Статья:

Государственное регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(18)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Паскал Д.В. Государственное регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 18(18). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/18/27082 (дата обращения: 17.09.2021).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственное регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации

Паскал Дарья Валерьевна
магистрант, МГУТУ имени Разумовского, Россия, Москва

 

В современной Российской Федерации инновационная деятельность осуществляется в различных формах организационной, экономической, финансовой. При этом высшая форма регулятивной деятельности – это осуществление инновационной политики на макроуровне с целью оптимизации регулирования инновационной деятельности.

Одновременно в условиях современной отечественной экономики активно развивается малое инновационное предпринимательство, которое подлежит  Так, недавно появился новый закон, содержащий в себе информацию об инновационной деятельности. Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В соответствии с Федеральным законом инновационным научно-технологическим центром является совокупность организаций, цель которых – осуществление научно-технологической деятельности, и иных лиц, деятельность которых направлена на обеспечение функционирования такого центра, действующих на определённой Правительством Российской Федерации территории. Мероприятия, направленные на достижение целей по созданию и обеспечению функционирования инновационного научно-технологического центра, предусматриваются в проекте, а права и обязанности лиц, участвующих в реализации проекта, закрепляются в правилах проекта. Лицам, имеющим статус участников проекта, предоставляется право на получение различных субсидий и льгот, в том числе в связи с уплатой ими таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.

Динамика производства инновационных товаров предприятиями России в натуральном выражении приведена в таблице

Таблица 

Динамика производства инновационной продукции предприятиями России в 2013-2016 гг., млн. руб.

 

2013

2014

2015

2016

Всего отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами

Российская Федерация в целом

20 711 959

25 794 618

33 407 033

35 944 433

Сибирский Федеральный округ

4 135 566

4 986 333

6 539 500

7 239 169

Тюменская область

712 058

1 034 948

1 289 531

1 500 366

г. Москва

2 416 336

2 947 698

3 944 713

3 724 946

в том числе предприятиями промышленности

Российская Федерация в целом

18 935 088

23 837 014

30 296 281

32 153 385

Сибирский Федеральный округ

3 972 759

4 842 324

6 295 359

6 919 857

Тюменская область

663 270

987 117

1 206 212

1 393 846

г. Москва

1 915 079

2 363 255

2 804 543

2 386 209

Всего отгружено инновационных товаров, произведено работ, оказано услуг

Российская Федерация в целом

934 589

1 243 712

2 106 740

2 872 905

Сибирский Федеральный округ

86 914

109 585

179 709

148 696

Тюменская область

57 055

59 748

74 410

61 643

г. Москва

35 743

64 543

158 893

494 532

в том числе предприятиями промышленности

Российская Федерация в целом

877 684

1 165 747

1 847 370

2 509 604

Сибирский Федеральный округ

83 338

108 448

160 510

127 014

Тюменская область

55 067

59 115

67 540

49 331

г. Москва

20 667

35 414

71 108

403 452

 

Приведенные в таблице  данные свидетельствуют о положительных тенденциях и отражают динамику производства инновационных товаров предприятиями России – как в целом по стране, так и по отдельным её регионам. При этом возрастает роль инноваций, реализуемых в сфере услуг – как видно из таблицы , в структуре инновационной деятельности постепенно, при общем росте отгрузки товаров, произведенных по инновационным технологиям, отмечается сокращение объемов инноваций, связанных с промышленными предприятиями. Вообще, активное участие государства, осуществляемое как непосредственно через деятельность уполномоченных органов, так и через принадлежащие государству предприятия и инвестиционные фонды, в финансировании инноваций венчурным капиталом является одной из характернейших особенностей развития венчурного финансирования инноваций в России. Как отмечают Л.С. Боташева и Н. М. Карданов, создание государственных венчурных инвестиционных фондов, формирование «фонда фондов» представляет собой наш, отечественный, путь развития венчурного финансирования, отличный от принятой на Западе модели венчурного финансирования.

В Российской Федерации государственные корпорации, страховые и пенсионные фонды, банки и иные кредитно-финансовые организации принимают участие в реализации государственной инновационной политики как непосредственно, так и через специально созданные ими фонды. В числе их необходимо указать такие государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ООО «Российская венчурная компания» (через создание и перераспределение ресурсов паевых инвестиционных фондов), группа компаний «Роснанотех» и ряд других. Указанные компании сейчас уже играют значительную роль среди источников внебюджетного финансирования институционных и инновационных изменений в наиболее наукоемких отраслях; в будущем планируется вообще полностью сократить целевые государственные вливания в инновационное развитие конкретных отраслей, сохранив и преумножив участие государственных корпораций, венчурных и инвестиционных фондов.

Таким образом, на современном этапе развития экономической системы общества инновационный вектор приобретает все большее значение. Вместе с тем, остается актуальной задача обеспечения устойчивости коммерческих предприятий – основных экономических агентов рыночной экономики. Недостаточная финансовая устойчивость, нехватка собственных ресурсов

Поскольку механизм венчурного финансирования инноваций малых инновационных предприятий предполагает вложение средств крупных компаний, банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов в сферы с повышенной степенью риска, в новый, расширяющийся или трансформирующийся бизнес, то благодаря реализации венчурных механизмов обеспечиваются возможности для эффективного развития новых проектов и инновационных компаний.

По состоянию на конец 2016 года активно развивается малое инновационное предпринимательство. Важнейшая функция инновационных предприятий - осуществление посреднической роли между научно-техни­ческой и производственной сферами, обеспечение экономиче­ского обмена между ними без всяких сбоев в конкурентных ус­ловиях.

 

Список литературы:
1. АО «Российская венчурная компания» - Краткая информация / Официальный сайт АО «РВК» [Электронный ресурс] Ссылка http://www.rusventure.ru/ru/company/brief/
2. Верхотурова Т. А. Развитие финансовых институтов инновационной инфраструктуры России / Т. А. Верхотурова // Известия Санкт-петербургского государственного экономического университета. - 2015. - №3. - С.75-77. - С.76
3. Дедов С.В. Институт инновационных ресурсов в модернизируемой экономике России / С.В. Дедов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 3. — С.101-104. — С.101
4. Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 г. (Стратегия «БИО-2020») (Утв. Председателем Правительства РФ В.В. Путиным 24.04.2015 N 1853п-П8) Официальный документ / Министерство экономического развития России. – М., 2015. – 120 с.
5. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утв. распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 1662-р (Действует с изменениями и дополнениями от 8 августа 2011 г.) [Электронный ресурс] Ссылка: http://base.garant.ru/194365/
6. Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования: Официальный сайт [Электронный ресурс] Ссылка: http://www.rvca.ru