Статья:

ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЁЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(174)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Павликова Ю.И. ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЁЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 38(174). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/174/100478 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЁЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Павликова Юлия Игоревна
студент, Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВО Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Балашов

 

Аннотация. В статье изучена проблема экстремизма в молодёжной среде. Рассмотрены особенности, признаки и проявление экстремизма. Представлены методы его профилактики, способствующие предотвращению молодёжного экстремизма.

 

Ключевые слова: экстремизм; молодёжный экстремизм; молодёжь; подростки; проявление экстремизма; профилактика;

 

Более 100 этносов, в том числе около 30 наций входят в состав РФ в настоящее время. Взаимоотношения между ними, религиозными и этническими сообществами издавна отличались своим противоречивым характером – тягой к взаимодействию и периодическими конфликтами. И отражением всех изменений и перемен являлась молодежь – как наиболее чувствительный ко всем социальным и политическим изменениям элемент. Молодёжь замечает и остро реагирует на то, что ей мнится несправедливым, то, что не совпадает с ее мнением, навязанным с экрана телевизора, интернета. То и дело слышатся высказывания политиков, общественных деятелей, вроде бы не глупых и образованных людей, однако являющейся тем «запалом» для пламени экстремизма. Потому, что в этом случае антиреклама действует как реклама.

Самое слабое звено в культурном плане из части населения — это подростки. Они подвержены влиянию СМИ, проявляют чрезмерное количество эгоцентризма и индивидуализма, являющегося питательной средой для молодежного экстремизма. Это приводит к разрушению традиций и обычаев, росту количества неформальных организаций, отрицающих поколениями устоявшиеся ценности общества.

Экстремизм (Extremism) — это крайняя форма приверженности к определенным взглядам в религии, чаще в политике, которая несет угрозу безопасности населения [1]. Ведь участники экстремистского движения радикально настроены против общественных норм, законов. Характерной чертой его является отрицание любых компромиссов, ведение переговоров, соглашений. Экстремизм - явление, которое возникает во время изменения социально-экономического строя в стране при снижении уровня жизни населения, введения тоталитаризма правящими кругами.

Простыми словами, экстремизм — это призыв социальных масс к осуществлению насилия против политического, религиозного или социального строя. На протяжение всего исторического развития тема экстремизм выражалась в расовой, социальной, национальной, языковой принадлежности человека. Такое течение нарушает интересы и безопасность населения свободно выбирать вероисповедание, язык и т.д.

Причинами возникновения молодежного экстремизма являются: родители, придерживающиеся радикальных убеждений; сверстники - приверженцы экстремистских взглядов; авторитетные для подростков лица: преподаватели, руководители спортивных или творческих секций, лидеры молодежных организаций; стресс, на основе недопонимания происходящего в обществе; собственные представления и моральные установки; агрессивность, внушаемость молодых людей; психическое напряжение.

Из-за своей социальной незащищенности молодежь подвергается влиянию экстремизма, так как в большей мере  находится в духовном и ценностном вакууме, и уже не разделяет общественные традиции, полностью игнорирует другую точку зрения, не ставит перед собой никаких жизненных целей считая их неважными.

Молодежь составляет большую социальную группу, которая имеет специфические социальные и психологические черты, определяемых возрастными особенностями молодых людей чьё социально-экономическое и общественно-политическое положение, и духовный мир находится в состоянии становления. К этой группе обычно относят (в статистике и социологии) людей в возрасте от 15 до 30 лет. Определяя свой жизненный путь, члены этой группы как правило решают возникшие конфликтные ситуации, исходя из сопоставления возможных вариантов, характеризуясь эмоциональной возбудимостью, неумением сдерживаться, отсутствием навыков в разрешении даже несложных конфликтных ситуаций, и всё это в сумме способно привести к совершению девиации. В психологическом плане юность характеризуются развитием самосознания, обостренным чувством справедливости, отысканием смысла жизни, определением её ценности, подросток озабочен желанием найти свою нишу, идентифицировать себя по самой примитивной схеме «мы»? «они», его психика, легко подвержена внушению и манипулированию.

Взрывной рост активной деятельность молодежных объединений экстремистской направленности таких как: «Скинхеды» (деятельность данной организации запрещена на территории Российской Федерации), «Российское национальное единство» (деятельность данной организации запрещена на территории Российской Федерации), «Национал-большевистская партия» (деятельность данной организации запрещена на территории Российской Федерации), «Актив красной молодежи» (деятельность данной организации запрещена на территории Российской Федерации) и др. [1], создание ими в регионах Российской Федерации новых структур и ячеек, организованная финансовая поддержка – все это порождает всё новые и новые угрозы существующей законности и правопорядку.

Сегодня молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к установленным правилам поведения в обществе, его законам, созданием неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к людям, принадлежащим к другим социальным группам, этносам и преследуют иные политические, правовые, экономические, моральные, эстетические и религиозные идеи [2]. Совершенствование молодежного экстремизма  указывает на недостаточную социальную адаптацию молодежи, развитие асоциальных установок ее сознания, вызывающие противоправные образцы ее поведения, подростки всё чаще выступают не только в качестве исполнителей, но и организаторов таких организаций.

Этот поиск, желание закрепиться в жизни, ведут к неуверенности, попытке сформировать круг близких по духу людей, определение ответственного за все неудачи и провалы. Именно таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

Профилактика молодежного экстремизма является одним из важнейших составляющих частей правовой политики государства: она решается правовыми средствами и социальными мерами. В   регионах предпринимаются попытки возрождения системы учреждений по контролю за детской безнадзорностью и подростковой преступности, осуществляется работа по формированию в стране единой системы ювенальной юстиции [4].

В последнее время принята стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, заложены основы государственной молодежной политики, принят ряд основополагающих документов: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» и целый ряд других.

Важнейшие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе это:

  1. Информирование молодежи об экстремизме, опасности таких организаций;
  2. Проведение педагогических советов с приглашением сотрудников органов правопорядка, классные часы и родительские собрания, с целью доведения информации о мерах ответственности за правонарушения экстремистской направленности;
  3. Особое внимание следует обращать на внешний вид ребёнка, на то, как он проводит свободное время, пользуется сетью Интернет и мобильным телефоном;
  4. Пропаганда среди молодёжи здорового и культурного образа жизни: организация летнего отдыха и временного трудоустройства, проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию, проведение спортивных и культурно-массовых досуговых мероприятий.
  5. Повышение социальной компетентности подростков, их способности к слушанию, сочувствию, состраданию;
  6. Снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения;
  7. Научить ценить разнообразие и различия, уважению достоинства любого человека;
  8. Создание и поддержание условий для снижения агрессии;
  9. Создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи (занятия творчеством, или спортом, разнообразные увлечения, и т. п.).

Особое внимание следует уделять подросткам, находящимся в поле экстремистской активности в «зоне риска». Профилактика экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, находящихся в жизненная ситуации позволяющей предположить возможность их включения в экстремистскую активность [3].

Важное средство — это правовое просвещение и воспитание подростков, задачами здесь являются повышение профессионализма педагогов, подготовка квалифицированных кадров для ее проведения, обеспечение активного участия ученых-юристов, сотрудников органов правопорядка.

Доведение правовой информации должно начинаться как можно раньше, осуществляться доходчиво, с учетом особенностей психологии, в привлекательных формах, совмещаемой с практикой вовлечения подростков и молодежи в добровольческие и волонтерские объединения.

В регионах и муниципалитетах необходима комплексная работа по противодействию проявлениям национального экстремизма и ксенофобии. Для чего необходимо активно привлекать молодежные общественные организации, активистов из представителей диаспор, и религиозных организаций.

В связи с изложенным выше, предупредительная деятельность обязана содержать непрерывный, многоаспектный и многоуровневый процесс, состоящий из необходимых комплексных воспитательных и профилактических мер, с опорой на общие принципы индивидуальной работы, к которым следует отнести: искреннюю заинтересованность в судьбе подростка; позицию содействия в разрешении возникающих проблем; высокоразвитый уровень рефлексии собственных состояний; исключение вовлечение профилактируемого в собственные проблемы; отказ от использования метода примеров в анализе его жизненных проблем; установку на жесткую детерминированность поведения лица историей его собственной жизни, развенчание всяких попыток поиска «виновных»; поиск наиболее слабых мест в структуре личности подростка, которыми являются высоко индивидуально значимые и эмоционально окрашенные психические содержания (конкретные люди, принципы, события и т. п.); персонификацию высокозначимых для лица абстрактных принципов (таких как справедливость, верность слову, долгу и пр.); ориентацию на последствия совершаемых действий и принимаемых решений.

 

Список литературы:
1. Бааль, Н. Б. Молодежные экстремистские организации в постсоветской России [Текст] / Н. Б. Бааль // История государства и права, 2007. - № 11. - С. 26.
2. Булгакова, Д. А. Молодёжный экстремизм как социальная проблема [Текст] / Д. А. Булгаков. – Оренбург, 2017. - 8 с.
3. Назаров, В. Л. Профилактика экстремизма в молодежной среде : учеб. пособие / В. Л. Назаров, П. Е. Суслонов : М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. [Текст] / В. Л. Назаров. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018 – 204 с.
4. Профилактика экстремизма в области межэтнических и межконфессиональных отношений [Электронный ресурс] // Управление МВД по Пензенской области. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://58.xn--b1aew.xn--p1ai/umvd/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5-%D1%8D%D0%BA%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D1%83/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84