Статья:

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Баринов А.А. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 40(176). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/176/101089 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ

Баринов Алексей Анатольевич
магистрант, Тольяттинский государственный университет, РФ. г. Тольятти

 

Развитие рыночных отношений в Российской Федерации предполагает применение отличающихся от государственных форм, видов и способов регулирования предпринимательских правоотношений. Высокий уровень развития институтов права позволяет поддержать соблюдение единых правил для участников рынка и позволяет профессионалам рынка, отдельным самостоятельным единицам обеспечивать свои интересы путем саморегулирования и самоорганизации.

Исторические предпосылки возникновения современной модели саморегулирования наблюдаются уже во времена существования римского сообщества (в VI в. до н.э.), когда ремесленники, швейники, пекари и работники иных сфер создавали свои профессиональные союзы – объединения по профессиональному признаку.

Современная история саморегулирования начинается со средних веков в Западной Европе с первых объединений купцов. Гильдии купцов создавались для защиты прав купцов и были основаны на добровольном членстве. В свою очередь, ремесленные гильдии и корпорации лиц свободных профессий получили свое распространение только в конце XI в. Задачей членов гильдий была не только защита прав, но и контроль за поддержанием нравственных стандартов – члены гильдий наказывались за участие в азартных играх, ростовщичество, богохульство и др.

Саморегулирование в России, как и отечественные саморегулируемые организации (СРО), появились путем заимствования многовекового зарубежного опыта. С 1994 г. по 2002 г. произошло становление института саморегулировании в России, в этот период времени возникали и развивались различного рода саморегулируемые организации. Основным нормативно-правовым актом, содержащим положения о саморегулировании как об отдельном правовом институте, а так же регламентирующим правовой статус СРО в России является Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Согласно ст. 2 ФЗ «О саморегулируемых организациях»: «Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил» [6].

Таким образом, саморегулирование представляет собой комплексный правовой институт, содержащий в себе совокупность правовых норм, регулирующих определенные сферы предпринимательской и профессиональной деятельности посредством правил и стандартов, а так же контроль за соблюдением этих норм. Необходимо подчеркнуть, что саморегулирование является самостоятельной и инициативной деятельностью по разработке правил и стандартов определенной деятельности.

Саморегулирование как явление возникло относительно недавно в предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Саморегулирование – одна из форм проявления демократических принципов, идей, преобразований, реализуемых в государстве. При этом дискуссионным остается ряд вопросов, касающихся понятия, методов, принципов, видов и средств саморегулирования и саморегулируемых организаций. До настоящего времени научное сообщество широко обсуждает проблемы саморегулирования, но, только с точки саморегулирования как правового явления и отсутствие вплоть до настоящего времени целостной концепции саморегулирования как способа организации предпринимательских отношений. Теоретические разработки относительно саморегулирования как вида негосударственного правового регулирования приводят к негативным последствиям в практическом плане, задерживают развитие предпринимательского законодательства, в связи с чем саморегулирование на сегодняшний день не представляет собой остаточно эффективную форму регулирования предпринимательских отношений.

Современная рыночная экономика предполагает применение различных видов регулирования предпринимательских отношений – как государственных, так и отличных от них. Эффективность государственного регулирования не оспаривается, однако, согласно современным тенденциям развития рыночных отношений, оно должно быть минимально необходимым.

Перед государством стоит задача общего регулирования рынка, при этом система регулирования должна выстраиваться таким образом, чтобы участники рыночных отношений могли обеспечивать свои интересы самостоятельно – путем самоорганизации и саморегулирования. Таким образом, государство, будучи не в состоянии взять на себя полную ответственность в силу объективных явлений, делегирует часть своих полномочий по регулированию экономики на субъектов экономических отношений.

По мнению ряда авторов: «Проблема наведения порядка имеет две стороны – вопросы порядка в государстве, зависящие от качества законов и их применения, а также вопросы саморегулирования и этики самого бизнеса» [3, с. 107-108]. Можно утверждать тот факт, что необходимость и важность саморегулирования исходит из конституционного принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ) [1]. Действительно, основополагающий принцип, на котором базируется рыночная экономика, предполагает свободное предпринимательство. Именно поэтому государство осознает значимость самоорганизации бизнеса и готово сократить свои функции в областях, где их возможно заменить механизмами саморегулирования. Вместе с сокращением функций государства одновременно происходит возрастание его силы [7, с. 5-7].

Саморегулирование, выступая одной из форм существования хозяйствующих субъектов, прекрасным образом выполняет функции регулирования предпринимательских отношений, и, можно смело утверждать, что ни одна современная экономика в лице предпринимательского сообщества, не может существовать без него. Однако, на практике при внедрении саморегулирования в экономическую систему России возникают различного рода трудности. С одной стороны, они обусловлены достаточно консервативными и в какой-то степени даже тотальными традициями. С другой стороны, практические сложности возникают из-за не умения предпринимателей адаптироваться к новому подходу и их не готовности к данной системе регулирования [2, с. 5].

Для российской действительности саморегулирование – относительно новое явление, которое появилось практически одновременно с демократией и закрепленным Конституцией принципом свободы экономической деятельности. Становление механизма саморегулирования в современной России – естественное явление, к тому же обусловленное общемировыми тенденциями. Тем не менее, научные дискуссии относительно его понятия и сущности в предпринимательском праве безостановочны, а проблемы саморегулирования с точки зрения его как правового института и по сей день широко обсуждаются научным сообществом.

Саморегулирование может рассматриваться как экономическое, социологическое и правовое явление. С позиции ученых-экономистов саморегулирование рассматривается как самостоятельное регулирование экономических сфер и рынка субъектами экономики без участия государства. Социологический подход к определению саморегулирования предполагает, что данное явление выступает неотъемлемым элементом современного гражданского общества, способствует социальному балансу. Как социологическое явление саморегулирование представляет собой добровольное объединение субъектов с целью совместной социально-экономической деятельности, направленной на разработку системы норм, регламентирующих определенную деятельность участников рамках какой-либо части социально-экономической сферы, а так же последующий контроль за исполнением данных норм. Среди ученых-правоведов существует точка зрения, что взаимоотношения между участниками саморегулирования в обязательном порядке должны быть задокументированы и юридически оформлены надлежащим образом [5, с. 49]. Исходя из этого, саморегулирование как правовое явление рассматривается в рамках саморегулируемых организаций – официально существующих юридических лиц, основанных на членстве.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что понятие «саморегулирование» многогранно и зависит от того, кем и с какой позиции оно рассматривается. Как правило, учеными дается достаточно узкое определение, учитывающее какую-либо особенность рассматриваемой конструкции, однако, по нашему мнению, построение широкого, но в то же время универсального определения, позволит максимально полно раскрыть сущность саморегулирования предпринимательских отношений. Таким образом, одной из главных задач современной правовой науки является сопоставление всех форм и видов саморегулирования, выявление их частных и общих признаков на основе углубленного изучения каждой конструкции. По итогам анализа будут выявлены общие признаки, свойственные каждой форме и виду саморегулирования. Именно таким образом и может быть сформулировано общее понятие данной правовой категории, которое будет выступать доктринальной базой для законотворческой и правоприменительной деятельности.

На сегодняшний день необходимость двух, действующих в совокупности регуляторов – государственного регулирования и саморегулирования, заключается так же в том, что ни один из них самостоятельно не в состоянии удовлетворить обе стороны отношений – государства и субъектов рынка. Государственный регулятор не способен на это ввиду невозможности оперативно реагировать на изменения рынка, который приобретает всё новые особенности, динамично изменяясь во времени и пространстве. Саморегулирование так же не способно обеспечить гармоничное регулирование отношений государства и предпринимателей вследствие ограниченности условий конкретных предпринимательских отношений.

В общем виде цель государственного регулирования и саморегулирования совпадают, однако суть методов и их инструментарий различны. Государственное регулирование универсально, законодатель не обладает возможностью применения вариативных методов управленческого воздействий, меры регулирования достаточно шаблонны и стандартны. В свою очередь саморегулирование способно на большую вариативность, оно имеет больше свободы и, соответственно, возможности изменять способы управленческого воздействия.

По нашему мнению, саморегулирование представляет собой особый вид правового регулирования. Однако не все ученые-правоведы поддерживают данную позицию. Некоторые из них считают, что правовое регулирование возможно только в качестве государственно-властного, а понятие государственно-правовое регулирование идентично понятию правовое регулирование. Не можем согласиться с данным утверждением, поскольку властная деятельность государственных органов заключается в издании нормативно-правовых норм, которые не могут быть оспоримы обществом, в то время как праворегулирующая деятельность саморегулирующих организаций построена не так жестко и императивно. В данной связи нельзя не согласиться с М.Н. Марченко в том, что «государство – исключительный источник и творец законов, но отнюдь не права... законотворчество и правотворчество отнюдь не всегда совпадают» [4, с. 343].

В настоящее время закрепилась тенденция передачи инициативы от государства самим участникам регулируемых отношений и построения целостной системы саморегулирования. Тем не менее, механизм саморегулирования внедряется в реалии современной предпринимательской сферы Российской Федерации с определенной долей сложности, поскольку навязывание воли государства задерживает развитие предпринимательских отношений, появление и совершенствование новых форм взаимодействия между субъектами предпринимательского права.

При государственном регулировании практически не наблюдается обратной связи от предпринимательского сообщества к государству, поскольку государство обладает исключительным императивным статусом и обеспечивает собственные интересы. Напротив, при саморегулировании субъекты регулирования, чье поведение подлежит регулированию, обладают возможностью управлять как бы сами собой, то есть в них же соединяется функция правотворчества и реализации права. Иными словами, саморегулирование направлено на обеспечение собственного оптимального функционирования.

Таким образом, саморегулирование представляет собой особое правовое явление, которое должно восприниматься шире понятия саморегулируемой организации. Саморегулирование наряду с государственным регулированием образует единую динамичную систему правового регулирования. Только при согласованной и взаимодополняющей работе этих двух регуляторов возможно эффективное осуществление предпринимательских отношений.

Саморегулирование предпринимательских отношений представляет собой особую сферу общественных отношений. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих институт саморегулирования показывает, что несмотря на то, что саморегулирование было закреплено законом почти 15 лет назад, рассматриваемые нами нормы права в области саморегулирования предпринимательских отношений до сих пор не приведены законодателем в порядок – среди них существуют как пробелы, так и очевидные коллизии. Исходя из этого, можно определить одну из приоритетных задач государства как развитие рыночного механизма, в том числе сферы предпринимательских отношений путем совершенствования института саморегулирования. Только в этом случае Россия сможет обеспечить рост экономики и развитие социально-экономической сферы.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Лескова, Ю.Г. Саморегулирование как правовой способ организации предпринимательских отношений: проблемы теории и практики : специальность 12.00.03 : автореферат дисс. ... док. юр. наук / Ю.Г. Лескова ; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». – Москва, 2013. – 60 с.
3. Мазуренко, А.П., Малько, А.В. Правотворческая политика России: история и современность: монография / Мазуренко А.П., Малько А.В. – М.: Юрлитинформ, 2014. – 256 c.
4. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права : учебник / М.Н. Марченко; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2019. – 784 с.
5. Мрясова, Ю.Р. Саморегулирование в системе государственного регулирования // Предпринимательское право. – М.: Юрист, 2019, № 1. – С. 47-51.
6. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. 11.06.2021) // СПС КонсультантПлюс.
7. Фукуяма, Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке: [пер. с англ.] / Ф. Фукуяма. – М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 224 с.