Статья:

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: CCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Сорокина А.Ю. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 30(221). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/30(221).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сорокина Анастасия Юрьевна
магистрант, кафедра публично-правовые науки, ОЧУВО Международный инновационный университет, РФ, г. Красноярск

 

Важным моментом является то, что на законодательном уровне по сей день не закреплено понятие органа исполнительной власти, но в некоторых нормативно-правовых актах есть упоминание о единой системе государственных органов исполнительной власти.

Также в законодательстве Российской Федерации можно заметить несколько идентичных терминов, которые, по сути, заменяют термин «органы исполнительной власти». Так, например, в законодательстве можно увидеть термин «исполнительные органы», «исполнительные органы государственной власти», что создает определенного рода путаницу в понятийном аппарате.

Понятие органов исполнительной власти, прежде всего, основывается на принципе разделения властей, а значение данного понятия сочетается со свойствами исполнительной власти, потому что такие органы независимо не без причины считаются исполнительной властью, в таком случае органы исполнительной власти рассматриваются как система органов государственного управления [2]. Понятие органа исполнительной власти многоаспектно, его можно рассматривать как один из видов органов государственной власти, либо как субъекта непосредственно исполнительной власти. Так, органы исполнительной власти выполняют отличительную по своей сути и способам государственную деятельность. Необходимо отметить, что орган исполнительной власти, это всегда орган государственного управления, однако не каждый орган государственного управления – это орган исполнительной власти. Органы исполнительной власти обладают особыми полномочиями, которые находят выражение в отдельных правовых формах. Многие правоведы включают в понятие органа исполнительной власти полномочия данных органов, например, исполнительно-распорядительные, контрольные и другие. Стоит также отметить, что органы исполнительной власти имеют право издавать нормативно-правовые акты. Можно подтвердить факт того, что нет единого и закрепленного законодательно понятия органа исполнительной власти, однако можно выделить наиболее общее в научной литературе понятие органа исполнительной власти [2].

В Российской Федерации существует огромное количество органов исполнительной власти, которые различаются по месту и уровню их нахождения в системе исполнительной власти, по направленности своей деятельности, отраслям управления, по содержанию, способу образования, в связи с этим изучение вопроса о классификации данных органов имеет особое значение.

Отметим, следующее: Правительство Российской Федерации, фактически являясь высшим органом исполнительной власти в государстве, призвано обеспечить беспе­ребойное функционирование всех структурных подразделений системы ис­полнительной власти.

Важнейшая роль Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации - организация исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных догово­ров. Российской Федерации, осуществлять системный контроль за их испол­нением федеральными органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации и принимать меры по устранению нарушений законодатель­ства Российской Федерации. Другими словами, Правительство Российской Федерации в частности и исполнительная власть в целом обеспечивают со­блюдение законности в государстве.

На Правительстве Российской Федерации также лежит тяжелое бремя решения самых насущных проблем государства: бюджетного планирования, вопросов, связанных со сбором налогов, выплатой заработной платы, надба­вок и пенсий, а также многими другими жизненно важными для страны во­просами. Благополучие населения зависит от того, насколько эффективны действия правительства по решению этих проблем. По результатам собственного анализа, установлено, что, исполнительная ветвь власти самостоятельна и занимает особое место в системе разделения властей, так как органы исполнительной власти прежде всего наделены большим объемом полномочий, связанным с проявлением административного воздействия на объекты управления [1].

Анализируя соотношение понятий «государственное управление» и «исполнительная власть», можно сделать вывод о том, понятие «государственное управление» является более широким, потому что исполнительная власть осуществляется в рамках государственного управления.

Стоит сказать о столь существенной роли главы государства в деятельности органов исполнительной власти. Стоит выделить тот факт, что Президента РФ нельзя отнести ни к одной из ветвей власти, так как он, реализуя свои полномочия возвышается над всеми ветвями власти.

Глава государства играет ключевую роль в формировании органов исполнительной власти и наделен широким кругом полномочий в сфере её организации. Стоит также отметить, что Президент осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, которые касаются вопросов безопасности государства, внешней разведки, внутренних дел, юстиции и других. Таким образом, Президент РФ оказывает особый спектр влияния на органы исполнительной власти и на исполнительную власть в целом, но не возглавляет её. В-третьих, рассматривая конституционно-правовой статус различных органов государственной власти особое внимание уделяется Правительству РФ, как высшему органу исполнительной власти. При рассмотрении конституционно-правового статуса высшего органа исполнительной власти в РФ стоит обратить внимание на нормы, которые регулирую порядок формирования и отставки, сроков полномочия, нормы, регламентирующие компетенцию правительства и нормы, упорядочивавшие деятельность Правительства РФ. Подытожив, можно утверждать, что Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти, создает потребность изучения взаимосвязей с Президентом РФ, с парламентом и судебными органами, а также органами исполнительной власти субъектов РФ, которые совместно с федеральными органами исполнительной власти составляют единую систему. Говоря о конституционно-правовом статусе органов исполнительной власти субъектов РФ стоит выделять несколько видов норм. Во-первых, это нормы, позволяющие показать место и роль таких органов в единой системе, во-вторых, нормы, непосредственно связанные с правами и обязанностями, компетенцией и полномочиями таких органов, в-третьих, нормы, касающиеся предмета ведения органов исполнительной власти субъектов РФ, в-четвертых, взаимодействие с органами государственной власти и федеральными органами исполнительной власти. Исходя из этих норм, под органом исполнительной власти субъекта понимать вид органа государственной власти, который в свою очередь является обособленной структурой частью в системе органов исполнительной власти в РФ, обладающий и реализующий исполнительную и распорядительную деятельность субъекта РФ в рамках своей компетенции, наделенного государственно-властными полномочиями, тесно связанного с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, законодательных органов субъекта РФ и органами местного самоуправления. Важным фактором является то, что система органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливается регионами самостоятельно, данный принцип закреплен в федеральном законодательстве [2].

Подводя итог вышесказанному, можно по-настоящему оце­нить роль и место Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти в осуществлении государственной власти в Россий­ской Федерации.

 

Список литературы: 
1. Федеральный Конституционный закон от 17.12.1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. – 02.01.2017. – № 1 (часть I). – Ст. 3.
2. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».