный потенциал на рынках стран ЕАЭС.
Кроме положительных аспектов вхождения в ЕАЭС также возможно возникновение ряда негативных явлений в экономике отдельных стран, а именно:
во-первых, ограничения самостоятельного ведения торговой политики в рамках Евразийского Экономического Союза;
во-вторых, невозможность интегрироваться в ЕАЭС и Европейском Союзе одновременно;
в-третьих, ограничения в освоении новых рынков сбыта, невозможность привлечения европейских бизнес-партнеров и получения иностранных инвестиций, которые могли бы улучшить технологическое и техническое положение промышленности страны.
Экономические преобразования в условиях кризиса и процессы интеграции происходящих во всем мире, не оставляют шансов любой стране искать и устанавливать свои собственные, национальные правила регулирования, в результате чего формируется новая философия регулирования. Сегодня можно с полной уверенностью говорить о появлении принципиально нового подхода регулирования, учитывающего предпринимательские интересы участников внешнеэкономической деятельности. Современное таможенное регулирование развивается в условиях таможенной интеграции. Одним из направлений развития методов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности государства на мировом торговом пространстве является создание таможенных союзов между государствами. Данное интеграционное объединение решает не только проблему беспошлинной торговли между странами-участницами, но и дает возможность установить единый таможенный тариф для решения проблемы трансграничного перемещения товаров.


