Статья:

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ПРИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: XLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Казинец А.В. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ПРИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/9(43).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ПРИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Казинец Анна Викторовна
студент, ГБПОУ Краснодарский краевой базовый медицинский колледж министерства здравоохранения Краснодарского края, РФ, г. Краснодар
Филимонов Олег Александрович
научный руководитель, канд. мед. наук, преподаватель стоматологических дисциплин, ГБПОУ Краснодарский краевой базовый медицинский колледж министерства здравоохранения Краснодарского края, ООО «Семейная стоматология» Краснодарский край, РФ, г. Краснодар

 

Аннотация. В статье нами рассмотрены и обобщены литературные данные и результаты собственных исследований о роли учебной мотивации как элемента подготовки специалистов медицинских специальностей к профессиональной деятельности, что организация учебной мотивации студентов в учебном заведении требует комплексного подхода, выработки единых условий и требований в рамках повышения качества процесса образования в соответствии с современными тенденциями развития отечественного образования. 

 

Средний медицинский персонал должен обладать такими характеристиками, как: физическое и психическое здоровье, развитый интеллект, гуманистическое мировоззрение, сочетания свободы и ответственности, нравственность, инновационный потенциал. Но без достаточного развития мотивационной сферы достичь такого уровня будет крайне сложно [1]. Мотивация личности как психологическая проблема является одной из самых актуальных в психологической науке. Мотивационная сфера является центральным образованием личности, поэтому ее изучение чрезвычайно важно для науки и практики. Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому так актуальна проблема формирования мотивации учебной деятельности.

При поступлении в новое учебное заведение у студентов мотивация определяется главным образом новой социальной ролью. Но она не может поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно теряет своё значение. Поэтому формирование мотивов, придающих обучению значимый смысл, является одной из главных задач преподавателя.

Целенаправленное формирование мотивационной сферы личности – это, по существу, формирование самой личности, т.е. в основном педагогическая задача по воспитанию нравственности, формированию интересов, привычек.

Учебная деятельность полимотивирована. Ее побуждают и направляют, а также придают ей смысл социальные мотивы, познавательные интересы и мотивация достижения (включающая две мотивационные тенденции достижение успеха и исключение неудачи) [2].

Наиболее ценными из них с точки зрения эффективности учебной деятельности и развития личности считаются широкие социальные мотивы (чувство долга, товарищества, интересы, связанные с жизнью учебного заведения), познавательные интересы, ориентирующие студента на процесс и содержание учебной работы и мотивация достижения успеха.

Отсутствие или слабое развитие этих мотивов приводит к нейтральному, амбивалентному или отрицательному отношению к учебной деятельности.

Под мотивами учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявления учебной активности. Эффективность учебного процесса прямым образом зависит от того, какие мотивы обучающихся являются смыслообразующими. Наилучший случай, когда такими мотивами являются познавательные, что не всегда имеет место. Поэтому мотивы деятельности учения делятся на внешние и внутренние.

При внутренней мотивации мотивом служит познавательный интерес, связанный с данным предметом. В этом случае получение знаний выступает не как средство достижения каких-то других целей, а как цель деятельности студента. В прочих же случаях человек учится ради удовлетворения других потребностей, а не познавательных [3].

Наряду с познавательными интересами важную роль в формировании положительного отношения к учению играет понимание значимости знаний. Но условия современной жизни в нашем обществе не всегда способствуют формированию этого понимания. Отсюда снижение значимости знаний в жизни обучающихся, негативное отношение к отдельным учебным дисциплинам или к учебному заведению вообще, пропуски и опоздания на занятия. Все это ведет к неуспеваемости, к не успешности, к проблемам во взаимоотношениях субъектов образовательного процесса.

Эффективность учебного процесса прямо связана со степенью вовлеченности студента в процесс обучения, которая, в свою очередь, основана на познавательной мотивации. Как поддержать и развить познавательную активность? Как учесть его мотивацию при построении процесса обучения?

Существует множество приемов воздействия на мотивационную сферу, однако, анализируя психологическую структуру мотивации, стоит обратить внимание на 3 универсальные эмоции - удивление, недоумение, восхищение. Удивление – это именно та эмоция, которая пробуждает мысль. Эмоция побуждает ум к новым начинаниям, волю – к упорству, а потребность к мотивации. Эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности, служат ее мотивами.

Выделяют 3 условия, необходимые для вовлечения обучающихся в процесс познания и для создания мотивации в проблемной ситуации:

1) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия;

2) неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;

3) возможности обучающегося в выполнении поставленной задачи, в анализе условий и открытии неизвестного.

И далее обратимся к результатам диагностики мотивационной сферы студентов нашего медицинского колледжа, имеющих академические задолженности. Главное здесь – было определить область мотивов, реально действующих для данного студента. Выяснить это важно с целью более эффективной организации его деятельности.

В результате были выявлены ведущие мотивы учебной деятельности студентов группы риска:

1.На первом месте среди них – потребности в социальном одобрении
окружающих (93%);

2.Одногруппников, педагогов, родителей и страх наказания (98%).

3.Далее расположились мотивы социальной необходимости (63%) и познавательные мотивы (53%).

4.Наименьшей побуждающей силой для обследованных студентов обладают мотивы, в основе которых лежат потребности в общении (31%), достижении (22%) и самореализации (15%).

Сравнивая результаты диагностики группы успешных студентов, мы получили следующие результаты:

1.На первом мете мы видим познавательные интересы (95%);

2.Мотивация достижения (88%);

3.А последнем месте – страх наказания (19%).

Хотелось бы отметить, что наши данные практически совпали с результатами исследования Д.В. Лушниковой [4].

Здесь, в группе риска, учебно-познавательные мотивы, связанные с содержанием и процессом учения, не занимают ведущего места и не выступают в качестве ведущего реально действующего побудителя учебной деятельности.

Несформированность мотивов общения и мотивов достижения у студентов, имеющих проблемы с обучением можно объяснить возрастными особенностями, неразвитостью самосознания личности, с неэффективностью современных методов семейного и социального воспитания. Произошла фрустрированность важных потребностей, началась деформация в мотивационной сфере личности [5].

Ставя перед студентом определенные цели (лучше учиться, выполнять правила поведения, во время сдавать работу, не пропускать занятия) необходимо учитывать содержание мотивов, являющихся для него «реально действующими». Только такие мотивы способны придать действиям личностный смысл и побудить его к лучшему выполнению требований преподавателя, которые в этом случае будут совпадать с собственными потребностями. Таким образом, задаваемая цель должна быть включена в тот мотивационный контекст, который наиболее значим и актуален. Необходимо задействовать, охватить как можно более широкий круг мотивов - познавательные, профессиональной компетентности, общения с преподавателями и сверстниками и уважения с их стороны, мотивации достижения, личной ответственности и личностной причинности (атрибутивные). Можно развивать мотивацию учения и через укрепление самооценки обучающегося, развитие стратегии преодоления трудностей. Нередко интересы быстро гаснут потому, что в увлекшей его области студент испытывает вполне закономерную для деятельности в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом), он быстро разочаровывается в этой сфере или в самом себе. Поддержка, укрепление его самооценки, обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития познавательной мотивации. Итак, суммируя изложенное, мы можем сказать, что мотивация поведения человека есть сложнейшая система мотивов, целей, потребностей, развивающихся у каждого человека по-своему, имеющая свои особенности, свои доминанты, поэтому в формировании положительной мотивации главным является индивидуальный подход. Педагогическая деятельность по формированию положительной мотивации должна опираться на принцип взаимопонимания, требующий от педагога проявления рефлексии, способностей чутко понимать настроение, эмоциональное состояние, отношение как свое собственное, так и студентов и "настраиваться на их волну". Резюмируя, следует отметить, что повышение уровня внутренней мотивации учебной деятельности происходит за счет приписывания ими причин своих учебных неуспехов внутреннему, нестабильному, но контролируемому фактору – собственным усилиям. Таким образом, созданию мотивации принадлежит решающая роль в организации активной учебной деятельности.

Оказывая помощь пациентам, медицинскому работнику необходимо использовать целый арсенал личных качеств и навыков, приемов и методов общения для установления доверия с пациентом и членами его семьи. Только обладая достаточно высоким уровнем развития всех сфер личности (мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой), медицинский работник сможет понять ряд важных аспектов сестринского общения, которые необходимо учитывать для создания соответствующих условий проведения сестринского процесса.

 

Список литературы:
1. Гершунский Б.С. Перспективы развития системы непрерывного образования. - М.: Педагогика, 1999. – 94 с.
2. Карпов В.В. Психолого-педагогические проблемы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе. – М.: НИИВО, 1996. – 318 с.
3. Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса. - – СПб.: РГПУ, 2015. – 502 с.
4. Д.В. Лушниковой. Системный подход в развитии учебной мотивации к подготовке студентов к профессиональной деятельности. // Сборник научно-методических статей преподавателей Красноярского медицинского техникума. – Красноярск, 2012. С 66 – 69.
5. Филимонов О.А., Портнова М.О. Организация самостоятельной работы студентов медицинских колледжей. // Сборник научных трудов (по материалам Международной научно-практической конференции) «Приоритетные направления исследований в рамках естественных и технических наук в XXI веке». – Белгород, 2018. С. 107-110.