Статья:

К ВОПРОСУ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТЕАТРАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Шавалеева Д.Б., Аксенов С.Г. К ВОПРОСУ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТЕАТРАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 13(192). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/192/108372 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТЕАТРАХ

Шавалеева Дарья Борисовна
студент, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Чрезвычайные ситуации, к числу которых относятся пожары, возникают повсеместно и на регулярной основе, но наибольшую опасность они представляют для мест массового скопления людей. К числу таких мест относятся и театры, так что об актуальности обеспечения вопроса пожарной безопасности говорить не приходится.

Пожары в театрах так опасны не столько из-за большого количества посетителей, сколько из-за весомого сосредоточения пожарной нагрузки, внушительных площадей для возможности развития пожара.

Современные системы пожаротушения, пожарной сигнализации, увеличение технической оснащенности пожарных частей, казалось бы, должны исключать возможность развития пожаров до критических размеров, и даже гибель людей, но статистика говорит об обратном [2]. Почему же так происходит?

Пожарная опасность абсолютно любого здания рассчитывается исходя как из возможности возникновения и развития пожара в нем, так и из опасных факторов пожара.

Так для начала, развития и установления устойчивого горения в подобных зданиях имеется все необходимое: источник зажигания, наличие горючей среды, пути для распространения огня (рисунок 1). В театрах к источникам зажигания можно отнести неосторожное обращение с огнем, высокий процент износа проводки, курение в непредназначенных для этого местах, а обилие декораций, большие площади сцены, гримерных, складских помещений обеспечивают пути для развития пожара. К тому же многие подобные здания, построенные еще в первой половине первого века, в большинстве своем, обладают третьей степенью огнестойкости, и их легко сгораемые конструкции также способствуют распространению огня.

 

Рисунок 1. Тушение пожара в театре

 

К непосредственным причинам развития пожаров до критических значений можно отнести:

1) неисправности систем обнаружения;

2) отсутствие оповещения или установок автоматического тушения пожара;

3) недооснащенность средствами первичного пожаротушения;

4) нарушение правил проведения ремонтных работ в подобных строениях [3].

Высокая скорость захвата огнем площади помещения в первое время значительно превышает скорость наращивания сил и средств пожарных частей, ввиду того, что спектакли обычно проходят во второй половине дня, когда дороги загружены транспортом, что значительно замедляет своевременное прибытие пожарных к месту возгорания.

Однако отдельно стоит отметить тот факт, что не всегда при возникновении горения в театре персонал действует четко и слаженно, помогая как обеспечить незамедлительное и спокойное начало эвакуации руководителю тушения пожара, так и безопасно добраться людям до зон эвакуации.

Также непосредственно при тушении пожара не стоит забывать и об ошибках руководителей тушения пожаров. Ведь обычно в начале тушения возгорания используются маломощные стволы РС-50 с интенсивностью тушения 0,2-0,3 л/с∙м2, что является отнюдь недостаточной мощностью огнетушащих веществ [1]. В том числе довольно редко используют и смачиватель, применение которого могло бы существенно сократить время тушения, а также помочь значительно быстрее локализовать пожар, что в свою очередь, сэкономило бы расход средств, используемых при тушении.

Таким образом, для обеспечения оптимального уровня пожарной безопасности в театральных учреждениях необходимо, во-первых, обратить пристальное внимание на подход к обучению сотрудников правилам поведения в нештатных ситуациях и отработке их действий в тестовом режиме, во-вторых, стоит ограничить или вовсе запретить использование легкосгораемых материалов для отделки, ремонта и оформления сцены. Также целесообразно создать условия для внедрения и бесперебойной работы как установок автоматического пожаротушения, так и пожарной сигнализации требуемого типа.

 

Список литературы:
1. Аксенов С. Г., Синагатуллин Ф.К. Чем и как тушат пожар // Современные проблемы безопасности (FireSafety 2020): теория и практика: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. С. 146-151. 
2. Аксенов С. Г., Синагатуллин Ф.К. К вопросу об управлении силами и средствами на пожаре // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020): Материалы II Международной научно-практической конференции. Уфа: РИК УГАТУ, 2020. С. 124-127.
3. Приказ Минтруда России от 16.12.2020 N 914н "Об утверждении Правил по охране труда при выполнении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоотеатрах, зоопарках и океанариумах" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 N 61947).