СМЫСЛ ЖИЗНИ В ЛИНГВОКУЛЬТУРНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ КИТАЙЦЕВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(179)
Рубрика: Культурология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(179)
СМЫСЛ ЖИЗНИ В ЛИНГВОКУЛЬТУРНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ КИТАЙЦЕВ
Проблема человека и его места во вселенной является одной из фундаментальных общенаучных тем. В различных науках и культурах существуют разные представления о смысле и цели человеческой жизни. Во все времена ученые, мыслители, деятели искусства и простые люди пытались понять, для чего существует человек и что он должен делать в свой недолгий век. Представления разных народов о том, какую жизнь следует считать наиболее осмысленной, нашли отражение в их культурных ценностях. На данный момент существует довольно много работ, посвященных изучению культурных ценностей. В настоящей статье предпринимается попытка такого исследования по одному из параметров теории Ф. Клакхон и Ф. Стродтбека, а именно, по ценностному измерению «отношение к деятельности» как смысложизненной категории. Цель исследования – выявить ценностное отношение к деятельности в китайском лингвокультурном сознании – осуществляется на материале китайских текстовых реминисценций [1].
Ф. Клакхон и Ф. Стродтбек понимают под ценностями «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общечеловеческих проблем» [2, c. 402]. Авторы выделяют 5 таких фундаментальных вопросов, характерных для всех времен и народов [3, c. 4]: 1. Какова сущность человеческой природы?; 2. Какими должны быть отношения между человечеством и природной средой?; 3. На каком аспекте времени стоит сосредоточиться в первую очередь?; 4. Как должны выстраиваться отношения между людьми?; Каким должен быть основной мотив для деятельности? Каждый вопрос подразумевает один из трех вариантов ответов. По мнению ученых, именно то, какие ответы наиболее предпочтительны для представителей конкретной культуры, и отражает основные ценностные ориентации общества [3, c. 4].
Отношение к деятельности представлено в теории Ф. Клакхон и Ф. Стродтбека следующими ценностными ориентациями: а) ориентация на действие; б) ориентация на бытие-в-становлении; в) ориентация на бытие [3, c. 5].
Вопрос, посвященный мотивации деятельности или ее направленности, рассматривает, прежде всего, «природу способов самовыражения человека в различных видах деятельности» [4, c. 16]. Речь идет не о противопоставлении «активный – пассивный», поскольку в основе каждой из трех ориентаций лежит тот или иной конкретный род занятий [4, c. 16].
Ориентация на действие предполагает такую деятельность, плоды которой могли бы оценить и сами индивиды, и другие члены группы [3, c. 5]. В этом случае мотивация для активного созидания приходит из внешних по отношению к человеку источников. Согласно данной ориентации, любая деятельность обязательно должна преследовать какую-то значимую цель Ценятся реальные материально измеримые достижения индивидов, вследствие чего люди оценивают друг друга по материальному достатку и сами стремятся к финансовому благополучию, социальному престижу, успешной карьере [5, с. 93–94]. В культурах с ориентацией на деятельность особенно ценятся расписание и планирование.
Ориентация на бытие-в-становлении подчеркивает важность постоянного развития и внутреннего роста в тех сферах, которые считает для себя ценными сам человек, но которые не обязательно выступают в той же степени ценными для других членов группы. Такая деятельность может быть связана с эмоциональной, интеллектуальной, чувственной или духовной составляющими личности. Можно сказать, что это творческая активность, «имеющая своей целью развитие всех аспектов личности как единого целого» [4, c. 17]. В культурах с ориентацией на бытие-в-становлении велика значимость религии и различных духовных практик, поскольку внутреннее состояние и содержание человека ценится выше, чем преходящие материальные блага [5, с. 93–94].
В ориентации на бытие отдается предпочтение «спонтанному выражению в деятельности импульсов и желаний» [4, c. 16], заложенных в человеке. В отличие от двух предыдущих ориентаций, деятельность здесь направлена не на постепенное развитие, акцент делается на проживание каждого момента жизни во всей полноте человеческих эмоций и переживаний [4, c. 16]. Ценятся общение, семейные и дружеские узы. В обществах с данной ориентацией зачастую значимо не достижение большего результата, а поддержание гармоничных отношений с окружающими. Кроме того, жизнь принимается как данность, которая должна быть прожита во всей полноте предоставляемого чувственного опыта [5, с. 93–94].
Из лингвистического корпуса китайского языка Пекинского университета языка и культуры BCC [6] (объем корпуса: около 15 млрд иероглифов) методом направленной выборки был отобран языковой материал объемом 150 цитат на китайском языке. Всего было просмотрено 520 текстовых ременисценций.
Результаты анализа ценностного отношения к деятельности в китайской лингвокультурной картине мира представлены в таблице:
Таблица
Ценностная ориентация «отношение к деятельности» в китайских цитатах
Ориентация «отношение к деятельности» |
Кол-во ТР, ед. (%) |
Ориентация на бытие-в-становлении – «смысл жизни заключается в прохождении пути, не смотря на препятствия, и в обогащении опытом» – «смысл жизни заключается в том, чтобы вносить свой вклад в общее дело и служить народу» – «смысл жизни – в процессе борьбы и преодоления трудностей» – «смысл жизни состоит в том, чтобы отдавать» – «достижение общественного блага как смысл жизни» – «смысл жизни – в развитии добродетелей, нравственных ценностей и высоких моральных качеств» – «смысл жизни – в самосовершенствовании» – «смысл жизни – в познании истины и поиске ответов» – «смысл жизни – в работе, дающей возможность для самореализации» – «вера и религия придают жизни смысл» – «смысл жизни – в готовности к самопожерствованию» – «смысл жизни заключается в том, чтобы заботиться о других и приносить пользу» – «смысл жизни – в детях» – «смысл жизни – в творчестве» – «смысл жизни – в стремлении к гармонии с мирозданием» – «смысл жизни заключается в том, чтобы стать специалистом в какой-либо области» – «смысл жизни – в выполнении долга» |
86 (57,3 %) 15 (17,5 %) 13 (15,12 %) 11 (12,8 %) 6 (6,98 %) 6 (6,98 %) 6 (6,98 %) 6 (6,98 %) 6 (6,98 %) 3 (3,5 %) 3 (3,5 %) 2 (2,3 %) 2 (2,3 %) 2 (2,3 %) 2 (2,3 %) 1 (1,16 %) 1 (1,16 %) |
Ориентация на бытие – «общение, поддержание социальных связей и помощь другим как смысл жизни» – «смысл жизни состоит в том, чтобы радоваться мелочам и наслаждаться процессом жизни» – «смысл жизни заключается в получении удовольствия и ощущении полноты жизни» – «смысл жизни – в любви» – «смысл жизни – в счастье» – «смысл жизни – в самой жизни» – «смысл жизни – в родных» |
26 (17,3 %) 6 (23,1 %) 5 (19,2 %) 5 (19,2 %) 4 (15,4 %) 3 (11,5 %) 2 (7,7 %) 1 (3,9 %) |
Ориентация на деятельность – «смысл жизни – в исполнении материальных желаний и достатке» – «смысл жизни заключается в том, чтобы заниматься делом, которое нравится» – «смысл жизни заключается в труде ради лучшей жизни» – «смысл жизни – в процессе борьбы для достижения цели» – «работа придает жизни смысл» |
10 (6,7 %) 4 (40 %) 3 (30 %) 1 (10 %) 1 (10 %) 1 (10 %) |
«Образование, литература и искусство помогают понять смысл жизни» |
10 (6,7 %) |
«Духовные ценности и служение другим важнее материальных благ» |
8 (5,3 %) |
«Смысл жизни не в материальном» |
3 (2 %) |
«Жизнь не обязательно должна иметь смысл» |
2 (1,3 %) |
«Служение другим важнее жизни для себя» |
1 (0,68 %) |
«Смысл жизни не в детях» |
1 (0,68 %) |
«Смысл жизни связан как с материальной стороной жизни, так и с духовной» |
1 (0,68 %) |
Люди не знают, в чем смысл жизни, – утрата ориентиров прошлого |
1 (0,68 %) |
«Единение с природой помогает понять смысл жизни» |
1 (0,68 %) |
Опираясь на данные таблицы, можно сделать вывод о преобладании в китайской ментальности ориентации на бытие-в-становлении. Наиболее многочисленной подгруппой стала та, согласно которой смысл жизни заключается в прохождении пути, не смотря на трудности, и в обогащении опытом. Кроме того, в китайской языковой картине мира нашло широкое отражение представление о важности образования, литературы и искусства для постижения человеком смысла жизни. Ориентации же на бытие и на деятельность, напротив, находят довольно слабое выражение в лингвокультуре китайцев, а последняя даже находится в оппозиции по отношению к господствующим в рассматриваемом лингвокультурном сообществе представлениям о смысле жизни.