ФОРМЫ ПРАВООБЕСПЕЧИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Конференция: CCXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ФОРМЫ ПРАВООБЕСПЕЧИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Данная статья посвящена исследованию вопроса основных форм, с помощью которых прокурор осуществляет правообеспечительную деятельность в уголовном судопроизводстве.
Формы и методы прокурорского надзора за предварительным расследованием играют важную роль в обеспечении конституционных прав и законных интересов обвиняемого и других участников уголовного судопроизводства.
По мнению О.В. Воронина, к формам правообеспечительной деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве можно отнести такое направление прокурорского надзора, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, и деятельность, направленную на защиту нарушенных прав личности, т.е. правозащитную деятельность прокурора. При этом первое направление будет реализовываться в основном в форме прокурорского надзора, а второе – как в рамках надзора, так и в рамках прочих направлений деятельности прокурора. И в первом, и во втором случае эта деятельность будет полностью обусловливаться прокурорским надзором. Иначе говоря, правообеспечительная и правозащитная прокурорская деятельность представляет собой разновидность прокурорского надзора или же является производной от него [2, c. 14].
По мнению А.Х. Казариной, формами правообеспечительной деятельности выступают «надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и надзор за исполнением законов». При этом, полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов при осуществлении расследования можно разделить на две части: а) полномочия, направленные на осуществление уголовного преследования; б) полномочия по обеспечению выполнения требований уголовно-процессуального закона в части обеспечения прав его участников, порядка и сроков расследования.
В свою очередь, первая группа полномочий «может быть разделена на две подгруппы:
а) полномочия, которые непосредственно касаются процессуальных действий в отношении подозреваемых и обвиняемых;
б) полномочия, косвенно направленные на активизацию расследования преступлений и установление лиц, их совершивших» [3, c. 86].
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации наделяет прокурора полномочиями истребования документов и проверки законности и обоснованности решений следователя, руководителя следственного органа, возможностью требования устранения нарушений федерального законодательства со стороны дознания или предварительного следствия. Цель данной деятельности состоит в обеспечении прав и свобод участников уголовного процесса, задачи – в выявлении правонарушений, их пресечении и профилактике. Средствами реализации являются закрепленные уголовно-процессуальным законом полномочия.
Содержание правообеспечительной деятельности прокурора в уголовном процессе можно увидеть и в разъяснении подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и другим участникам их прав, обязанностей и ответственности, а также в обеспечении возможности осуществления этих прав.
Важными ключевыми элементами правообеспечивающей (правозащитной) прокурорской функции являются своевременное выявление и пресечение допущенных нарушений прав и законных интересов потерпевшего, своевременное восстановление этих прав и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности. В правовом государстве прокурорские функции обвинения и надзора за соблюдением законов органами, которые проводят предварительное расследование преступлений, не могут противопоставляться его правообеспечительной (правозащитной) функции, потому что все прокурорские уголовно-процессуальные функции являются крайне необходимыми для выполнения задач уголовного судопроизводства [1, c. 42].
Иначе говоря, обеспечение прав и законных интересов потерпевшего в предварительном расследовании – такой же важный вид прокурорской деятельности, как и осуществление обвинения лиц, совершивших преступление.