Статья:

НДС: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СУЩНОСТЬ, ПЛАТЕЛЬЩИКИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Воронцов А.А. НДС: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СУЩНОСТЬ, ПЛАТЕЛЬЩИКИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 40(176). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/176/101560 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НДС: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СУЩНОСТЬ, ПЛАТЕЛЬЩИКИ

Воронцов Александр Андреевич
магистрант Налоговый институт РосНОУ, РФ, г. Москва
Сулейманов Джабраил Нохаевич

 

VAT: HISTORY OF ORIGIN, ESSENCE, PAYERS

 

Alexander Vorontsov

Undergraduate Tax Institute RosNOU, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос появления налога на добавленную стоимость, его роль как для государства, так и для отдельных экономических субъектов страны.

Abstract. The article deals with the issue of the emergence of value added tax, its role both for the state and for individual economic entities of the country

 

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, государственный бюджет, налоговые отчисления, налог для бедных, налоговый вычет.

Keywords: value added tax, state budget, tax deductions, tax for the poor, tax deduction.

 

С возникновением государства, как регулятора общественного порядка как внутри страны, так и за его пределами, возникла необходимость в создании государственного аппарата управления. Доход государства, направленный на функционирования аппарата управления, складывается отчасти за счет сбора налогов как с резидентов страны, так и нерезидентов.

С древности люди платили разные виды налогов. В дальнейшем многие налоги были упразднены, в силу малой эффективности, а некоторые налоги приводили к тому, что при переходе облагаемого товара от производителя к потребителю, значительно повышалась цена на реализуемый товар, что вызывало недовольство как потребителей, так и самих производителей. Чтобы решить данную проблему, французский экономист Морис Лоре в 1954 году разработал новую систему взимания денежных средств с людей – налог на добавленную стоимость (НДС). Данная система оказалась удачной и была доработана до современной системы налогообложения в 1968 году.

В России во время экономического кризиса была создана команда реформаторов во главе с Е. Гайдаром, которые в начале 1992 года провели ряд антикризисных мер, направленных на оживление экономики страны. В тоже время в стране появился «налог для бедных» – налог на добавленную стоимость. Преимущество данного налога заключается в том, что организация при покупки товар имеет право на применение суммы вычета НДС, уплаченного поставщику товара. Также важной особенностью НДС является возможность при покупке товара или услуги за границей возместить уплаченный НДС.

По данным ФНС России поступления в консолидированный бюджет страны за 2018 год составили 21,3 трлн. рублей, из которых НДС составляет порядка 17%, темп роста по сравнению с 2017 годом составил 16,4%, не включая налоги с нефтегазовой сферы. На сегодняшний момент большинство стран мира использует данный налог.  [5]

НДС не облагаются различные банковские операции, торговля ценными бумагами и некоторые другие операции. Не уплачивают НДС с продаж предприятия, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, и сумма выручки за 3 календарных месяца не превышает 2 млн. рублей. Данная система направлена на стимулирование развития малого бизнеса. До 2019 года ставка по налогу на добавленную стоимость составляла 18%, но из-за увеличение расходов на инфраструктуру, образование, здравоохранение нужны довольные средства для реализации национальных проектов, в результате чего повышение данного вида налога до 20% было неизбежным этапом в экономике России.

Преимущество НДС – обеспечивает значительные и стабильные поступления в бюджет, дает возможность задействовать широкую базу для налогообложения. Каждый производитель, продавец при покупке или продаже товара производит налоговые отчисления по налогу на добавленную стоимость, в связи с чем, у государства возникает постоянный приток денежных средств. Совершая продажи за пределы Российской Федерации налог на добавленную стоимость составляет 0%, что позволяет обеспечить рост конкурентоспособность на международном рынке, делая товар на 10%, а то и на 20% дешевле.

Бюджет странны сильно привязан к цене на нефть, что делает экономику страны сильно зависимой от нее. В случае снижения цены, государству придется прибегнуть к 2 вариантам решения данной проблемы: девальвации рубля, либо к уменьшению расходов государство, что на вряд ли произойдет в связи с тем, что от уменьшения расходов государство, от этого мало кому будет хорошо. Но и девальвация рубля сразу же может значительно обесценить доходы граждан, в результате чего товары станут дорогими для граждан, что в свою очередь снизит покупательную способность граждан, а за снизится приток денежных средств в казну государства. Поэтому независимо от того, упадет цена на нефть или возрастет, от этого ничего не изменится, что позволяет обеспечить снижение влияния мировых цен на данный вид налога

Для принятие мер по данной проблеме правительство устанавливает льготную ставку НДС по товарам, являющиеся жизненно необходимыми, в размере 10%. Список товаров представлен в НК РФ, к ним относятся некоторые группы продовольственных товаров, медицинские препараты, товары для детей, внутренние авиаперевозки, периодические издания.

Глядя на выше изложенное, можно сделать вывод, что налог на добавленную стоимость помогает государству лучше отслеживать организации в уплате НДС, прослеживая от начала движения товара до его конечной точки. Помогает обеспечить приток денежных средств в бюджет страны, даже в том случаи, если в стране произойдет экономический кризис, поскольку люди будут все равно покупать будь то хлеб или молоко. Также стоит взять за внимание тот факт, что на экспортный товар ставка по НДС 0%, а по сравнению с 2017 годом отчисления по НДС увеличились на 16,4%, что свидетельствует об увеличении товарного оборота внутри страны

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть вторая. — М.: Издательство «Омега-Л», 2018. - 793 с.
2. Касьянова Г.Ю.: НДС для организаций и инﮦдивидуальнﮦых предпринимателей. М.: АБАК, 2018. – 712 с.
3. Щербакова И.Г. Проблемы налогового администрирования НДС и пути их решенﮦия // Вестник удмуртского университета. 2019. Т. 27, вып. 3. С. 66-72.
4. Официальный сайт Федеральная налоговая служба РﮦФ — [Электронный ресурс] / ФНС России [сайт] 2018. — Режим доступа: http://www.nalog.ru. (Дата обращения 19.11.2019).
5. Паращук И.А., Димитриева Е.Н. Организация внутреннего аудита в России. Экономические исследования и разработки. 2019. № 6. С. 21-25. 
6. Приходченко А.С., Димитриева Е.Н. Оценка экономической безопасности Новосибирской области /Материалы IX Международной научнопрактической конференции. 2018. С. 231-234. 
7. Филиппов Д.М., Димитриева Е.Н. Влияние цифровых платформ на конкурентоспособность российской экономики. Сборник научных трудов. В 2-х частях. Под редакцией Д.О. Соколовой. 2019. С. 97-99.