ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(174)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(174)
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. В статье рассматриваются особенности полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела, а также основные проблемы, возникающие в ходе выполнения прокурором своих обязательств. Автор вносит свои предложения о конкретизации и расширении компетенции прокурора при осуществлении надзора.
Abstract. The article discusses the features of the prosecutor's powers at the stage of initiating a criminal case, as well as the main problems that arise during the performance of the prosecutor's obligations. The author makes his proposals on the specification and expansion of the prosecutor's competence in the exercise of supervision.
Ключевые слова: досудебный этап, прокурорский надзор, реализация полномочий органов прокуратуры, возбуждение уголовного дела, органы дознания, уголовное преследование, соблюдение законности при возбуждении уголовного дела.
Keywords: pre-trial stage, prosecutor's supervision, implementation of the powers of the prosecutor's office, initiation of a criminal case, bodies of inquiry, criminal prosecution, compliance with the rule of law when initiating a criminal case.
Прокурор с латинского “procurare” переводится как: управлять, ведать чем-либо, заботиться. Однако в ходе уголовного судебного разбирательства прокурор выступает на стороне обвинения и приводит доводы, подтверждающие виновность подсудимого. Но этим обязанности прокурора не ограничиваются. Основной функцией прокуратуры в Российской Федерации является осуществление надзора за соблюдением действующего законодательства, а также вынесение предписаний на устранение нарушений в случае их выявления. Однако, полный спектр задач, выполняемых прокурором, куда более обширен и разнообразен.
Деятельность прокурора распространяется на большую часть правового поля и затрагивает рассмотрение гражданских и уголовных дел. В данной статье мы хотим рассмотреть особенности реализации прокурором своих полномочий только на стадии возбуждения уголовного дела. Актуальность данного вопроса в первую очередь обусловлена тем, что от действий прокурора будет зависеть правомерность возбуждения уголовного дела, а соответственно и судьба обвиняемого.
Проблема реализации полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела тесно связана с уголовным преследованием и дальнейшим судопроизводством. В данном случае от прокурора будет зависеть не только законность возбуждения уголовного дела, но и судьба обвиняемого.
Обращаем внимание, что для того, чтобы избежать предвзятого отношения прокурора в рассматриваемом деле, он не вправе участвовать в производстве, если он является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу.
Полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.
Учитывая тот уровень ответственности, который возлагается на сотрудников прокуратуры хотим отметить, что каждый сотрудник проходит тщательный отбор, прежде чем приступить к должности. Существует ряд определённых требований, которые должны соблюдаться:
-Гражданство Российской Федерации;
-Оконченное высшее образование (бакалавриат и магистратура) по направлению “Юриспруденция”, с присвоением юридической квалификации
-Отсутствие судимостей
-Обладание необходимыми моральными и профессиональными качествами.
Для кандидатов, назначаемых на руководящие должности органов прокуратуры, существуют дополнительные требования:
-Возраст не моложе 30 лет
-Стаж работы в органах прокуратуры не менее 7 лет
Помимо всего прочего, при отборе оценивается уровень интеллекта, уровень правосознания, эрудиция, творческое мышление, коммуникативные качества и т.п.
От личности сотрудника прокуратуры и от того, как он себя проявит в той или иной ситуации будет зависеть исход дела, а также судьба других людей, но об этом немного позже.
Правовое регулирование деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации осуществляется сразу несколькими нормативно-правовыми актами:
-Конституция РФ - раскрывает систему прокуратуры и регламентирует её надзорную деятельность;
-Гражданский процессуальный кодекс РФ - регламентирует деятельность прокурора в гражданском процессе;
-Арбитражный процессуальный кодекс РФ - даёт право на обращение в арбитражные суды;
-Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации";
-Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации;
-Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
В отношении уголовного судопроизводства на досудебной стадии, в соответствии с российским законодательством, прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование и контролирует законность действий органов дознания и органов предварительного следствия. Полный перечень полномочий прокурора в ходе досудебного производства по уголовным делам чётко определяется статьёй 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Невзирая на то, что действия прокурора на досудебной стадии весьма ограничены, он обеспечивает соблюдение законности всех процедур при возбуждении уголовного дела. Прокурор вправе отказать в осуществлении преследования при условии обоснованности своего решения. От компетентности прокурора и от уровня его правовой грамотности будет зависеть не только решения суда, но и законность возбуждения того или иного уголовного дела.
Во-первых, хоть прокурор не может каким-либо образом воздействовать на органы дознания и влиять на возбуждение уголовного дела, его роль хоть и является ведущей, но заключается только в осуществлении контроля за соблюдением законности действий органов дознания. Но так было не всегда. В результате реформы, проведенной в 2011 году, прокурор утратил право самостоятельно возбуждать уголовные дела. Такие изменения стали причиной споров и дискуссий в правовой среде. Доктор юридических наук Сергей Эдуардович Воронин считает, что такой порядок не способствует эффективности уголовного судопроизводства, а напротив значительно усложняет процесс восстановления нарушенных прав заинтересованных лиц и организаций. Мы согласны с таким мнением так как подобная практика применяется в европейских судах и в соответствии с рекомендацией Комитета министров Совета Европы от 06 октября 2000 года № R (2000) 19, прямо указано, что во всех системах уголовного правосудия прокуроры решают вопрос о возбуждении или продолжении уголовного преследования.
Тем не менее, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, самостоятельно рассматривать сообщения о преступлении прокурор права не имеет, но он осуществляет контроль за выполнением требований законодательства при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении. На данном этапе прокурор вправе только передать заявление уполномоченному должностному лицу, которое, к сожалению, не всегда имеет возможность оперативно отреагировать и принять соответствующие меры. Эти обстоятельства значительно замедляют процесс и снижают эффективность при раскрытии преступлений. Данный факт является одной из важнейших проблем так как у органов дознания может не хватить ресурсов для досконального изучения дела и выявления всех обстоятельств. Учитывая, что прокурор уже в курсе происходящего, автор полагает, что в таком случае было бы логично расширить полномочия органов прокуратуры и дать им право на непосредственное участие при исправлении выявленных нарушений.
Во-вторых, в обязанности прокурора входит контроль за обеспечением прав задержанного. Если в ходе проверки будет выявлено, что права последнего нарушаются, то прокурор вправе вынести предупреждение и требовать создания условий, которые будут вписываться в рамки закона. В случае если нарушения не будут устранены в установленные сроки, прокурор вправе обратиться к должностным лицам и потребовать предоставления объяснений об отсутствии принятых мер. При неоднократных нарушениях прокурор вправе вносить протесты и отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, а в крайних случаях возбуждать производства об административных правонарушениях. Таким образом полномочия прокурора распространяются не только на лицо, в отношении которого возбуждается уголовное дело, но и на сотрудников органов дознания и органов предварительного следствия.
В-третьих, прокурор имеет доступ ко всей информации, относящейся к делу. Более того, он вправе проводить собственное расследование в ходе проверки достоверности и полноты материалов дела он вправе по своему усмотрению посещать все необходимые органы и учреждения; проводить опросы участников дела; знакомиться с оперативными материалами. Все новые выявленные обстоятельства в дальнейшем прикладываются к материалам дела. Если прокурор добросовестно выполняет свои обязанности, то он должен тщательно исследовать каждую деталь и убедиться в том, что вся информация, которой обладает следствие, не утратила своей актуальности и является достоверной.
При необходимости прокурор вправе дать дознавателю письменные указания в отношении дальнейшего расследования и производства процессуальных действий. Но опять же, прокурор не участвует в устранении нарушений, а только выдаёт предписание. Здесь возникает ещё одна проблема. Органы дознания, как им кажется, выполняют свою функцию и исправляют ошибки, но по мнению прокурора это может быть не так. Устранение одного нарушения может отнять слишком много времени и стать препятствием для перехода к дальнейшим шагам. Автор считает, что при устранении выявленных прокурором нарушений, за органами дознания должен осуществляться более тщательный надзор. Иными словами, на данный момент прокурор имеет только косвенное влияние на действия органов дознания. Более того, именно прокурор даёт свое согласие на подачу в суд ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения. Если прокурор сочтёт, что иная мера пресечения окажется несоответствующей совершенному деянию, он вправе отказать в подаче ходатайства и отправить дело на дальнейшее рассмотрение.
В-четвёртых, так как основная задача прокурора заключается в осуществлении надзора за соблюдением законности проводимых процедур на всех этапах возбуждения уголовного дела, он вправе отменить необоснованные и незаконные постановления. В случае обнаружения каких-либо признаков преступления, следователь совместно с дознавателем и прокурором обязаны действовать в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом и принять все необходимые меры по установлению события преступления и изобличению лиц, виновных в совершении преступления. Но опять же, ввиду высокой загруженности, довольно сложно оперативно провести данную процедуру, учитывая, что она требует одновременного участия и прокурора, и органа дознания. Следовательно, сильно затягиваются сроки, а так как растёт количество рассматриваемых дел, страдает и качество их рассмотрения и выявления новых обстоятельств. На данном этапе проще всего совершить ошибку, которая в дальнейшем может негативно отразиться на решении суда при вынесении меры пресечения.
Деятельность прокурора на досудебной стадии по уголовному судопроизводству заканчивается сразу после принятия решения по делу. При этом вместе с решением прокурору предоставляются: обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление. Прокурор может либо утвердить их, либо вернуть уголовное дело для проведения дополнительного расследования и выяснения всех обстоятельств.
Таким образом, роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в проведении надзорной деятельности за соблюдением законности при расследовании преступления, что, несомненно, является гарантом обеспечения успешной реализации уголовного судопроизводства. Прокурор должен осуществлять тщательный надзор на всех этапах досудебного производства и исключить возможность нарушения прав обвиняемого лица, а также убедиться в законности и обоснованности при вынесении судебного решения.