ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(179)
Рубрика: Медицина и фармацевтика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(179)
ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Расстройства аутистического спектра (РАС) - это психические расстройства в детском возрасте, которые характеризуются нарушением социального взаимодействия и общения, стабильными и стереотипными поведенческими моделями, а также неравномерным интеллектуальным развитием. Часто они сопровождаются умственной отсталостью.
Считается, что этиология РАС связана как с генетическими факторами, так и с факторами окружающей среды. Такие параметры, как ген CNTNAP2, мутации de novo, дефекты митохондрий, нарушение регуляции цитозина, высокие концентрации внутриутробных андрогенов, полученные от матери, и возраст матери, могут быть связаны с патофизиологией аутизма.
Установленные особенности у ребенка с расстройством аутистического спектра, такие как выраженные нарушения в использовании нескольких невербальных коммуникаций, неспособность развивать социальные отношения и делиться опытом и интересами, задержка или полное отсутствие языкового развития, могут препятствовать стоматологической помощи, подвергая людей с РАС высокому риску заболеваний полости рта.
Кроме того, на психологическое благополучие родителей ребенка с диагностированным РАС существенное влияние оказывают поведенческие трудности их детей. У родителей детей-аутистов наблюдается повышенный стресс, больше психологических расстройств и депрессивных симптомов, снижение уровня жизни и увеличение числа проблем с физическим и психическим здоровьем. Воспитание ребенка с РАС создает стрессовые условия, которые в большинстве случаев связаны с адаптацией к распорядку дня ребенка и ограниченной доступностью ресурсов. Впоследствии запланированный визит к стоматологу может стать серьезным испытанием для всех вовлеченных сторон: детей с аутизмом, родителей и медицинских работников.
Отношение ребенка к стоматологическим процедурам, расходы, трудности с поиском врача являются основными факторами, препятствующими уходу за полостью рта у детей с РАС. Ограниченная доступность стоматологических специалистов, подготовленных для обслуживания групп пациентов с особыми потребностями, также может затруднить доступ этой группы населения к услугам стоматологического профиля.
Знание и глубокое понимание основных поведенческих моделей являются существенными для успешного решения проблем с ребенком с заболеваниями полости рта в стоматологическом кабинете. Одним из ранних признаков аутистического расстройства является неспособность развивать совместное внимание, что буквально означает отсутствие любопытства к окружающей среде и неспособность ребенка делиться информацией с помощью разговорного языка, жестов и зрительного контакта. Стоматолог во время обследования должен иметь в виду, что лица с аутизмом проявляют широкие различия в способностях, интеллекте и производительности. В связи с многогранной симптоматикой аутистического расстройства практикующим врачам, возможно, потребуется ориентировать свой терапевтический подход на уникальные характеристики каждого присутствующего ребенка.
Для проведения стоматологической терапии аутичных пациентов существует несколько основных методов руководства поведением, включая присутствие родителей, использование техники "скажи-покажи", короткие, четкие команды и дифференцированное вербальное подкрепление.
Выявление причин, вызывающих отвращение, может способствовать созданию благоприятных условий для сотрудничества с ребенком-аутистом в стоматологической практике. Процесс, известный как функциональная поведенческая оценка, может состояться во время предварительной консультации родителей. В это время стоматолог может организовать подготовку на дому, которая включает ознакомление со стоматологическими инструментами, обучение навыкам, необходимым для осмотра зубов, с использованием таких фраз, как "открой рот", разработку визуальной информации в виде картинок и фотографий, чтобы помочь ребенку ознакомиться с устройством стоматологического кабинета. Последняя модель использует в своих интересах способность детей лучше контактировать с помощью картинок вместо слов.
Отвлечение внимания и поведенческие трудности во время стоматологического приема могут быть вызваны громкими, неожиданными звуками поблизости. Дети-аутисты могут продолжать закрывать глаза или щуриться под воздействием света, в то время как их сверстники без РАС обычно адаптируются без проблем. Кроме того, у детей с РАС может наблюдаться повышенная чувствительность в полости рта, и поэтому они могут испытывать неприятные ощущения даже от легкого прикосновения. Таким образом, от пациента с РАС в среде стоматологической практики можно ожидать физической и вербальной агрессии.
Стоматологическая клиника сама по себе представляет собой вызывающую беспокойство среду с яркими флуоресцентными лампами, устройствами, издающими резкие звуки, и материалами незнакомой текстуры, вкуса и запаха. Эмоциональный дискомфорт, вызываемый окружающими отвлекающими стимулами, может быть сведен к минимуму за счет сенсорной адаптации клинической среды. Экспериментальное введение расслабляющего освещения, ритмичной музыки в обстановке стоматологического кабинета может ослабить неблагоприятные реакции пациентов. У родителей можно попросить принести любимое музыкальное видео ребенка или музыкальный компакт-диск. Продолжительность визита к стоматологу должна быть сведена к минимуму.
Антипсихотические препараты чаще всего назначаются пациентам с РАС для облегчения симптомов раздражительности, дистресса, самоповреждающего поведения, агрессии. Стоматологи должны быть осведомлены о побочных реакциях при приеме вышеупомянутых препаратов, которые включают ксеростомию, сиалорею, сиаладенит, стоматит, увеличение десен, отек и изменение цвета языка.
Таким образом, лечение зубов у ребенка с расстройством аутистического спектра требует глубокого понимания аутистического поведенческого профиля. Терапевтический подход должен быть индивидуализирован для каждого пациента. Непрерывное образование стоматологов и родителей имеет большое значение для преодоления трудностей, с которыми сталкивается ребенок-аутист на стоматологическом приеме.