Статья:

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(173)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Рублева Л.А. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 37(173). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/173/99892 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Рублева Любовь Алексеевна
магистрант, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, РФ, г. Орёл
Аронов Дмитрий Владимирович
научный руководитель, д-р ист. наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева РФ, г. Орёл

 

Аннотация. Досудебный (административный) порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение, предусматривает возможность устранения нарушения уже на стадии досудебного ведомственного контроля. Законодательно предусмотрен досудебный и судебный порядок обжалования   действий органов государственной власти.

 

Ключевые слова: электронные государственные услуги, информационно-коммуникационные технологии, интернет, единый портал государственных и муниципальных услуг.

 

Защита физических и юридических лиц в сфере предоставления государственных услуг является одним из приоритетных направлений деятельности государства. В результате бездействия или незаконных действий субъекта, предоставляющего государственные услуги , права и законные интересы заявителей нарушаются, что может породить ряд  негативных юридических последствий не только относительно результата предоставления государственных  услуг, но и пропуска сроков давности, в случае если  результат предоставления услуги , необходим для подачи заявления в суд.

Порядок защиты прав граждан при предоставлении государственных услуг является важнейшим инструментом построения правового государства и развития гражданского общества. 

Досудебный обжалования действий (бездействий) органов государственной власти осуществляется в нескольких формах: личное обращение или в электронной форме.

В электронной форме обращения направляться по средствам: единого портала государственных услуг, федеральной государственной информационной системы досудебного обжалования, помощью сервисов ведомств, например, сервис сайта МВД России

На современном этапе   развития информационных технологий происходит информатизация процедуры досудебного обжалования, а именно на основе создания федеральной информационной системы досудебного (внесудебного) обжалования.

С мая 2021 года на Едином портале предоставления государственных и муниципальных услуг предусмотрен сервис досудебного обжалования действий государственных органов власти по предоставлению государственных услуг.  В сентябре 2021 года гражданами было подано в Пенсионный фонд Российской Федерации 9 908 жалоб,  в Федеральную службу судебных приставов 2206 жалоб.

В сентябре  2021 года в  Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральную  службу по регулированию алкогольного рынка, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное архивное агентство, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации,  Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство связи, Федеральное медико-биологическое агентство были поданы по  одной  жалобе на советующие ведомство. В Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору в сентябре 2021 года не подавались жалобы по предоставлению государственных услуг.

В Пенсионный фонд Российской федерации физические и юридические  лица через процедуру  досудебного обжалования  в сентябре 2021 года  направлялись жалобы по предоставлению  следующих государственных услуг: Подача заявления о доставке социальных выплат (ежемесячной денежной выплаты)( 3079 -жалоба), Подача заявления о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги)( 1034- жалобы), Назначение пенсии (926 жалоб), Подача заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги)( 651 -жалоба), Прием заявления о доставке пенсии(513 жалоб), Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал(331 -жалоб) Перерасчет размера пенсии(295     жалоб), Прием от зарегистрированных лиц заявлений о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (207 жалоб), Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (206 жалоб), Назначение дополнительного материального обеспечения (196 жалоб), Информирование зарегистрированных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов ( 177 жалоб).

Подача досудебного  обжалования действий государственных органов в сфере предоставления государственных услуг  предусмотрена как  на федеральные ведомства, так и на региональные, например, на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  в сентябре 2021 года  было подано 2 жалобы в рамках предоставлению услуги: Региональная социальная доплата к пенсии.

В сентябре 2021 года   физические и юридические лица  направляли  в большинстве случаев в рамках досудебного обжалования жалобу на предоставление государственной услуги: Подача заявления о доставке социальных выплат (ежемесячной денежной выплаты), а именно  была подана 3079 -жалоб.   Осенью 2021 меньше всего заявители направляли  жалобы  на услуги  предоставляемые, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в частности на государственную  услугу Регистрации  РЭС и ВЧУ и внесение записи в Реестр.

В случае если должностным лицом не были предприняты меры по рассмотрению жалоб на действие сотрудника ведомства по предоставлению государственной услуги, за данное действие (бездействие)  должностного лица предусмотрена административная ответственность с  наложением  административного штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, за повторное  совершение данного правонарушения предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года. Необходимо отметить, что срок  исковой давности  по данным видам правонарушений составляет три месяца, а вслучае если состав правонарушения  предусматривает повторность данного деяния то один год.

При предоставлении электронных государственных услуг  предумотрена административная  ответственность за нарушения межведомственного взаимодействия федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, созданный механизм подачи жалоб  и  обращений на действие (бездействие) структурного ведомства  предоставляющего государственные услуги  показал свою эффективность на правоприменительной практике.

Второй способ обжалования решения и действия (бездействия) органов, оказывающих государственные услуги, подразумевает судебный порядок разрешения спора. Обеспечение возможности беспрепятственного обращения в суд за защитой субъективных прав является функцией современного административного права, одной из фундаментальных основ правового государства.

В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и единого портала По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа

Таким образом, существует два порядка признания действий (решений) или бездействий органа исполнительной власти незаконными: административный и судебный. Созданный механизм досудебного обжалования показал свою высокую эффективность, поскольку 1% получателей услуг обратились с обжалованием действий органов, предоставляющих услуги, в суд.

 

Список литературы: 
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021)// "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст.
2. Лубенникова С.А. Правовое регулирование деятельности многофункциональных центров // Lex russica. 2017. N 2.
3. Лукина В.А. Зарубежный опыт предоставления государственных услуг // Социология власти. 2010. N 2.
4. Миронов А.Н. Недостатки при разработке административных регламентов предоставления муниципальных услуг на территории Владимирской области / А.Н. Миронов, С.Н. Ушаков // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2018. N 3. С. 15 - 18.