Статья:

НАСЕЛЕНИЕ КАК СУБЪЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(179)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Иванова Е.Ю. НАСЕЛЕНИЕ КАК СУБЪЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 43(179). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/179/103489 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НАСЕЛЕНИЕ КАК СУБЪЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Иванова Елена Юрьевна
магистрант, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. В данной статье автор рассматривает население как субъект муниципального правотворческого процесса

 

Ключевые слова: процесс, Конституция РФ,  местные референдумы, нормы Конституции РФ.

 

Конституция Российской Федерация является центральным актом, регламентирующим права и обязанности участников правотворчества. В силу конституционных положений статей 130 и 132 население имеет право на создание муниципальных правовых актов, а, следовательно, является полноценным участником муниципального правотворчества. Принятие правовых актов населением имеет определяющее значение в решении местных вопросов. В силу этого фактически реализуется закрепленное Конституцией положение статьи 3 касательно осуществления народом власти непосредственно или через органы местного самоуправления.

В свою очередь это говорит о том, что муниципальные правовые акты характеризуются властностью и общеобязательностью. Таким образом, население по праву считается основным субъектом в системе муниципального правотворчества, о чем свидетельствуют нормы Конституции РФ.

Обращаясь к научному пространству, можно выделить несколько позиций правоведов в части определения субъектов муниципального правотворчества. Так, В.В. Комарова считает субъектом прямой демократии – гражданина, который реализует свою власть непосредственно с помощью властных волеизъявлений.

Другой исследователь этого вопроса И.Н. Баранов говорит о том, что население является ключевой составляющей муниципального образования. Это связано с тем, что в его понимании местное самоуправление представляется социальной системой.

Абсолютно верно считать решения муниципальной власти обязательными, ввиду их принятия самими жителями определенной территории.

Между государственным управлением и местным самоуправлением есть как сходства, так и некоторые отличительные особенности каждого из них. Местное самоуправление выделяется прежде всего закрепленным конституционным статусом. Оно по своей сути призвано решать местные вопросы. Именно в этой связи на местные референдумы выносятся особенно важные вопросы для того, чтобы население конкретного муниципального образование приняло решение по существу. Таким образом, важно разграничивать права граждан осуществлять местное самоуправление и участвовать в ведении государственных и иных дел.

Местные референдумы, в сущности, являются особым способом, посредством которого принимаются нормативные акты. Таким образом, следует указать на особую юридическую силу и значимость всех принимаемых референдумами решений. Несомненно, такое особое юридическое положение позволяет им обладать правилом обязательности, не нуждающемся в каком-либо постороннем утверждении и одобрении.

Изначально право населения на решение вопросов местного значения, закрепленное в Конституции РФ, было определено Федеральным законом от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Понятие «местный референдум» употреблялось в данном Законе как голосование граждан по вопросам местного значения.

Принятие Федерального закона от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепило роль местных референдумов. Через 5 лет его заменил действующий на текущий момент Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который подтвердил существовавшие раннее положения утратившего силу Федерального закона №124-ФЗ.

Исходя из анализа действующей законодательной базы, референдумом следует считать одну из форм реализации воли граждан Российской Федерации. Благодаря ней, каждый гражданин в праве выражать свою волю посредством принятия участия в неком голосовании, организованном уполномоченными на то органами по вопросам различной значимости.

Возвращаясь к поставленном настоящим исследованием вопросу, следует отметить, что существуют и так называемые референдумы на местных уровнях. Их единственной и ключевой особенностью следует считать специфику определения граждан, имеющих право принимать в нем непосредственное участие. Таковыми гражданами – участниками следует считать лиц, проживающих на территории данного муниципального образования. Как отмечалось ранее, в научной среде данной форме волеизъявления граждан отдается особое место, поскольку указанное право является конституционным и, как следствие, обязательно к исполнению на территории всего государства.

Важно отметить, что в принятии решений граждане абсолютно самостоятельны. Это заключается в отсутствии давления на лиц, принимающих участие в референдуме, а равно никто не имеет права ограничивать волю его участников. Проведение местных референдумов осуществляется на основании общих и специальных принципов муниципального правотворческого процесса, содержание которых было раскрыто в первой главе настоящего исследования.

Определяющее место для внедрения вышеназванных принципов в жизнь занимает Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. Именно в нем на сегодняшний день зафиксированы такие принципы, как свободное и добровольное участие в референдумах. Их суть довольна проста и заключается в том, что гражданин принимает участие на добровольных началах, никто не вправе мешать изъявлению его воли и каким бы то ни было способом пытаться ограничить его свободу.

Надо сказать, что утративший силу Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержательно носил в себе принцип добровольности и непосредственности для участия в местных референдумах[30]. А вот в действующем в настоящее время Федеральном законе № 131-ФЗ, а именно в статье 22, где перечислены условия организации местных референдумов, они отсутствуют. В связи с этим, вполне целесообразно было бы внести указанные принципы в редакцию действующего закона, поскольку они представляют особую значимость для того, чтобы обеспечить большую эффективность для участия граждан в референдумах [1].

Безусловно, такая формулировка представлена в довольно упрощенном виде, что не позволяет раскрыть тот объем деятельности, который осуществляется в процессе принятия решения на местном референдуме.

В действительности следует признать, что местный референдум – довольно сложный процесс с политико-правовой точки зрения, заключающийся в том, чтобы понять, насколько граждане, проживающие в определенном муниципальном образовании способны изъявить свою волю по вопросам местного значения, выносимых на него.

Сложности связаны с самим процессом организации и проведения местного референдума, поскольку встает вопрос о том, какие стадии необходимо выделять в рамках данного процесса. Правотворчество, как деятельность по принятию, изменению или отмене правовых актов, имеет такое деление. Если рассмотреть убеждение Е.С. Шугриной по этому вопросу, то она говорит о том, что стадии процесса правотворчества представляют собой такие последовательные этапы, которые решают стоящие правотворческие задачи и приводят к созданию качественного муниципального правового акта [2, с. 69].

Чтобы иметь представление и определить стадии, присущие местным референдумам, стоит некоторые выделить некоторые особенности подготовки и его проведения. К таковым можно отнести высшую юридическую силу решений относительно прочих муниципальных правовых актов, локальный характер деятельности (территория муниципального образования), особый состав субъектов (населения муниципального образования), обязательность официальной огласки итогов голосования и решений. Кроме этого отдельно стоит сказать о том, что все решения местного референдума не требуют дополнительного утверждения, а их исполнение обязательно в пределах конкретного муниципального образования; предполагается судебное обжалование решения, принятого на местном референдуме; принятые согласно федеральному законодательству законы субъектов и уставы муниципальных образований регулируют порядок подготовки и проведения местных референдумов.

 

Список литературы:
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ: утратил силу // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.
2. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2017. 272 с.