МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF AN ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF THE ORGANIZATIONAL ACTIVITY OF THE ENTERPRISE IN THE CONDITIONS OF TEAM BUILDING
Igor Degurko
Master's degree student Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education St. Petersburg State Forestry University named after S. M. Kirov, Russia, St. Petersburg
Olga Мushkarоva
Scientific supervisor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education St. Petersburg State Forestry University named after S. M. Kirov, Russia, St. Petersburg
Аннотация. В статье рассматриваются подходы качественной и количественной оценки эффективности организационной культуры предприятия в условиях командообразования.
Abstract. The article discusses approaches to qualitative and quantitative assessment of the effectiveness of the organizational culture of the enterprise in the context of team building.
Ключевые слова: эффективность организационной деятельности, организационная культура, командоообразование, оценка эффекта формирования команды.
Keywords: efficiency of organizational activity, organizational culture, team building, evaluation of the effect of team formation.
Эффективность организационной деятельности предприятия является залогом успешности данного предприятия. В современных условиях с целью повысить свой доход предприятия могут формировать все сферы деятельности организации. На организационные процессы в предприятии могут влиять как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам влияния на организационную деятельность можно отнести: законодательные и нормативные требования, специфические для отрасли требования и соглашения, конкуренция, глобализация, социальные, экономические, политические и культурные факторы, инновации и достижения в технике, окружающая среда. Среди внутренних факторов можно выделить такие как стратегия, типы продукции и услуг, результаты деятельности, ресурсы, уровни компетентности и знания организации, зрелость, инновации, внутренние виды деятельности организации, состояние организационной культуры предприятия.
Благодаря совершенствованию организационной культуры предприятия можно положительно повлиять на организационную деятельность компании. Факторов, способствующих формированию грамотной организационной культуры, много. Одним из факторов влияния организационной культуры на эффективность деятельности предприятия является внутренний климат персонала организации. Организациям, где благоприятная психологическая атмосфера, обычно присущ высокий уровень согласия среди сотрудников относительно того, какими базовыми убеждениями и ценностями они руководствуются в своей деятельности. В таких организациях высокая степень сплоченности сотрудников и их нацеленности на успех общего дела. Поэтому работа выполняется с высоким уровнем качества, в более сжатые сроки, принимаемые решения всесторонне обосновываются и взвешиваются, что также способствует повышению общей эффективности.
Но есть и обратная ситуация, где внутри коллектива сотрудников возникают недопонимание и противоречия. Это приводит к негативным результатам, отвлекает от основных задач компании и тормозит процесс успешной деятельности организации.
На основании вышеизложенного хочется отметить, что не все предприятия готовы вкладывать денежные ресурсы в развитие организационной культуры. Хотя практика показывает, что зря. Формирование организационной культуры как фактора повышения организационной деятельности можно осуществлять различными способами, в том числе - формирование команд на предприятии.
Командообразование – это процесс целенаправленного формирования взаимодействия людей в группе (называемой командой), направленного на реализацию их профессионального, интеллектуального и творческого потенциал в соответствии со стратегическими целями данной группы (команды).
Оценка экономической эффективности организационной деятельности предприятия в рамках совершенствования организационной культуры через мероприятия по формированию команды является сложной проблемой, так как сам этап оценки организационной культуры отражает качественные категории, для которых очень непросто определить количественное значение (этика поведения, установление обычаев, ценности и т. п.).
Количественная оценка эффективности уровня организационной деятельности предприятия, в частности организационной культуры также во многом затруднена из-за специфических особенностей процесса ее развития. Они заключаются, в частности, в том, что:
- становление, преобразование и руководство организационной культурой предприятия является формой творческого управленческого труда, который едва поддается нормированию и учету из- за различных субъективных факторов;
- практические результаты и расходы на конкретные мероприятия по совершенствованию организационной культуры, не всегда получается посчитать и измерить количественно;
- реализация мероприятий по изменению и управлению организационной культурой предприятия сопряжена с социально-психологическими результатами, учесть которые еще более затруднительно, чем экономические;
- выводы о развитии, изменениях и повышении качества организационной культуры отражаются зачастую через деятельность коллектива предприятия в целом, таким образом, затруднительно отделить именно ту часть, которая определяется изменением уровня организационной культуры;
- определение эффективности организационной культуры предприятия очень осложняет временной фактор, так как результаты некоторых мероприятий по развитию организационной культуры может быть мгновенным, а результат большинства из них развернут во времени и может занимать не один месяц или год.
Таким образом, факторов, затрудняющих количественную оценку эффективности организационной культуры, достаточно много. Однако необходимо все-таки использовать некоторые методологические подходы и методические приемы ее проведения. [3]
В той связи эффективность команд образования как фактора организационной культуры производства нельзя оценивать только соотношением полученного результата и произведенных затрат.
Необходимо формирование результата командообразования оценивать с позиций стратегического обеспечения психологической совместимости, коммуникационной целенаправленности, компетентностной целесообразности, мотивационной заинтересованности взаимодействия членов команды, направленных на экономическую эффективность деятельности организации в целом.
В таблице представлены факторы, влияющие на формирование оценки эффекта командообразования.
Таблица
Факторы оценки эффекта командообразования
Факторы |
Количественные и качественные показатели |
Социально-психологические |
Доверие Взаимопонимание Ответственность Моральное поощрение |
Коммуникативные |
Свобода в принятии решений Степень согласованности действий |
Компетентностные |
Лидерство под задачи Креативность Степень взаимодополнения |
Мотивационные |
Обучение Повышение квалификаци Материальное поощрение Работа на общий результат |
Экономические |
Снижение текучести кадров Экономия на подборе и подготовке кадров Повышение тарифов оплаты труда Повышение выручки (прибыли) |
Формирование и оценка перечисленных показателей может осуществляется с помощью разнообразных методов – статистических, анкетирования, опроса экспертов, математического моделирования и других.
Состояние социально-психологического климата (СПК) изучается с помощью анкетирования. Например, можно использовать экспресс – методику по изучению социально – психологического климата в коллективе (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто). [5]
Оценка уровня сплоченности основаны на тестировании по определению индекса групповой сплоченности Сишора. [4]
Определить состояние мотивационного комплекса возможно путем проведения социологического исследования. Наиболее удобно в этом случае применения анкетирования.
Как показывают многочисленные социологические исследования, предпочтительным является мотивационный комплекс, в котором оценка личностью мотивационной значимости указанных выше групп мотивов при одинаковом уровне оплаты труда работников подчиняется условию: предрасположенность личности к труду имеет большую мотивационную значимость, чем побуждение к труду, а последнее — большую значимость, чем принуждение к труду. [1]
ВМ > ВПМ > ВОМ
Среди частных показателей эффективности можно выделить следующие: снижение текучести кадров; повышение трудовой дисциплины; рост образовательного и профессионального уровня сотрудников; повышение уровня оплаты труда; увеличение числа претендентов на получение места работы в данной организации и т. п. [3]
Основные показатели экономической эффективности мероприятий, направленных на совершенствование организационной культуры в условиях командообразования – годовой экономический эффект от реализации мероприятий по формированию, совершенствованию и управлению организационной культурой, срок окупаемости дополнительных затрат на мероприятия, коэффициент эффективности мероприятий. [2]
Оценить эффективность мероприятий по командообразованию в аспекте повышения эффективности организационной деятельности предприятия достаточно сложно. Необходимо рассматривать показатели эффекта командообразования в совокупности, как количественные так и качественные, чтобы оценить реальную эффективность и пользу от предложенных мероприятий.