НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Актуальность темы исследования раскрывается в необходимости нормативно-правового обеспечения противопожарной службы по направлению пожарной безопасности для того, чтобы власть гарантировала установленный обществом достаточный для себя уровень защищенности от пожаров при учете всей совокупности влияния внешних факторов. Проблемы нормативно-правового обеспечения противопожарной службы распространяются на все направления работы государственной власти, коммерческие структуры, а также граждан. В связи с этим законодательство в данной области определяется как многоуровневая сложная управленческая структура, разработанная на Конституции Российской Федерации. По вертикали структура противопожарной безопасности построена по классическому принципу и зависит от правовой силы законодательных актов, которые издаются нормотворческими органами.
На сегодняшний день в нашей стране главными нормативно-правовыми документами по регулированию обеспечения противопожарной службы являются:
- Закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
- Технический регламент о требованиях пожарной безопасности от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ;
- Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» [1];
- Указы Президента РФ о противопожарной безопасности [2];
- Постановления Правительства РФ [2];
- Приказы Министерств и ведомств [3];
В целом мерами нормативно-правового обеспечения противопожарной службы выступают все правовые акты по ПБ. Ими могут быть не только законодательные акты, которые обладают признаками нормативности, но и другие ненормативные правовые акты. К первым относятся: Федеральный закон «О пожарной безопасности», федеральные законы регламентирующие вопросы пожарной безопасности, а также нормативно-правовые акты, подписанные Президентом и Правительством Российской Федерации, ведомственные акты и законы, издаваемые субъектами нашей страны; распоряжения органов местного самоуправления, внутриорганизационные локальные акты, а именно правила пожарной безопасности в организациях и инструкции по действиям в случае пожара.
Ко вторым относятся правовые акты, которые не обладают признаками нормативности, а именно приказы о назначении должностных лиц, которые принимают участие в обеспечении пожарной безопасности, и акты принятия об ограничениях в период повышенной пожарной опасности в сухое время года, разные процессуальные документы, которые издаются органами государственного пожарного надзора в ходе дознания и производства дел об административных правонарушениях [3].
Несмотря на такую большую проделанную работу в нормативно-правовом обеспеченияи противопожарной службы остаются проблемы, которые требуют внимания. К ним можем отнести:
- Необходимость правовой регламентации большего финансирования государством противопожарных ведомств;
- Халатность со стороны предпринимателей по соблюдение установленных правил;
- Лояльность во время проверок надзорных органов.
К не маловажной проблеме стоит отнести применение в изготовлении современного оборудования легковоспламеняющихся материалов, применение горючих смесей. Использование такого оборудования с нарушением правил инструкции.
Из года в год более опытный персонал противопожарной службы борется с халатностью сотрудников противопожарных служб при проведении проверок. Идет не прекращающаяся борьба с коррумпированностью и равнодушием при погоне за прибылью предпринимателей.
Перечисленные проблемы требуют от пожарных инспекторов систематического процесса повышения своей квалификации. Им необходимо заниматься самообразованием по изучению поправок и нового законодательства. Поэтому необходимо проводить мониторинг по оптимизации штата, посредством более тщательного отбора личного состава органов пожарной безопасности.
И тем не менее, следует обратить внимание, что в действующем противопожарном законодательстве уже на конец 2021 года решены такие проблемы как:
- усовершенствована структура системы процессуального хода государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны;
- определен мониторинг сроков, времени и количество плановых проверок противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны;
- отработан механизм согласования противопожарных проверок с органами прокуратуры субъектов РФ;
- законодательно обоснован риск-ориентированный подход при проверках малого и среднего бизнеса;
- создана и продолжает обновляться законодательная база для осуществления предоставления гражданам услуг по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности, которые можно получить в самые короткие сроки.
В качестве мероприятий по совершенствованию работы в нормативно-правовом обеспечении противопожарной службы стоит продолжить мониторинг по преобразованию правовой базы посредствам сокращения количества и объема регламентирующей документации. Необходимо отменить дублирующие документы, а также устаревшие ведомственные приказы. Стоит уменьшить и упростить текст положений.
Считаем, что проблемы нормативно-правового обеспечения противопожарной службы решаются четко на государственном уровне. Поэтому противопожарная деятельность на сегодняшний день максимально прозрачна и понятна не только для органов власти, но и для самих граждан. Система устроена так, что все зарегистрированные федеральные и муниципальные органы пожарной безопасности включаются в единый список реестра учета проверок. После проведения проверки все данные по ее результатам хранятся на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Это необходимо для открытости и доступности, прозрачности получения информации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.