Статья:

Евразийская интеграция на постсоветском пространстве

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Ароян Р.А. Евразийская интеграция на постсоветском пространстве // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(45).pdf (дата обращения: 19.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Евразийская интеграция на постсоветском пространстве

Ароян Размик Аршакович
студент 4 курс, направление бакалавриата «Государственное и муниципальное управление», Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Калужский филиал, РФ, г. Калуга
Нерсисян Лилит Камоевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. кафедры «Экономика и менеджмент», Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Калужский филиал, РФ, г. Калуга

 

В статье рассмотрены особенности интеграции на постсоветском пространстве и предпосылки создания Евразийского экономического союза, а также указаны основные этапы развития Евразийского экономического союза.

Интеграция является объективным процессом углубления в масштабах всей планеты разнообразных связей, достижение качественно нового уровня взаимодействия, целостности и взаимозависимости в экономике, финансах, политике, науке и культуре.

Смысл интеграционной парадигмы развития заключается не только во взаимном переплетении экономик и финансов различных стран, но, главным образом, в международной социальной интеграции, то есть в переносе центра тяжести с собственно финансово-экономической и торговой на социально-культурную жизнедеятельность мирового сообщества. Особенно актуальна проблема интеграционного развития на постсоветском пространстве.

Евразийский экономический союз создан с целью сформировать и развить евразийское единое экономическое пространство т.е. осуществлять эффективную реализацию тех важных преимуществ, которые создает свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территории намного большей, чем в отдельности каждая страна, ставшая частью Союза.

Создав Союз, суверенные государства делегировали некоторые полномочия регулирующему органу – Евразийской экономической комиссии – для того, чтобы важные вопросы, связанные с развитием экономических «классических свобод», касающиеся всех членов Союза, результативно решались на Евразийском уровне ради общего блага и в интересах каждой страны.

Хронология интеграционных процессов государств-членов Евразийского экономического союза отражена в таблице 1.

Таблица 1.

Хронология интеграционных процессов государств-членов Евразийского экономического союза

 

ЕврАзЭС

Таможенный союз

ЕЭС

МОТ

Армения

-

02.01.2015

02.01.2015

03.02.2003

Беларусь

30.05.2001

06.07.2010

01.01.2015

в процессе переговоров

Казахстан

30.05.2001

01.07.2010

01.01.2015

30.11.2015

Кыргызская Республика

30.05.2001

12.08.2015

12.08.2015

20.12.1998

РФ

30.05.2001

01.07.2010

01.01.2015

22.09.2012

Таджикистан

30.05.2001

-

-

02.03.2013

 

Все действия в Евразийском союзе базируются на договорах, составляющих право ЕАЭС, которые добровольно и демократично принимаются всеми государствами – членами Союза. Договоры обсуждаются и детально согласовываются и подлежат ратификации национальными парламентами.

Принципы деятельности Евразийского Экономического Союза закреплены в ст. 3 Договора о Евразийском экономическом союзе [1].

Странами–участниками создаются благоприятные условия для выполнения Союзом его функций и воздерживаются от мер, которые способны поставить под угрозу достижение целей Союза.

Россия для бывших стран СССР на данном этапе является довольно значительным партнером во внешнеторговом обмене и не только, и эти отношения важны для нашего государства.

Однако сегодня стоит вопрос не просто о сотрудничестве, а об интеграции, собственно о включении отдельных стран в Евразийский экономический союз. В случае присоединения к ЕАЭС предполагается прирост ВВП, но в первую очередь для стран основательниц, а в дальнейшем для присоединившихся стран за счет снижения цен и увеличения экспорта сельскохозяйственной и металлургической продукции.

На данном этапе странам бывшего СССР желательно расширять рынки сбыта и налаживать международные связи. Для каждой из них по отдельности будет в край сложно достичь желаемой цели самостоятельно, именно поэтому необходимым шагом является интеграция в ЕАЭС.

Исторически сложилось так, что Евразийский Экономический Союз является одним из основных приоритетных союзов для стран бывшего СССР. Это объясняется наибольшим рынком сбыта товаров и услуг, территориальной близостью стран, подобным законодательством, нормами, принципами, стандартами и тому подобное. Невозможно избегать для этих стран возможность выхода на европейские рынки сбыта, но на современном этапе эти страны не выдержат конкуренции с качественными товарами стран Европейского Союза. Значительное количество продукции, которая ввозится на рынки каждой отдельной республики СССР, производится бывшими постсоветскими странами.

Так, в 2016 году удельный вес импорта по странам ЕАЭС составляла 40,1 % от общего объема импорта товаров по странам мира (табл. 2), доля же экспорта составила 32,6 % от общего объема экспорта товаров по странам мира (табл. 3).

Таблица 2.

Объемы импорта товаров по странам мира в 2014–2016 годах

Страна

Импорт

2014 г.

2015 г.

2016 г.

млн.долл.

США

удельный вес, %

млн.долл.

США

удельный вес, %

млн.долл.

США

удельный вес, %

Беларусь

2567,5

4,2

4211,8

5,1

5068,5

6,0

Казахстан

766,2

1,2

1676,0

2,0

1494,8

1,7

Россия

22198,1

36,5

29132,1

35,2

27418,4

32,4

Всего по странам ЕАЭС

25531,8

41,9

35019,9

42,3

33981,7

40,1

Всего по странам мира

60742,2

100

82608,2

100

84658,1

100

 

Методологически важно сравнивать объемы импорта вообще и в разрезе отдельных стран с объемами экспорта. Именно такое сравнение предоставляет возможность сделать вывод относительно эффективности внешнеторговых отношений стран вообще и с отдельными странами в частности.

Таблица 3.

Объемы экспорта товаров по странам мира в 2014–2016 годах

Страна

Экспорт

2014 г.

2015 г.

2016 г.

млн.долл.

США

удельный вес, %

млн.долл.

США

удельный вес, %

млн.долл.

США

удельный вес, %

Беларусь

1899,1

3,69

1922,3

2,8

2251,0

3,27

Казахстан

1300,4

2,5

1857,6

2,7

2459,3

3,57

Россия

13428,2

26,1

19819,8

28,9

17631,6

25,6

Всего по странам ЕАЭС

16627,7

32,29

23599,7

34,4

22341,9

32,4

Всего по странам мира

51405,2

100

68394,2

100

68809,8

100

 

Если правительство любой из постсоветских стран изберет политику интеграции в ЕАЭС, то уровень импортируемой продукции возрастет в несколько раз, в свою очередь, эти страны смогут реализовать свой экспортный потенциал на рынках стран ЕАЭС.

Кроме положительных аспектов вхождения в ЕАЭС также возможно возникновение ряда негативных явлений в экономике отдельных стран, а именно:

во-первых, ограничения самостоятельного ведения торговой политики в рамках Евразийского Экономического Союза;

во-вторых, невозможность интегрироваться в ЕАЭС и Европейском Союзе одновременно;

в-третьих, ограничения в освоении новых рынков сбыта, невозможность привлечения европейских бизнес-партнеров и получения иностранных инвестиций, которые могли бы улучшить технологическое и техническое положение промышленности страны.

Экономические преобразования в условиях кризиса и процессы интеграции происходящих во всем мире, не оставляют шансов любой стране искать и устанавливать свои собственные, национальные правила регулирования, в результате чего формируется новая философия регулирования. Сегодня можно с полной уверенностью говорить о появлении принципиально нового подхода регулирования, учитывающего предпринимательские интересы участников внешнеэкономической деятельности. Современное таможенное регулирование развивается в условиях таможенной интеграции. Одним из направлений развития методов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности государства на мировом торговом пространстве является создание таможенных союзов между государствами. Данное интеграционное объединение решает не только проблему беспошлинной торговли между странами-участницами, но и дает возможность установить единый таможенный тариф для решения проблемы трансграничного перемещения товаров.

 

Список литературы:
1. Договор о Евразийском экономическом союзе – [Электронный источник] – Режим доступа: Статистика ЕАЭС [Электронный источник] – Режим доступа:http://eec.eaeunion.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/union_stat/Pages/default.aspx.
2. Евразийский экономический союз. Официальный сайт. Режим доступа: – [Электронный источник] – http://www.eaeunion.org/.
3. Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Казахстан, с другой стороны (Астана, 21 декабря 2015 года) // Режим доступа: – [Электронный источник] – http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37496546.
4. Статистика ЕАЭС – [Электронный источник] – Режим доступа: http://eec.eaeunion.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/union_stat/Pages/default.aspx.