МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ УСМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ УСМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
В этом году Евросоюз установил запрет на одноразовый пластик. Европейской комиссией также было установлено, что на прибрежных территориях преобладает более 80% мусора, который составляет пластик. И для того, чтобы эту проблему загрязнения пластиком решить как можно продуктивнее, со стороны руководства ЕС были введены некоторые ограничения на его использование.
И, соответственно, на территории стран, которые входят в ЕС, полностью запрещены: ватные палочки; пластиковые столовые приборы;
пластиковые тарелки; трубочки и мешалки для напитков;
пластиковые держатели для воздушных шаров; некоторые товары из полистирола (стаканы и контейнеры для еды и напитков);
изделия из оксоразлагаемого пластика.
При этом для всех вышеназванных предметов была найдена достаточно экологичная альтернатива, возможно даже более экологичная. Что касается других товаров, которые используются только однократно, то относительно этой продукции есть ряд других мер.
К примеру, ограничить их использование и сократить потребление их выпуска, более того, стало возможно увеличить ответственность производителей этой продукции. ставить на этих товаров маркировку, которая содержит информацию относительно вреда, который наносит пластик, кроме прочего, установлены и требования к самому дизайну, в частности, прикрепить крышку к бутылке, чтобы сократить количество мелкого мусора.
В настоящее время ЕС сформулировал и поставил одну цель – с тем, чтобы перерабатывать пластик, собрать 80% пластиковых бутылок, что должно быть выполнено к началу 2025 года, но уже к началу 2029 года эта цифра должна достичь 90%.
Более того, к началу 2030 года выпускаемые бутылки из пластика, которые предназначены для напитков, должны содержать 30% переработанного пластика.
По данным ЕС, почти 30% мусора на пляжах на территории побережий Европы, это рыболовные снасти. Поэтому теперь ЕС ввело обязательства без исключения для всех стран – участниц, согласно ему при выходе к морю установлен минимальный национальный уровень сбора рыболовных отходов, содержащих пластик, для дальнейшей переработки.
В России одноразовый пластик на берегах морей и в морских водах это тоже масштабная проблема. Так, Гринпис в РФ исследовал данную проблему и все, что с этим связано, и вывод был однозначный – пластик можно считать одним из главных загрязнителей.
Масштабы этой проблемы и побудили Белоруссию ввести запреты на ряд некоторых видов пластиковых упаковок непосредственно на территории ЕАЭС. Туда входит Россия наряду с другими странами. И тогда стали вести речь относительно такой продукции, в число которой вошли пакеты толщиной до 50 микрометров, этикетках из ПВХ (3) на бутылках, упаковке из вспененного полистирола и биоразлагаемых пакетах с добавлением катализатора для быстрого разложения.
Со стороны России были категоричные возражения против этого, поскольку РФ не увидела в этой инициативе достаточной аргументации.
Тем не менее, позднее РФ все же выразила свою поддержку относительно запрета на пластиковые пакеты. При этом было выдвинуто одно условие – суть его в том, чтобы на территории страны запустить выпуск альтернативной упаковки.
Следует добавить, что сейчас идет дальнейшее совершенствование стратегии развития Евразийской экономической интеграции до 2025 года. Она будет дополнена новым пунктом о поэтапном отказе от одноразовых пакетов для всех стран ЕАЭС.
Что касается РФ, то власти также планируют установить и ограничение по использованию многих неперерабатываемых материалов, которые были перечислены выше, сюда вошел также и цветной пластик. С этой целью до конца года в законодательство должны быть внесены необходимые поправки.
Также предлагается внести под запрет такие товары как тюбики зубной пасты, в состав которых входят композитные материалы, пластиковые кофейные капсулы, пачки для сигарет из сложносоставных материалов и т.д.
В данной связи вполне резонно может возникнуть вопрос, почему речь идет именно об установлении запрета, а не о переработке. Безусловно, можно перерабатывать любые виды пластика. Но это в теории, так как на практике дело обстоит намного серьезнее и проблематичнее.
Очень часто пластик не представляет большого интереса для переработчиков, так как они полагают, что бессмысленно выпускать одноразовую продукцию из материалов, которые подлежат переработке.
К примеру, одноразовая посуда содержит органику, и, соответственно, для их очистки требуется тратить и воду, и время, и легче всего их просто выбросить. Более того, любая продукция, которая содержит органику, является непригодной и грязной, чтобы ее подвергать переработке.
Кроме этого, есть и еще одна проблема. Это проблема сбора одноразовой продукции. Многие предметы имеют такие маленькие размеры, что при их сортировке автоматика их просто не видит. А другие из них весят так мало, что из – за этого экономически их перерабатывать не столь выгодно. Так, бытует мнение, что их сбор непременно может привести к банкротству того, кто этим будет заниматься.
Как можно видеть, масштабы данной проблемы катастрофически растут. В связи с этим в мире государства сфокусировали свое внимание на ее решении, пока она не приняла глобальный характер, хотя, как известно, пластик, который имеет место в нашей повседневной жизни и быту, приносит все же много экономической пользы, в частности, многие виды пластика – это такие материалы, которые очень прочные, долговечные и универсальные.
Пластиковые тары и упаковки дают возможность увеличить сроки годности продуктов, более того, это способ, который помогает экономить топливо при транспортировке, выбросы углерода снижаются. Именно эти причины и стали основными из тех, что способствовали существенному производству пластика во всем мире, так, за последние десятилетия использование и производства пластика увеличивается стремительными темпами.
Но одновременно, как можно отметить, это стало и угрожающей проблемой, и все потому, что непосредственно объемы производства видов пластика превышают объемы повторного использования и переработки, что объясняется именно тем, что большое количество упаковочной продукции и одноразовых товаров нельзя использовать вторично или перерабатывать, также отметить можно и то, что само использование пластика часто не может повысить функциональность продуктов.
B также пока еще не слишком развиты как переработка сбора пластика, так и организация сбора и сортировки, иными словами, существенная часть пластикового мусора до сих пор сжигается и вывозится на свалки, а это крайне пагубно влияет на выбросы углерода.
А все, что остается от пластикового мусора, оседает в окружающей среде и тем самым наносит вред и человеку, и экологии, и это дальнейшая угроза для того, чтобы этот мусор превратился в микропластик. И пока весь этот материал не используется с пользой, доля ископаемого топлива, которое используется для производства нового пластика, продолжает расти, что с каждым днем все больше потенциально угрожает своими масштабами.
Из этого можно заключить, что все существующие проблемы, непосредственно тесно связанные и с загрязнением, и с пластиковыми отходами, находятся в центре внимания не только общественности во всем мире, но и бизнес – структур и правительств.
И уже в большинстве стран предпринимается комплекс мер, например, на основе международных правовых норм в ряде стран на национальном уровне разработаны собственные стратегии. В частности, в этой связи можно назвать «Европейскую стратегию по обращению с пластиком в циклической экономике» [5]. Данный документ призван обеспечить основу, наряду с законодательством, руководящими принципами и платформами для сотрудничества, такими как «Альянс циклического пластика (Circular Plastics Alliance, CPA)» [2].
Кроме того, основные инициативы были предприняты и на глобальном уровне, здесь, к примеру, речь идет о масштабном взаимодействии и сотрудничестве ООН по морскому мусору, Базельской Конвенции, «Глобальное Партнерство по действиям в отношении пластика (Global Plastic Action Partnership), Альянс по ликвидации пластиковых отходов (the Alliance to End Plastic Waste), Платформу по ускорению циклической экономики (the Platform for Accelerating the Circular Economy) и Глобальное обязательство «Новая экономика пластика» Фонда Эллен Макартур (the Ellen MacArthur Foundation's New Plastics Economy Global Commitment)» [3].
Основное значение и ценность Европейского о пластике заключается, прежде всего, в том, чтобы урегулировать совместное сотрудничество между странами, инициировать новые совместные действия в этом направлении. Так, можно сказать, что данная инициатива имеет большие перспективы, поскольку она смогла объединить большинство стран в мире и организаций, которые заинтересованы в решении проблемы загрязнения пластиком, при этом ряд стран это страны – члены ЕС.
Согласно этому документу, те страны, которые его поддержали и подписали, берут на себя определенные обязательства и ответственность.
В частности, они должны продолжать сотрудничество и тесную связь в направлении, которое должно обеспечить создание цепочки стоимости пластика на территории стран, вошедших в ЕС. Вместе с этим они обязаны в дальнейшем разрабатывать оптимальные подходы и методы, поддерживать определенные принципы, прописанные в национальных законодательствах, соблюдать международные правовые нормы, обеспечивать практический обмен опытом в данном направлении, издавать годовые отчеты о проделанной работе и многое другое.
Все это в дальнейшем, несомненно, послужит хорошим примером и для других мировых сообществ, которые заинтересованы в том, чтобы генерировать системный подход к развитию циклической экономики пластика в мире.
В частности, этот шаг поможет обеспечить реализацию целей и задач ООН «в области устойчивого развития, в частности ЦУР 12 (устойчивое потребление и производство), ЦУР 13 (борьба с изменением климата и его последствиями), ЦУР 14 (сохранение и устойчивое использование океанов, морей и морских ресурсов) и ЦУР 17 (усиление средств реализации и активизация международного партнерства в интересах устойчивого развития)» [11].
Разработанный Пакт можно рассматривать как средство, которое поможет соблюдению европейского законодательства, укрепить имеющиеся нормы и принципы сотрудничества.
Более того, данный документ это и средство, которое поможет регулировать производство пластиковой упаковки и одноразовых предметов в мире. Как известно, окружающая среда загрязняется пластиком из таких источников как офисы, торговые точки, домашние хозяйства, магазины, культурные и спортивные мероприятия и т. д., и, хотя Пакт прописывает положения, которые касаются по большей части именно одноразового пластика, то есть, посуды, упаковки, но переработанный пластик также можно использовать, например, в таких экономических сегментах, как строительство, бытовая техника, производство одежды и т. д.
Следовательно, можно сказать, что основная часть стран уже смогли подготовить и разработать свои собственные стратегии и планы, в которых они указали свою ответственность и обязательства, при этом в вышеназванном Пакте не предусматривается такая цель, как, например, замена и дублирование уже имеющихся обязательств и договоренностей. Он ставит своей главной целью поддержать те инициативы и начинания, которые на сегодняшний день разработали те страны и бизнес – структуры, которые стараются расширять на международном уровне взаимовыгодное сотрудничество.
Европейский пакт о е пластике могут подписать и те организации и бизнес – структуры, которые напрямую не связаны с продвижением цепочки стоимости пластика, а играют в ней лишь косвенное значение, однако, так или иначе, но они все же могут принести пользу, поддержав Пакт. Среди таких организаций могут быть те, которые относятся к НКО, а также и те компании, которые занимаются такими видами деятельности как утилизация и переработка пластика с применением современных технологий, при этом и Европейская Комиссия играет определенную роль как наблюдатель.
Европейский пакт о пластике касается непосредственно всех видов пластика, который может быть использован для производства упаковки и одноразовых товаров, размещаемых на рынке в Европейской экономической зоне.
Все страны, которые подписали его, обязаны максимально эффективно проявлять инициативы в этом направлении, что выражается, в частности, во взаимодействии и сотрудничестве со своими партерами, результатом которого должны стать разработки и реализации новых технологий и пилотных проектов, по окончании их реализации должны быть изданы годовые отчеты в рамках Пакта.
Кроме того, в странах – участницах должны быть приняты меры, способствующие достижению общих целей на национальном уровне, что также определено вышеназванным Пактом.
Участники Пакта обязаны делиться своим опытом и распространять его, каждый год они обязуются принимать активное участие в собрании Европейского Пакта о пластике, создавать рабочие группы и вести в них практическую работу, и по ее окончании они должны издавать свои отчеты относительно проделанной работы, ее результатов, более того, чтобы избежать ненужного административного бремени, необходимо представлять результаты работы и практической деятельности в отдельном европейском параграфе национального или глобального годового отчета вместо ожидания сводного годового отчета о ходе работы. Национальный или глобальный отчет должен быть предоставлен всем участникам Пакта.
Согласно Пакта, следует установить наблюдение и контроль над тем, насколько ответственно используется пластик, насколько рационально это использование, установлены ли необходимые ограничения, заменяется ли первичный пластик на переработанный или на иные УСМ, помимо самого пластика.
В годовых отчетах должны быть представлены сведения о том, как шла работа, ее ход, результаты использования пластика и его сокращение, более того, в представленных отчетах отражаются масштабы использования пластика, стоимость его применения и стоимость замены, бизнес – модели и практическое их применение.
Отчеты отражают степень осведомленности и информирования общественности о том, что идет сокращение пластика в мире и о том, как это происходит, обо всей практической деятельности в данном направлении для того, чтобы прийти к цели и достичь изменений в поведении потребителей.
Участники стремятся к созданию наиболее эффективной системы по экологичному и безопасному применению и использованию пластика, который был переработан, например, материалов, которые непосредственно имеют прямой контакт с пищевыми продуктами, они стремятся совершенствовать нормативно – правовую базу, что касается безопасного использования пищевых продуктов и транспортировки отходов, это относится и к совместному сотрудничеству над результатами программы по содержанию в производстве новой продукции и материалов пластика переработанного не менее 25%, но, как представляется, сложность в достижении этих результатов именно в том, что в первые годы для организаций, которые пластик используют в упаковках, еще не все реализовано в плане применения новых технологий, поскольку самые новые и современные пока еще не до конца апрбированы и распространены, более того, нужно совершенствовать и правовую базу.