К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ЧС
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ЧС
Когда человек попадает в особые условия, это обычно вызывает шок и эмоциональный всплеск. У каждого человека реакция может быть разной: кто-то начинает плакать, кто-то орать, одни быстро реагируют и ориентируются при ЧП, у других снижается работоспособность и возможность предпринимать какие-либо действия. Особенно опасно, когда пострадавшие поняли произошедшее, но начинают вести себя как обычно, торопиться и срочно бежать куда-то: у человека может быть серьезная травма, он не реагирует на слова и просто идет куда-либо. Такие разные реакции можно объяснить индивидуальными свойствами организма человека, его воспитанием, осведомленностью, моральной закалкой и психическим состоянием.
Вместе с тем, под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Это определение следует из Федерального закона Российской Федерации № 68 от 21.12.1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Чрезвычайную ситуацию можно охарактеризовать как:
- это ситуация крайняя, сила ее воздействия выходит за пределы
возможностей человека;
- это усложненные условия деятельности, которые субъективно
воспринимаются и оцениваются человеком как трудные, опасные;
- ситуация вызывает напряженное психическое состояние субъекта;
- ситуация вызывает негативные функциональные состояния, нарушения психической регуляции деятельности, снижая эффективность и надежность деятельности;
- человек сталкивается с невозможностью реализации своих мотивов, ценностей, интересов.
Тем не менее, в экстремальной ситуации психологическое состояние человека проходит ряд этапов, даже имея индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию: острый эмоциональный шок, психофизиологическая демобилизация, стадия разрешения, восстановление.
Необходимо отметить, что при авариях и катастрофах человек переживает сильное эмоциональное возбуждение, справиться с которым помогают психологическая устойчивость, решительность, умение и желание помощи пострадавшим. У тех кто не имеет соответствующей психологической подготовки, возникает сильное чувство страха и желание скрыться от надвигающейся опасности, может возниквуть и психологический шок, который вызывает ступор, оцепенение мышц, потерю памяти. Этот момент нарушается в процессе нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. К примеру, у некоторых расширяются зрачки, нарушается дыхание, начинается быстрое сердцебиение, спазмы периферических кровеносных сосудов, кожа становится бледной, мышцы слабеют, теряют дар речи и кроме как криков ничего сказать не могут. Известны случаи смерти от неожиданного страха: от резкого нарушения работа сердечно-сосудистой системы.
Для того чтобы уменьшить отрицательное воздействие, человека необходимо заранее готовить к чрезвычайным ситуациям закалить психику и тренировать волю.
Прежде всего, человеком в таких условиях овладевает страх, по преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности, осознание значимости дела, которое делают. Опасность и риск для здоровья, важность выполняемых работ - всё это поднимает значимость совершаемого в собственных глазах и во мнении общества в целом.
Однако, чтобы избежать полное контролирование страхом, основу профилактики любых психологических явлений составляет анализ особенностей возникновения и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакций страха.
1. Основной задачей в ЧС является сохранение спокойствия людей и быстрая разумная деятельность. Это достигается информационными средствами и примером действий окружающих лиц. Люди должны знать и понимать, что народ в условиях давки гибнет.
2. Для этого необходимо выбрать «лидера» или руководителя. Некоторые лица своими криками поднимают панику, начинают бежать, выламывать двери. Люди, еще не поняв происходящего, начинают бежать за ним. Этот вариант действий неправильный. В состоянии страха люди легко поддаются управлению и могут быть привлечены в условия безопасной и объективной деятельности. Если руководство массой осуществляется сознательной личностью, то люди сохраняют способность разумных действий и защиты своей жизни.
3. Особую роль в профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человека и демонстрация организованности действий окружающих лиц. “Действие спасает от страха. Оно спасает и от страха, и от слабостей, даже от холода и болезней” (Антуан де Сент-Экзюпери).
4. Мысленно не давать себе паниковать, не забивать голову плохими мыслями о будущем. В голове должны быть четкие действия своего спасения. Необходимо знать правила оказания медпомощи.
Следовательно, для оптимизации состояния людей в условиях ЧС следует:
– учитывать, что человек, перенесший психическую травму, восстанавливается быстрее, если его привлекать к физической работе, причем не индивидуально, а в составе группы;
– готовить население к действиям в чрезвычайных ситуациях;
– формировать психическую устойчивость, воспитывать волю.
Таким образом, уровень психологической подготовки людей один из важнейших факторов, обусловливающий эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям и их последствиям. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, могут привести к тяжелым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, проявляя при этом личную дисциплинированность и выдержку.