Государственное регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(18)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(18)
Государственное регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации
В современной Российской Федерации инновационная деятельность осуществляется в различных формах организационной, экономической, финансовой. При этом высшая форма регулятивной деятельности – это осуществление инновационной политики на макроуровне с целью оптимизации регулирования инновационной деятельности.
Одновременно в условиях современной отечественной экономики активно развивается малое инновационное предпринимательство, которое подлежит Так, недавно появился новый закон, содержащий в себе информацию об инновационной деятельности. Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В соответствии с Федеральным законом инновационным научно-технологическим центром является совокупность организаций, цель которых – осуществление научно-технологической деятельности, и иных лиц, деятельность которых направлена на обеспечение функционирования такого центра, действующих на определённой Правительством Российской Федерации территории. Мероприятия, направленные на достижение целей по созданию и обеспечению функционирования инновационного научно-технологического центра, предусматриваются в проекте, а права и обязанности лиц, участвующих в реализации проекта, закрепляются в правилах проекта. Лицам, имеющим статус участников проекта, предоставляется право на получение различных субсидий и льгот, в том числе в связи с уплатой ими таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.
Динамика производства инновационных товаров предприятиями России в натуральном выражении приведена в таблице
Таблица
Динамика производства инновационной продукции предприятиями России в 2013-2016 гг., млн. руб.
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Всего отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами |
||||
Российская Федерация в целом |
20 711 959 |
25 794 618 |
33 407 033 |
35 944 433 |
Сибирский Федеральный округ |
4 135 566 |
4 986 333 |
6 539 500 |
7 239 169 |
Тюменская область |
712 058 |
1 034 948 |
1 289 531 |
1 500 366 |
г. Москва |
2 416 336 |
2 947 698 |
3 944 713 |
3 724 946 |
в том числе предприятиями промышленности |
||||
Российская Федерация в целом |
18 935 088 |
23 837 014 |
30 296 281 |
32 153 385 |
Сибирский Федеральный округ |
3 972 759 |
4 842 324 |
6 295 359 |
6 919 857 |
Тюменская область |
663 270 |
987 117 |
1 206 212 |
1 393 846 |
г. Москва |
1 915 079 |
2 363 255 |
2 804 543 |
2 386 209 |
Всего отгружено инновационных товаров, произведено работ, оказано услуг |
||||
Российская Федерация в целом |
934 589 |
1 243 712 |
2 106 740 |
2 872 905 |
Сибирский Федеральный округ |
86 914 |
109 585 |
179 709 |
148 696 |
Тюменская область |
57 055 |
59 748 |
74 410 |
61 643 |
г. Москва |
35 743 |
64 543 |
158 893 |
494 532 |
в том числе предприятиями промышленности |
||||
Российская Федерация в целом |
877 684 |
1 165 747 |
1 847 370 |
2 509 604 |
Сибирский Федеральный округ |
83 338 |
108 448 |
160 510 |
127 014 |
Тюменская область |
55 067 |
59 115 |
67 540 |
49 331 |
г. Москва |
20 667 |
35 414 |
71 108 |
403 452 |
Приведенные в таблице данные свидетельствуют о положительных тенденциях и отражают динамику производства инновационных товаров предприятиями России – как в целом по стране, так и по отдельным её регионам. При этом возрастает роль инноваций, реализуемых в сфере услуг – как видно из таблицы , в структуре инновационной деятельности постепенно, при общем росте отгрузки товаров, произведенных по инновационным технологиям, отмечается сокращение объемов инноваций, связанных с промышленными предприятиями. Вообще, активное участие государства, осуществляемое как непосредственно через деятельность уполномоченных органов, так и через принадлежащие государству предприятия и инвестиционные фонды, в финансировании инноваций венчурным капиталом является одной из характернейших особенностей развития венчурного финансирования инноваций в России. Как отмечают Л.С. Боташева и Н. М. Карданов, создание государственных венчурных инвестиционных фондов, формирование «фонда фондов» представляет собой наш, отечественный, путь развития венчурного финансирования, отличный от принятой на Западе модели венчурного финансирования.
В Российской Федерации государственные корпорации, страховые и пенсионные фонды, банки и иные кредитно-финансовые организации принимают участие в реализации государственной инновационной политики как непосредственно, так и через специально созданные ими фонды. В числе их необходимо указать такие государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ООО «Российская венчурная компания» (через создание и перераспределение ресурсов паевых инвестиционных фондов), группа компаний «Роснанотех» и ряд других. Указанные компании сейчас уже играют значительную роль среди источников внебюджетного финансирования институционных и инновационных изменений в наиболее наукоемких отраслях; в будущем планируется вообще полностью сократить целевые государственные вливания в инновационное развитие конкретных отраслей, сохранив и преумножив участие государственных корпораций, венчурных и инвестиционных фондов.
Таким образом, на современном этапе развития экономической системы общества инновационный вектор приобретает все большее значение. Вместе с тем, остается актуальной задача обеспечения устойчивости коммерческих предприятий – основных экономических агентов рыночной экономики. Недостаточная финансовая устойчивость, нехватка собственных ресурсов
Поскольку механизм венчурного финансирования инноваций малых инновационных предприятий предполагает вложение средств крупных компаний, банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов в сферы с повышенной степенью риска, в новый, расширяющийся или трансформирующийся бизнес, то благодаря реализации венчурных механизмов обеспечиваются возможности для эффективного развития новых проектов и инновационных компаний.
По состоянию на конец 2016 года активно развивается малое инновационное предпринимательство. Важнейшая функция инновационных предприятий - осуществление посреднической роли между научно-технической и производственной сферами, обеспечение экономического обмена между ними без всяких сбоев в конкурентных условиях.