Статья:

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ С ОЖИРЕНИЕМ I ТИПА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(179)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Башегурова Е.В., Гайфиева Л.Н. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ С ОЖИРЕНИЕМ I ТИПА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 43(179). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/179/103461 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ С ОЖИРЕНИЕМ I ТИПА

Башегурова Елизавета Владимировна
студент, Ижевская государственная медицинская академия, РФ, г. Ижевск
Гайфиева Лилиана Накиповна
студент, Ижевская государственная медицинская академия, РФ, г. Ижевск
Толмачёва Денис Анатольевич
научный руководитель, Ижевская государственная медицинская академия, РФ, г. Ижевск

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние занятий плаванием на мальчиков-подростков 12-13 лет с I типом ожирения. Данная статья в наше время имеет особую актуальность. Занятия плаванием приводят к достоверному снижению массы тела, жировой ткани, весоростового индекса и к укреплению мышечного корсета. Повышается физическая работоспособность и функциональные возможности респираторной и сердечно-сосудистой систем[1].

 

Ключевые слова: мальчики-подростки, физическое развитие, занятия плаванием.

 

В течение последних лет накоплен значительный материал, свидетельствующий об отрицательном воздействии образовательного процесса на организм учащихся, выявлены негативные тенденции в показателях физического развития детей, а именно в возрастной группе 12-14 лет. В последнее десятилетие очень редко наблюдается прирост в продольных размерах тела подросткового населения, повышается отставание размеров тела в ширину[2]. Снижается доля подростков с нормальным физическим развитием. Также замечена тенденция  к снижению темпов роста и к увеличению массы тела. Современные подростки неохотно занимаются физическим трудом или спортом, редко выполняют домашние обязанности. Для подростков современного мира характерно несоответствие между «взрослыми» размерами тела и низкими силовыми и скоростными показателями, что  в итоге приводит к ухудшению показателей здоровья, инфантильности, гиподинамии. На сегодняшний день высокий рост и масса тела подростка еще не означает их хорошей адаптированности в будущем [3]. На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что современные подростки по уровню морфофункционального развития в целом отстают от своих сверстников прошлого десятилетия, что обусловливает у большинства выпускников школ ограничения в выборе будущей профессии по состоянию здоровья[4]. Для решения вышеуказанной проблемы важным фактором является увеличение двигательной активности. Одним из способов поддержания физического здоровья являются занятия плаванием. В данный момент существует немало разнообразных методов и систем, которые участвуют в поддержании физического здоровья, и, следовательно, психического и социального благополучия. У водных тренировок существуют различные нюансы, к ним нельзя подходить так же, как и к занятиям на земле. Важно умение правильно, эффективно дышать,  владеть техникой. Стандартная тренировка включает в себя разминку, основную часть и заминку. В ходе тренировочного процесса определяли влияние водных тренировок на основные расчетные показатели физического развития и общего уровня здоровья юношей. Физическое развитие подростков определялось при помощи следующих упражнений: скоростные способности – бег 30 метров; координационные способности – челночный бег 3x10 метров; скоростно-силовые способности – прыжок в длину с места; силовая выносливость – сгибание и разгибание рук в локтевых суставах в упоре лежа. Также определялись: масса тела, весоростовой индекс, индекс Кетле, жизненная ёмкость лёгких. Обследовано 13 юношей в возрасте 12-13 лет, посещающих занятия плаванием. Тренировки проводились в течение 72 дней.

В ходе исследований установлено, что занятия плаванием привели к достоверному снижению массы тела (на 7,1%), весоростового индекса Брока (на 4,2%), индекса Кетле (на 5,1%). Одновременно при этом наблюдалось увеличение массы мышечной ткани (на 5,9%), а также жизненной емкости легких (на 12,7%). Средние показатели физической работоспособности, определяемой по индексу Гарвардского степ-теста, повысились от 73 до 81.

У юношей  изменились функциональные показатели дыхательной системы. Таким образом,  жизненная ѐмкость легких (ЖЕЛ) увеличилась в среднем на 178 мл, экскурсия грудной клетки увеличилась в среднем от 3,3 см до 6 см.

Таблица 1.

Исходные результаты физического развития юношей 12-13 лет до занятий плаванием

Показатель физической подготовленности

Распределение занимающихся по уровням развития в %

Высокий

Средний

Низкий

Бег 30 м (сек)

0

45,0

55,0

Челночный бег 3x10

0

29,0

71,0

Сгибание разгибание рук в локтевых суставах в упоре лежа

15,0

55,0

30,0

Прыжок в длину с места

0

68,0

32,0

 

Таблица 2.

Результаты физического развития юношей 12-13 лет после занятий плаванием

Показатель физической подготовленности

Распределение занимающихся по уровням развития в %

Высокий

Средний

Низкий

Бег 30 м (сек)

0

48,0

52,0

Челночный бег 3x10

0

35,0

65,0

Сгибание разгибание рук в локтевых суставах в упоре лежа

20,0

62,0

18,0

Прыжок в длину с места

0

70,0

30,0

 

Анализируя таблицы было установлено, что исследуемая группа юношей имеет незначительные различия в указанных показателях до и после тренировочного занятия. Так, например, в скоростном тесте «Бег на 30 метров», 45,0% испытуемых показали средний уровень развития по этому тесту, остальные 55,0% низкий. Через 72 дня показатели данного теста улучшились: соответственно 48,0% и 52,0%. В тесте на координацию «Челночный бег 3х10» до занятий плаванием зафиксирован низкий уровень развития у 71,0% детей, а у 29,0% - средний. После занятий низкий уровень развития уменьшился до 65,0%, а средний увеличился до 35,0%. В тесте «Прыжок в длину с места» большинство мальчиков 68% показали средний результат, остальные 32,0% -  низкий. По истечении 72 дней показатели улучшились.  После занятий плаванием в тесте «Сгибание разгибание рук в локтевых суставах в упоре лежа» средний показатель увеличился на 12,0%.  Анализируя полученные данные можно сделать вывод о том, что школьники 12-13 лет, занимающиеся плаванием имеют уровень физической подготовленности ниже среднего. Физическое развитие мальчиков находится на среднем уровне и низком уровне физического развития.

Эффективность занятий плаванием зависит от знания тренером не только основ и правил выполнения специальных упражнений, но и умения грамотно распределять и дозировать нагрузку применительно к учебным задачам и индивидуально-возрастным особенностям учащихся. Для того чтобы добиться большего оздоровительного эффекта, необходимо заниматься с интенсивностью, обеспечивающей частоту сердечных сокращений, составляющую 65-80,0% максимальной. Если заниматься с такой интенсивностью 3-4 раза в неделю, то постепенно тренировочный эффект будет улучшаться: возрастает сила мышц, выносливость; повышается физическая работоспособность и функциональные возможности кардиореспираторной системы [5].

Учебные занятия в школе – основной вид деятельности лиц этого возраста. В результате дополнения основного вида деятельности водными тренировками закладываются многие качества личности. Такие занятия одновременно приносят множество положительных эмоций во время тренировки, а кроме того нормализует работу внутренних органов и систем, помогают формированию правильной осанки, приводят в норму физическое состояние организма юношей. Дополнительная сфера занятий и интересов способствует тому, что у них постепенно складывается новая система привычек и правил поведения, стиль взаимоотношений с педагогом, сверстниками по классу; они учатся преодолевать возникающие трудности не только в спортивном зале, но и в процессе учебы.

 

Список литературы:
1. Мерясева М.А., Аглиуллина Д.Р., Толмачёв Д.А. Влияние факторов риска на развитие ожирения у студентов медицинской академии: Modern Science. 2020. №11-1.С.102-194.
2. Ильин, А.Г. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков / А.Г. Ильин, И.В. Звездина, М.М. Эльянов // Гигиена и санитария.– 2000. – № 1.  С. 59-62.
3. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда. – М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.
4. Нестеров, Б.А. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков / Б.А. Нестеров. – Хабаровск: ДВГАФК, 2001. – 244 с.
5. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозова, О.И. Попова и др.; под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Академия, 2005. – 432 с.