ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конференция: CCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Важным моментом является то, что на законодательном уровне по сей день не закреплено понятие органа исполнительной власти, но в некоторых нормативно-правовых актах есть упоминание о единой системе государственных органов исполнительной власти.
Также в законодательстве Российской Федерации можно заметить несколько идентичных терминов, которые, по сути, заменяют термин «органы исполнительной власти». Так, например, в законодательстве можно увидеть термин «исполнительные органы», «исполнительные органы государственной власти», что создает определенного рода путаницу в понятийном аппарате.
Понятие органов исполнительной власти, прежде всего, основывается на принципе разделения властей, а значение данного понятия сочетается со свойствами исполнительной власти, потому что такие органы независимо не без причины считаются исполнительной властью, в таком случае органы исполнительной власти рассматриваются как система органов государственного управления [2]. Понятие органа исполнительной власти многоаспектно, его можно рассматривать как один из видов органов государственной власти, либо как субъекта непосредственно исполнительной власти. Так, органы исполнительной власти выполняют отличительную по своей сути и способам государственную деятельность. Необходимо отметить, что орган исполнительной власти, это всегда орган государственного управления, однако не каждый орган государственного управления – это орган исполнительной власти. Органы исполнительной власти обладают особыми полномочиями, которые находят выражение в отдельных правовых формах. Многие правоведы включают в понятие органа исполнительной власти полномочия данных органов, например, исполнительно-распорядительные, контрольные и другие. Стоит также отметить, что органы исполнительной власти имеют право издавать нормативно-правовые акты. Можно подтвердить факт того, что нет единого и закрепленного законодательно понятия органа исполнительной власти, однако можно выделить наиболее общее в научной литературе понятие органа исполнительной власти [2].
В Российской Федерации существует огромное количество органов исполнительной власти, которые различаются по месту и уровню их нахождения в системе исполнительной власти, по направленности своей деятельности, отраслям управления, по содержанию, способу образования, в связи с этим изучение вопроса о классификации данных органов имеет особое значение.
Отметим, следующее: Правительство Российской Федерации, фактически являясь высшим органом исполнительной власти в государстве, призвано обеспечить бесперебойное функционирование всех структурных подразделений системы исполнительной власти.
Важнейшая роль Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации - организация исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров. Российской Федерации, осуществлять системный контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и принимать меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Другими словами, Правительство Российской Федерации в частности и исполнительная власть в целом обеспечивают соблюдение законности в государстве.
На Правительстве Российской Федерации также лежит тяжелое бремя решения самых насущных проблем государства: бюджетного планирования, вопросов, связанных со сбором налогов, выплатой заработной платы, надбавок и пенсий, а также многими другими жизненно важными для страны вопросами. Благополучие населения зависит от того, насколько эффективны действия правительства по решению этих проблем. По результатам собственного анализа, установлено, что, исполнительная ветвь власти самостоятельна и занимает особое место в системе разделения властей, так как органы исполнительной власти прежде всего наделены большим объемом полномочий, связанным с проявлением административного воздействия на объекты управления [1].
Анализируя соотношение понятий «государственное управление» и «исполнительная власть», можно сделать вывод о том, понятие «государственное управление» является более широким, потому что исполнительная власть осуществляется в рамках государственного управления.
Стоит сказать о столь существенной роли главы государства в деятельности органов исполнительной власти. Стоит выделить тот факт, что Президента РФ нельзя отнести ни к одной из ветвей власти, так как он, реализуя свои полномочия возвышается над всеми ветвями власти.
Глава государства играет ключевую роль в формировании органов исполнительной власти и наделен широким кругом полномочий в сфере её организации. Стоит также отметить, что Президент осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, которые касаются вопросов безопасности государства, внешней разведки, внутренних дел, юстиции и других. Таким образом, Президент РФ оказывает особый спектр влияния на органы исполнительной власти и на исполнительную власть в целом, но не возглавляет её. В-третьих, рассматривая конституционно-правовой статус различных органов государственной власти особое внимание уделяется Правительству РФ, как высшему органу исполнительной власти. При рассмотрении конституционно-правового статуса высшего органа исполнительной власти в РФ стоит обратить внимание на нормы, которые регулирую порядок формирования и отставки, сроков полномочия, нормы, регламентирующие компетенцию правительства и нормы, упорядочивавшие деятельность Правительства РФ. Подытожив, можно утверждать, что Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти, создает потребность изучения взаимосвязей с Президентом РФ, с парламентом и судебными органами, а также органами исполнительной власти субъектов РФ, которые совместно с федеральными органами исполнительной власти составляют единую систему. Говоря о конституционно-правовом статусе органов исполнительной власти субъектов РФ стоит выделять несколько видов норм. Во-первых, это нормы, позволяющие показать место и роль таких органов в единой системе, во-вторых, нормы, непосредственно связанные с правами и обязанностями, компетенцией и полномочиями таких органов, в-третьих, нормы, касающиеся предмета ведения органов исполнительной власти субъектов РФ, в-четвертых, взаимодействие с органами государственной власти и федеральными органами исполнительной власти. Исходя из этих норм, под органом исполнительной власти субъекта понимать вид органа государственной власти, который в свою очередь является обособленной структурой частью в системе органов исполнительной власти в РФ, обладающий и реализующий исполнительную и распорядительную деятельность субъекта РФ в рамках своей компетенции, наделенного государственно-властными полномочиями, тесно связанного с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, законодательных органов субъекта РФ и органами местного самоуправления. Важным фактором является то, что система органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливается регионами самостоятельно, данный принцип закреплен в федеральном законодательстве [2].
Подводя итог вышесказанному, можно по-настоящему оценить роль и место Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти в осуществлении государственной власти в Российской Федерации.