Статья:

КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Конференция: CCLXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Рыбас Ю.В. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 32(264). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/32(264).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Рыбас Юлия Владимировна
студент, Азовский государственный педагогических университет, РФ, г. Бердянск
Броварь Александр Витальевич
научный руководитель, Азовский государственный педагогических университет, РФ, г. Бердянск

 

Аннотация. Статья рассматривает классификацию чрезвычайных ситуаций (ЧС) в российском законодательстве, анализируя Федеральный закон №68-ФЗ и соответствующие ГОСТы. Особое внимание уделяется разграничению зон ЧС и зон вероятной ЧС, а также важности вероятностного подхода к оценке рисков для эффективного планирования превентивных мер и ликвидации последствий ЧС.

 

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, ЧС, классификация, Федеральный закон, ГОСТ, зона ЧС, зона вероятной ЧС.

 

В российской правовой системе понятие чрезвычайной ситуации (ЧС) детально регламентируется, устанавливая как качественные, так и количественные критерии ее определения. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ (далее – Закон N 68-ФЗ) [6], в статье 1 определяет ЧС как специфическое состояние на конкретной территории, обусловленное такими дестабилизирующими факторами, как аварии, природные катаклизмы, катастрофы и стихийные бедствия. Данное определение подчеркивает причинно-следственную связь между возникновением ЧС и ее негативными последствиями, которые могут выражаться в человеческих жертвах, нанесении ущерба здоровью населения и окружающей среде, а также значительных материальных потерях и нарушении условий жизнедеятельности. При этом законодательство акцентирует внимание на пространственном аспекте, увязывая возникновение ЧС с определенной территорией.

Для детальной классификации ЧС и их градации используются количественные параметры, закрепленные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 3042 [5]. В данном документе ЧС классифицируются в зависимости от масштабов последствий, учитывая охват территории, число пострадавших и величину материального ущерба. Таким образом, выделяются локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные уровни ЧС, каждый из которых характеризуется специфическими параметрами пострадавших и экономического ущерба. Такая градация позволяет более эффективно организовывать превентивные меры и ликвидацию последствий ЧС, а также оптимизировать распределение ресурсов для помощи пострадавшим регионам.

Несмотря на формализованный подход к классификации чрезвычайных ситуаций (ЧС), утвержденный Правительством РФ, данная система не охватывает всю многогранность проблематики. В частности, остаются вне поля зрения такие аспекты, как разнообразие причин и условий возникновения ЧС, их многообразные формы проявления, а также трансграничные и внешние ЧС, в ликвидации которых Россия нередко принимает участие. Кроме того, существующая классификация не учитывает критически острые ЧС, которые могут повлечь введение режима чрезвычайного положения.

В противовес правительственной классификации, ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» [2], принятый практически одновременно с Закон N 68-ФЗ [6], предлагает типологию ЧС, основанную на характере источника их возникновения. Выделяются природные, техногенные, биологически-социальные и военные ЧС.

Федеральный закон и сопутствующие ГОСТы формируют терминологическую базу безопасности, определяя предмет закона как защиту населения и территорий от ЧС, сферу его действия – деятельность в этой области, и цель – установление единых норм для РФ. Закон детально определяет понятия "население" и "территория", включая в них не только граждан и географическое пространство, но и объекты инфраструктуры, а также компоненты окружающей среды. Статья 1 закона вводит 17 базовых понятий, таких как "чрезвычайная ситуация", "зона чрезвычайной ситуации", "предупреждение ЧС" и другие.

В обеспечении безопасности при ЧС важную роль играют государственные стандарты, разрабатываемые Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России и утверждаемые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Фундаментальным документом в системе стандартов по безопасности при ЧС является ГОСТ Р 22.0.01-2016 [4]. Он определяет безопасность в контексте ЧС как состояние защищенности населения, объектов экономики и окружающей среды от потенциальных опасностей, связанных с возникновением ЧС. В соответствии с ГОСТ Р 22.0.01-2016 стандарты, регулирующие вопросы безопасности при ЧС, классифицированы на 12 основных и 2 резервные группы. Каждая группа объединяет стандарты, посвященные определенной тематике: от общих положений безопасности до конкретных аспектов, таких как мониторинг и прогнозирование ЧС, обеспечение безопасности населения, продовольствия, водоснабжения, организация аварийно-спасательных работ и др. Совокупность этих стандартов формирует комплексную систему знаний о возможных типах ЧС, источниках угроз, правилах поведения населения и действиях органов власти в условиях ЧС и при ликвидации их последствий.

В ГОСТ Р 22.0.02-94 [2] представлена классификация ЧС по характеру источника: природные, техногенные, биологически-социальные и военные. Основные термины и определения, связанные с природными ЧС, детально рассмотрены в ГОСТ Р 22.0.03-97 [1]. ГОСТ определяет природную ЧС как состояние, возникшее из-за опасного природного явления, которое может привести к жертвам, ущербу здоровью, окружающей среде и материальным потерям. ГОСТ расширяет терминологию Федерального закона, вводя понятия источника природной ЧС, поражающего фактора, опасного природного явления, стихийного бедствия и природно-техногенной катастрофы. Также разграничиваются зоны природной ЧС и зоны вероятной природной ЧС. Вероятностный подход к анализу риска важен для прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий ЧС, способствуя эффективному планированию ресурсов и принятию обоснованных решений в области безопасности. Таким образом, российское законодательство в области чрезвычайных ситуаций (ЧС), базируясь на Федеральном законе №68-ФЗ [6] и ГОСТах, формирует комплексную систему классификации и регулирования. Законодательство определяет терминологию, критерии и классификацию ЧС, а также устанавливает правовые основы безопасности. Особое внимание уделяется разграничению зон ЧС и зон вероятной ЧС и применению вероятностного подхода к оценке рисков для эффективного прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий ЧС. Это имеет фундаментальное значение для разработки мер защиты населения и территорий от ЧС любого типа и масштаба, обеспечивая эффективное взаимодействие всех участников процесса и минимизацию ущерба.

 

Список литературы:
1. ГОСТ 22.0.03-97. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.
2. ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.
3. Ильичев И. Е. О понятии и классификации чрезвычайных ситуаций / И. Е. Ильичев // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2020. – № 1. – С. 6-19
4. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 22.0.01-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения»
5. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
6. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ