К ВОПРОСУ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТЕАТРАХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)
К ВОПРОСУ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ТЕАТРАХ
Чрезвычайные ситуации, к числу которых относятся пожары, возникают повсеместно и на регулярной основе, но наибольшую опасность они представляют для мест массового скопления людей. К числу таких мест относятся и театры, так что об актуальности обеспечения вопроса пожарной безопасности говорить не приходится.
Пожары в театрах так опасны не столько из-за большого количества посетителей, сколько из-за весомого сосредоточения пожарной нагрузки, внушительных площадей для возможности развития пожара.
Современные системы пожаротушения, пожарной сигнализации, увеличение технической оснащенности пожарных частей, казалось бы, должны исключать возможность развития пожаров до критических размеров, и даже гибель людей, но статистика говорит об обратном [2]. Почему же так происходит?
Пожарная опасность абсолютно любого здания рассчитывается исходя как из возможности возникновения и развития пожара в нем, так и из опасных факторов пожара.
Так для начала, развития и установления устойчивого горения в подобных зданиях имеется все необходимое: источник зажигания, наличие горючей среды, пути для распространения огня (рисунок 1). В театрах к источникам зажигания можно отнести неосторожное обращение с огнем, высокий процент износа проводки, курение в непредназначенных для этого местах, а обилие декораций, большие площади сцены, гримерных, складских помещений обеспечивают пути для развития пожара. К тому же многие подобные здания, построенные еще в первой половине первого века, в большинстве своем, обладают третьей степенью огнестойкости, и их легко сгораемые конструкции также способствуют распространению огня.
Рисунок 1. Тушение пожара в театре
К непосредственным причинам развития пожаров до критических значений можно отнести:
1) неисправности систем обнаружения;
2) отсутствие оповещения или установок автоматического тушения пожара;
3) недооснащенность средствами первичного пожаротушения;
4) нарушение правил проведения ремонтных работ в подобных строениях [3].
Высокая скорость захвата огнем площади помещения в первое время значительно превышает скорость наращивания сил и средств пожарных частей, ввиду того, что спектакли обычно проходят во второй половине дня, когда дороги загружены транспортом, что значительно замедляет своевременное прибытие пожарных к месту возгорания.
Однако отдельно стоит отметить тот факт, что не всегда при возникновении горения в театре персонал действует четко и слаженно, помогая как обеспечить незамедлительное и спокойное начало эвакуации руководителю тушения пожара, так и безопасно добраться людям до зон эвакуации.
Также непосредственно при тушении пожара не стоит забывать и об ошибках руководителей тушения пожаров. Ведь обычно в начале тушения возгорания используются маломощные стволы РС-50 с интенсивностью тушения 0,2-0,3 л/с∙м2, что является отнюдь недостаточной мощностью огнетушащих веществ [1]. В том числе довольно редко используют и смачиватель, применение которого могло бы существенно сократить время тушения, а также помочь значительно быстрее локализовать пожар, что в свою очередь, сэкономило бы расход средств, используемых при тушении.
Таким образом, для обеспечения оптимального уровня пожарной безопасности в театральных учреждениях необходимо, во-первых, обратить пристальное внимание на подход к обучению сотрудников правилам поведения в нештатных ситуациях и отработке их действий в тестовом режиме, во-вторых, стоит ограничить или вовсе запретить использование легкосгораемых материалов для отделки, ремонта и оформления сцены. Также целесообразно создать условия для внедрения и бесперебойной работы как установок автоматического пожаротушения, так и пожарной сигнализации требуемого типа.