Расходы периода и их оптимизация
Секция: Экономика
XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Расходы периода и их оптимизация
Period expenses and their optimization
Venera Kareneeva
Master student, Central Kazakhstan Academy, Republic of Kazakhstan, Karaganda
A. Gelme
scientific director, Cand. econ of science, Central Kazakhstan Academy, Republic of Kazakhstan, Karaganda
Аннотация. На сегодняшний день, большинство компаний находятся в крайне сложном финансовом положении. Для многих предприятий, причиной кризиса явилась цепная реакция падения спроса, снижение прибыли, потеря производства и снижения платежеспособности ряда предприятий. При таких обстоятельствах, одним из главных факторов выживания компании становится оптимизация расходов.
Abstract. Today, most companies are in an extremely difficult financial situation. For many enterprises, the cause of the crisis was a chain reaction of falling demand, lower profits, loss of production and reduced solvency of a number of enterprises. Under such circumstances, cost optimization becomes one of the main factors of a company's survival.
Ключевые слова: расходы, оптимизация.
Keywords: costs, optimization.
В связи с ухудшением экономической и финансовой ситуации на предприятиях, и усугубление проявлений воздействия негативных тенденций кризиса, который уже перешел в стадию глубокого кризиса, многие компании начинают паниковать и сокращать свои расходы. В условиях кризиса, управление компанией видит одну из основных «рецептов» выживания -это сокращение расходов. Таким образом, в погоне за экономией стали "вырезать" без разбора целые статьи расходов, необдуманно и не взвешенно. Решения, конечно же, должны приниматься в этих ситуациях очень быстро, почти мгновенно. Сокращение расходов может привести к негативным последствиям стратегических и тактических потерь. При принятии решений сокращения расходов также часто упускается из виду категория «нужных» затрат, в результате чего компания теряет огромные прибыли.
Затраты являются неотъемлемой частью любого бизнеса, без них, компания не может ни развиваться, ни просто работать. Тем не менее, для обеспечения рентабельности необходимо, чтобы расходы были эффективными, то есть, каждый потраченный тенге принес прибыль. Поставив такую цель, руководство будет в состоянии защитить компанию от ненужных расходов. Тем не менее, не каждый руководитель видит лучшие способы сокращения расходов.
Эта статья не может охватить все решения принимаемые руководством для оптимизации расходов, а лишь может сосредоточить внимание управленцев на том, что все сокращения расходов должны носить взвешенных характер.
Предприятие должны бороться за снижение не всех, а только непродуктивных, неэффективных расточительных расходов.
Для того что бы принять то или иное решение, предприятие должны поставить перед собой следующие вопросы:
-Как можно увеличить воздействие и экономическую эффективность расходов,которые компания собирается сократить?
-Как снижение тех или иных расходов отразится на финансовом положении предприятии в перспективе: год, два, три, пять и десять лет?
Итак, рассмотрим вопрос что такое расходы периода.
Расходы периода, в отличие от затрат на производство не зависят от объема производства и являются постоянными затратами, не связанными с конкретными видами реализованной продукции или услуг. Хозяйствующие субъекты понесут данные расходы, даже если в течение определенного периода, они ничего не производят.
Разделение затрат на производство и расходов на период, является необходимым для оценки влияния на конечные финансовые результаты производственной деятельности предприятия, а также показатель того, какое влияние на прибыль оказали административная и непроизводственная часть расходов и какие расходы можно сократить без болезненных потерь для фирмы.
Административные расходы также не зависят от объема производства и определены как постоянные, не связанные с конкретными видами реализованной продукции или услуг. Расходы периода списываются в том отчетном периоде, в котором они произведены, и не переносятся на последующие периоды в остатках нереализованной продукции.
К общим и административным расходам отчетного периода относятся:
- оплата труда работников, относящихся к административному персоналу;
- оплата труда персонала, занятого в обслуживающих производствах и хозяйствах;
- отчисления от оплаты труда административного персонала и персонала, занятого в обслуживающих хозяйствах, по установленным нормам;
- содержание административного аппарата управления, работников, обслуживающих структурные подразделения предприятия, материально-техническое и транспортное обслуживание. В том числе расходы на содержание служебного легкового автотранспорта и компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;
- расходы на содержание и обслуживание технических средств управления, узлов связи, средств сигнализации, вычислительных центров и других технических средств управления, не относящихся к производству (износ основных средств общехозяйственного назначения, расходы на содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения в пределах норм налогового учета);
- и др [1, с.1].
Накладные расходы - это расходы, связанные с обслуживанием производства, организацией работ, которые не могут быть непосредственно отнесены на отдельные видыпродукции. В состав накладных расходов включаются: оплата труда и отчисления от оплаты труда управленческого и обслуживающего производственного персонала, амортизация основных средств используемых при оказании услуг, коммунальные услуги, потребленные в процессе производства, распределенные расходы будущих периодов и прочие расходы, связанные с оказанием услуг. База для распределения накладных расходов устанавливается предприятием по видам деятельности внутренними инструкциями и положениями [1,с.1].
Коммерческие расходы- это расходы на продажу , они включают расходы, произведенные при продаже товарно-материальных запасов:
- заработная плата работников отдела сбыта (торговли), отчисления от заработной платы работников отдела сбыта (торговли), расходы по страхованию собственности, командировочные расходы, амортизационные отчисления и расходы по содержанию основных средств, используемых при реализации запасов, и др.;
- транспортировка грузов до пункта отправления, погрузочно-разгрузочные работы;
- расходы по изучению рынков сбыта и продвижению товара на рынок (затраты на маркетинг), расходы на разработку и издание рекламных изделий, участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим предприятием бесплатно и не подлежащих возврату, и другие аналогичные расходы.
Оптимизация расходов периода - это выбор из всех возможных видов использования ресурсов тех, которые дают лучшие результаты.
Оптимизация расходов периода- это определения значений экономических показателей, в которых оптимально достигается наилучшие финансовые результаты деятельности предприятия.
Руководители ошибочно считают, что расходы сократятся, если они начнут строго контролировать расход денежных средств. Если руководитель будет управлять деньгами, у предприятия появится дефицит денежных средств, тогда возникнет необходимость взять кредит,а если активно привлекаются кредиты, то не за горами и банкротство. Эффективное снижение затрат зависит от того, как ведется анализ как доходной так и расходной части. Причем обе эти статьи нужно планировать постоянно. Обязательно, чтобы у руководства перед глазами всегда были бюджеты как доходов так и расходов, также следует уделять внимание тому, на какой срок рассчитать тот или иной проект, т.к некоторые проекты могут в краткосрочной перспективе показаться затратными, а в долгосрочной - очень выгодными.
Расходы, которые должны быть сокращены:
"Универсальные" расходы, которые могут быть безопасно снижены без значительных потерь в долгосрочной и краткосрочной перспективе;
- Устранение потерь в производстве: экономия топлива, электроэнергии и сырья;
- Снижение стоимости "поддержание высокого статуса." Это может быть переход на менее престижную и менее дорогой офис. "Seal" услуги, ведомств, сотрудники заняли помещения, отказ от избыточного пространства;
- Отказ выплачивать дивиденды акционерам и учредителям в пользу укрепления финансового положения, создание стабилизационного фонда, на выживание компании в условиях кризиса;
Целый раздел так называемых «скрытых» расходов, про которые все забыли. Расходы от упущенной возможности;
- Общеадминистративные расходы - статья не большая, но, как говорят: "Копейка рубль бережет Это включает в себя элементарную бережливость и уважение к расходам по электроэнергии, воде, тепла и так далее.
Расходы, которые компания будет увеличивать:
Затраты, которые компания лучше понести для того, чтобы минимизировать риски и снизить затраты, которые компания может понести в противном случае в будущем.
- Расходы, связанные с экономической безопасностью. Это необходимо проводить сложные превентивные меры, чтобы устранить многие из рисков, вероятность которых увеличивается в периоды кризиса. Рекомендуется усилить систему риск предприятия управления, правовой системы, системы безопасности, системы антикризисного менеджмента;
-Расходы или инвестиции в человеческие ресурсы. Эти расходы в основном для поддержания морального духа (корпоративной идеологии, внутренней антикризисной политики), так как независимо от того, сколько компания будет сократили издержки кризиса не может быть преодолены без поддержки сотрудников. Кризис предоставляет отличную возможность для тимбилдинга. Они также включают в себя стоимость переподготовки и переобучения персонала, и без которого не обойтись;
- Расходы на маркетинг, разработки новых продуктов, дизайна и внедрения новых продуктов;
- Расходы на развитие предприятия в виде вознаграждения и льгот для инноваций, внедрения новых и менее ресурсосберегающих технологий по оптимизации бизнес-процессов с целью повышения эффективности производства и бизнеса;
- Затраты, необходимые для реорганизации и обновления бизнеса, инноваций и развития предприятий. Экономика и бизнес после кризиса не останется таким же, как они были до "краха". Деловой мир кардинально изменился, как всегда это бывает, повторится перераспределение ресурсов: финансовых, промышленных, интеллектуальных, там будут изменения в балансе сил на рынке и в политике. Почти все бизнес-аналитики и топ-менеджеры крупных компаний пытаются найти новый способ, и даже новый бизнес парадигму. Таким образом, каждая компания будет иметь идти своим путем изменения в организационной структуре, корпоративной культуры, построение отношений во многих плоскостях, а это, в свою очередь, потребует инвестиций;
Также хотелось бы предупредить руководителей, что "закручивание гаек" и "затягивания поясов" не достаточно для того, что бы компании вышла из кризиса. Это только одно из направлений, по которому можно двигаться сегодня. Для выживания предприятия требуется целая система мер:
- снижение затрат, сокращение нерациональных расходов;
- повышение экономической эффективности всех затрат;
- усиление маркетинговой деятельности;
- поиск и внедрение инновационных решений для ведения хозяйственной деятельности.
Управление расходами на предприятии в период кризиса должно быть не бюджетным или автоматическим, когда выделяются статьи и доводятся лимиты, а «ручным», когда изучается целесообразность каждого платежа, эффективность всех издержек по- отдельности. Управление расходами должно соизмерять тактические потребности и стратегические задачи, находя между ними золотую середину.