Статья:

НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Егошина Т.В. НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 40(176). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/176/101536 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Егошина Татьяна Викторовна
магистрант Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Южный федеральный университет, заведующий отделением, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области Волгодонский педагогический колледж (ГБПОУ РО «ВПК»), РФ, г. Волгодонск

 

THE NEED TO CREATE OPTIMAL CONDITIONS IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION TO PREPARE STUDENTS FOR PARTICIPATION IN PROFESSIONAL SKILLS COMPETITIONS

 

Tatyana Egoshina

Master's student of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education Southern Federal University,

Head of Department, State Budgetary Professional Educational Institution of the Rostov Region Volgodonsk Pedagogical College (GBPOU RO "VPK"), Russia, Volgodonsk

 

Аннотация. В данной статье освещается проблема создания необходимых условий в системе среднего профессионального образования с целью качественной подготовки специалистов среднего звена и сформированности у них профессиональных компетенций при участии в конкурсах профессионального мастерства.

Abstract. This article highlights the problem of creating the necessary conditions in the system of secondary vocational education for the purpose of high-quality training of middle-level specialists and the formation of their professional competencies when participating in competitions of professional skills.

 

Ключевые слова: конкурс профессионального мастерства; индивидуальный образовательный маршрут; система работы СПО; профессиональные компетенции.

Keywords: professional skills competition; individual educational route; vocational education system; professional competencies.

 

Вектор развития системы образования страны на период до 2024 года определен новым национальным проектом.  Одним из приоритетных направлений нашего государства в последние годы является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Одними из задач национального проект «Образование» Российской Федерации являются:

  1. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
  2. Формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.

Для достижения поставленных задач направлен проект «Молодые профессионалы». Реализация проекта «Молодые профессионалы» направлена на модернизацию профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Основные мероприятия в рамках проекта «Молодые профессионалы»:

  • утверждение стандартов (целевых моделей) центров опережающей профессиональной подготовки и лабораторий, оснащенных современной материально-технической базой, по одной из компетенции, в т.ч. для сдачи демонстрационного экзамена;
  • формирование и утверждение с участием работодателей целевая модель развития региональной системы СПО;
  • проведение Мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс в 2019 году в г. Казани;
  • формирование инфраструктуры для развития профессионального мастерства, опережающей профессиональной подготовки и популяризации рабочих профессий: создание ЦОПП, современных лабораторий по компетенциям, центров сдачи демоэкзамена;
  • обновление требований к профессиональным образовательным программам по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям;
  • повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения;
  • формирование стандарта и примерных образовательных программ профессионального обучения по массовым профессиям и специальностям для детей и взрослых, реализуемых по принципу «заказа компетенций»;
  • подготовка экспертов для проведения демо-экзамена и чемпионатов «Молодые профессионалы»;
  • проведение Европейского Чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс в г. Санкт-Петербурге в 2022 г.

Одно из направлений в новом режиме работы учреждений СПО - привлечение студентов к участию в конкурсах профессионального мастерства. Участие данных конкурсах является неотъемлемой частью на пути к освоению профессии. Конкурсы профессионального мастерства помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, совершенствуя профессиональные умения и навыки, развивают профессиональное и креативное мышление студентов, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере. Основная цель любого профессионального конкурса: демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование. Проведение конкурсов профессионального мастерства способствует совершенствованию профессионального образования, внедрению новых форм и средств формирования и развития профессиональных компетенций. Профессиональные конкурсы оказывают благоприятное влияние на престиж профессии. Само участие студентов в конкурсах обогащает новыми практическими навыками, теоретическими знаниями, придает уверенность в своем мастерстве и открывает перспективы для их дальнейшего профессионального роста и творчества.

Конкурс профессионального мастерства – одна из наиболее действенных форм внеурочной работы в целях повышения уровня профессиональной подготовки обучающихся, развития и популяризации специальности [2].

Участие в конкурсах способствует формированию общих и профессиональных компетенций будущих специалистов. В процессе поиска решения поставленных задач: планирования, подготовке и выполнения конкурсных заданий, происходит развитие таких качеств как самостоятельность, самоконтроль и самоорганизация студентов.

Однако, привлекая студентов к подготовке и участию в конкурсе, мы сталкиваемся с рядом проблем. Во-первых, это низкая мотивационная готовность у студентов или недостаточно сформированный уровень знаний, умений и навыков для качественной подготовки и участия в конкурсе. Студенты первых и вторых курсов имеют высокую мотивацию и стремление проявить себя, однако, еще не в полной мере овладели необходимыми умениями и знаниями. У студентов третьих – четвертых курсов уже более сформированы необходимые общие и профессиональные компетенции, однако привлечь их к участию в конкурсах профмастерства бывает достаточно сложно, т.к студенты старших курсов более ограниченны во времени, необходимом для подготовки к конкурсу. Они имеют большее количество учебных и производственных практик, а также подготовка к сдаче квалификационных экзаменов более временезатратна. Одной из проблем может выступить неправильное распределение времени между обучением и подготовкой к конкурсным заданиям. В таком случае обучение может выступать на второй план, что скажется на уровне успеваемости студентов в неблагоприятную сторону. Одним из неблагоприятных факторов также может выступать проблема психологического характера. Не все студенты морально готовы проявить свои возможности на публике, у студентов слаборазвито такое качество, как стрессоустойчивость, конкурсант не всегда верит в свои силы, что может неблагоприятно отразиться на результаты конкурса в самый ответственный момент.

Для того, чтобы качественно подготовить студентов к участию в конкурсах профмастерства, необходимо создать определенные условия в работе среднего профессионального образования и разработать алгоритм взаимодействия с данными студентами всего педагогического коллектива.

Одним из условий учреждений среднего звена при работе с данной категорией студентов является разработка индивидуального образовательного маршрута. В штате СПО не всегда имеется специалист, в обязанности которого входит работа с данной категорией учащихся, а именно: выявление личных образовательных запросов учащихся, помощь в создании собственного образовательного маршрута, отслеживание личных достижений во время подготовки к конкурсу, выстраивание траектории развития. Не всегда можно увидеть четкую, слаженную систему взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Обычно, данная работа ложится на плечи преподавателей-предметников профессиональных дисциплин, педагог-психолога, куратора группы.

Индивидуальный образовательный маршрут - путь освоения образовательных программ, самостоятельно прокладываемый обучающимся с целью самоопределения и самореализации при осуществлении преподавателем педагогической поддержки [1, с.53].

Индивидуальный образовательный маршрут направлен на отработку отдельного самостоятельного профессионального модуля. Здесь очень большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Необходимо отметить, что самостоятельная работа в современной образовательной модели вообще стоит на первом месте. Самое главное, он должен уметь продуктивно, рационально и качественно самостоятельно работать как в области теоретических, так и в области практических навыков. При составлении индивидуальной образовательной траектории преподаватели создают студенту возможность для выбора, выступая в роли консультанта и советчика.

Участие в конкурсах профессионального мастерства это звенья в подготовке квалифицированного специалиста на современном этапе. Подготавливая учащихся к профессиональным конкурсам, мы тем самым формируем профессиональную готовность студентов к осуществлению ими трудовой деятельности по приобретаемой специальности.

Профессионально-направленные конкурсы – эффективное средство в решении общепедагогических и профессиональных задач и мощный стимул профессионального роста студентов, который является итогом творческих усилий всего педагогического коллектива. Участие в конкурсах позволяет заявить молодым талантам о себе, воспитать у молодого поколения любовь к будущей профессии, помогает объективно оценить свои силы и возможности, нацелить на дальнейшее самосовершенствование, создавая условия для профессионального, творческого и личностного развития. Цель учреждений среднего профессионального образования развивать данное направление образовательной деятельности, создавать оптимальные условия для полноценной, качественной подготовки будущих квалифицированных специалистов, уметь вовремя ориентироваться в постоянно меняющейся реальности и идти в ногу со временем. Чтобы подготовить высококвалифицированные кадры, необходимо создавать в учреждениях среднего профессионального образования оптимальные педагогические условия, выстраивать систему работы образовательного процесса в новом векторе, менять мировоззрение педагогов на всю педагогическую деятельность.

 

Список литературы:
1. Качество профессиональной подготовки специалистов в колледже: теория и опыт реализации [Текст]: коллективная монография / под общ.ред.. М.А. Емельяновой. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2012. – 200 с.
2. Кокшарова М. Ю. Проведение конкурсов профессионального мастерства с использованием методики WorldSkills на примере педагогических специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 192–201. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76511.htm.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 года № 1351.
4. https://edu.gov.ru/national-project/