Статья:

Развитие малого и среднего бизнеса на уровне финансового стимулирования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Пигунов Р.В. Развитие малого и среднего бизнеса на уровне финансового стимулирования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 3(96). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/96/65250 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие малого и среднего бизнеса на уровне финансового стимулирования

Пигунов Роман Владимирович
студент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. На современном этапе развития экономики в России и мире, наиболее значимую роль играет развитие малого и среднего бизнеса. Но бизнес может стабильно развиваться лишь при осуществлении постоянной государственной поддержки. И для этого также должна создаваться эффективная инфраструктура поддержки.

Abstract. At the present stage of economic development in Russia and the world, the most important role is played by the development of small business. But small business can develop steadily only with constant state support. An effective support infrastructure must also be created for this.

 

Ключевые слова: малое предпринимательство, финансирование, кредитование, субсидирование, гарантии.

Keywords: small business, financing, lending, subsidies, guarantees.

 

В сама начале нужно дать определение малому бизнесу - это предприятие с численностью 16-100 сотрудников, выручка от деятельности которого или балансовая стоимость его активов не превышают 400 млн. рублей по результатам отчетности предыдущего года. Субъекты предпринимательской деятельности с численностью до 15-ти сотрудников этим же определением малого бизнеса признаются микропредприятиями и их годовой доход либо балансовая стоимость активов не должны превышать 60 млн. рублей. По аналогии сформулировано определение и для категории средний бизнес. Оно предполагает предприятие с численностью сотрудников 101-250 человек, годовой доход которого или балансовая стоимость активов не превышает 1000 млн. рублей. Определение малого бизнеса, как и среднего, со ссылкой на закон о бухучете и Налоговый Кодекс РФ предполагает исчисление выручки от реализации и/или стоимости активов в соответствии с установленными правительством РФ нормами. Для обеих форм предприятия доля государственной собственности в нем, либо доля иностранных инвестиций не должна превышать 25%.

Проблема функционирования малого и среднего предпринимательства в современной России является актуальной и требует комплексного исследования. Это обусловлено тем, что роль малого предпринимательства как во внешней, так и во внутренней экономической деятельности нашего государства достаточно велика, так как оно направлено на всеобъемлющее удовлетворение потребностей населения, в некоторой степени разрешает проблемы, связанные с безработицей в стране и поддержанием экспорта отечественной продукции.

Таблица 1.

Инфраструктура поддержки малого бизнеса и среднего бизнеса

Страна

Ответственный орган

США

Администрация малого и среднего предпринимательства

Великобритания

Национальное агентство по обслуживанию малого бизнеса

Германия

Генеральный  директорат  малого  и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий

Япония

Реорганизованное Министерство экономики, торговли и промышленности

 

Вот как развитые страны оказывают воздействие на малый бизнес с помощью инфраструктуры государственной поддержки, а именно через специализированные органы по развитию этого сектора экономики.

Но в России в сфере малого бизнеса существует ряд проблем:

  • низкая инновационная и инвестиционная активность малых и средних предприятий;
  • низкий уровень формальной занятости и высокий неформальной занятости в данной сфере. Эксперты объясняют сложившуюся ситуацию высокой налоговой и финансовой нагрузкой, а также сложностью ведения кадрового учета;
  • неравномерность распределения предприятий малого и среднего бизнеса по территории Российской Федерации (основная часть всех предприятий сосредоточенна в Центральном ФО);
  • в современных кризисных условиях в экономике обострился спрос на продукцию малых и средних предприятий, который очень сложно удовлетворить.

Поэтому, в современной России выделяют такие методы финансового стимулирования развития малого предпринимательства, которые условно можно разделить на:

  1. методы, направленные на обеспечение благоприятной рыночной инфраструктуры (организация рынков технологий для малых предприятий, ярмарок);
  2. методы правового консультирования (оказание консультативных услуг по вопросам создания и управления предприятием, налогообложением на предприятии);
  3. методы реализации финансовой поддержки (государственные программы по льготному кредитованию малых предприятий, налоговые льготы и т. д.);
  4. методы экспортного стимулирования малых предприятий.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства представляет собой не только выделение финансовых средств на достижение конкретных целей в малом предпринимательстве, но и сопутствующие виды помощи, которые не менее востребованы (а в некоторых случаях и более), чем финансы. Так, одним из наиболее востребованных видов помощи выступает субсидирование. Оно производится по различным направлениям и на разные цели.

С одной стороны, государственная поддержка малого предпринимательства в виде субсидий направлена на поддержку таких субъектов, которые еще планируют создать собственный бизнес (субсидии на открытие бизнеса), а с другой рассчитана на субъектов, которые строят планы на дальнейшие развитие и модернизацию существующего производства.

При этом каждый субъект Российской Федерации в рамках реализации программы государственной поддержки малого предпринимательства вправе организовывать и проводить собственные мероприятия по оказанию помощи предпринимателям.

В итоге в 2017-2018 гг. были приняты ряд принципиальных мер, направленных на стимулирование предприятий малого и среднего бизнеса. Так, например, перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН – с 6% до 1%. Также, в период с 2016 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум – двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул.

Также, в 2018 году государство ввело ряд финансовых мер стимулирования в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Таким образом, для создания действующего инструмента кредитной поддержки малых предприятий-экспортеров представляется необходимым создание в России рынка банковского финансирования экспортных проектов, а также обеспечение поддержки отечественного экспорта продукции.

По мнению экспертов, концепция поддержки малого предпринимательства в международной деятельности должна базироваться на разграничении методов продвижения малого бизнеса с учетом их регионального расположения. Иными словами, необходимо учитывать сложившиеся в отдельных регионах специфические условия функционирования малого предпринимательства.

В современной России функционирует достаточно большое количество коммерческих и государственных структур, которые осуществляют поддержку предприятий-экспортеров в нашей стране, однако на данный момент нельзя говорить об однозначности их эффективности.

В этой связи представляется необходимым создание четко урегулированной и централизованной инфраструктуры, которая отвечала бы указанным выше требованиям.

Итак, сегодня государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности не всегда осуществляется на тщательной и систематической основе.

Для того, чтобы придать импульс в направлении устойчивого роста, предпринимательство должны быть предметом разумного и устойчивого воздействия государства, при этом не только регулирования, но и поддержки.

 

Список литературы:
1. Алексейчева, Елена Юрьевна. Экономика организации (предприятия) учебник: Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов. — Москва: Дашков и К, 2016. — 292 с.
2. Брялина Г. И. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России // Инженерный вестник Дона. 2015. № 15. С. 94–96.
3. Комаров А.В., Скрипникова М.В. Основные тенденции и ориентиры экономического развития России на современном этапе. Научные открытия в эпоху глобализации. / Сб. ст.: Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Сукиасян А.А. – Уфа, 2016. С. 87–92.
4. Мнеян М.Г. Динамический образ инноваций. Алгоритмы инновационного развития. ―М.: Витус-К, 2006. ―240.
5. Новиков Д.А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы / Д.А. Новиков, А.А. Иващенко. ―М.: Ленанд, 2006. ―336.