Статья:

МОЛОДЁЖЬ КАК ОБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(180)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Уманский С.А., Михайлова А.А., Шустрова А.Н. МОЛОДЁЖЬ КАК ОБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 1(180). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/180/104169 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МОЛОДЁЖЬ КАК ОБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Уманский Сергей Александрович
студент, Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана, РФ, г. Москва
Михайлова Анна Аркадьевна
студент, Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана, РФ, г. Москва
Шустрова Анна Николаевна
студент, Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана, РФ, г. Москва

 

Основным способом ведения информационно-психологического противоборства является использование информационно-психологических воздействий. Информационно-психологические воздействия могут осуществляться с помощью различных методов и средств. В настоящее время большую активность имеют негативные информационно-психологические воздействия, оказывающие влияние на человека, группу или общество посредством информационно-телекоммуникационных сетей, средств массовой информации, социальных сетей. Данные воздействия осуществляются с целью: управления обществом, навязывания ему определенного мнения к какой-либо проблеме или ситуации; вербовки новых членов в секты, террористические организации; изменения психического состояния человека. Примером тому служат «цветные революции» в ряде стран, «группы смерти», активная пропагандистская кампания для вербовки иностранных боевиков-террористов с использованием сюжетов из кинофильмов и видеоигр, ориентированных, в основном на людей молодого возраста. Поэтому очень важно оценить влияние на такую целевую аудиторию, как молодёжь.

В вопросах, касающихся информации, главным руководящим документом, принятым в Российской Федерации, является Доктрина информационной безопасности РФ [1]. Настоящая Доктрина представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.

На основе анализа основных информационных угроз и оценки состояния информационной безопасности Доктрина определяет стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

В федеральном законе № 489-ФЗ от 30.12.2020 «О молодежной политике в Российской Федерации» приведено следующее определение:

«Молодежь, молодые граждане – социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации».

В соответствии с военной политикой РФ, утвержденной в Доктрине, одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности в области обороны страны является нейтрализация информационно-психологического воздействия, в том числе направленного на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества.

Упоминание про информационно-психологическое воздействие на молодежь встречается в еще одном документе, а именно в Указе Президента РФ «О стратегии национальной безопасности РФ» [2]. В Указе утверждается, что «укреплению национальной безопасности в области культуры способствуют обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации посредством принятия мер по защите российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия, осуществление контроля в информационной сфере и недопущение распространения продукции экстремистского содержания, пропаганды насилия, расовой, религиозной и межнациональной нетерпимости».

Такие виды информационно-психологического воздействия, как

  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;
  • финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности информационных услуг

также запрещены в 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [3]. Нарушение закона влечет за собой уголовную ответственность. Противодействие экстремизму закреплено в Конституции РФ, и других законодательных актах, и международных соглашениях с рядом зарубежных стран.

Как мы видим из нормативных документов, правительство государства всерьез обеспокоено информационно-психологическим воздействием, которое может быть оказано на население страны, но все виды информационно-психологического воздействия пока не закреплены на законодательном уровне. Возможно, это связано с тем, что понятие информационного оружия, включающее информационно-психологическое воздействие, относительно недавно вошло в применение.

Проблемной стороной вопроса является некая недоразвитость законодательства относительно информационно-психологического воздействия. Нормативная база не рассматривает конкретные методы воздействия, методы предупреждения и пресечения воздействию. Но разработано распоряжение Правительства РФ «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», в котором определены задачи для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации.

Молодёжь является носителем умственных и физических способностей, которые широко раскроются в будущем. Именно на этой социальной группе лежит будущее состояние государства и общества. Многие социологи считают, что, только вступая в жизнь молодые люди становятся объектами, на которые воздействуют общество, семья, образовательные институты, социальные условия. После взросления молодой человек уже сам начинает влиять на это общество и становится его субъектом.

 

Список литературы:
1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646. Режим доступа: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html
2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html 
3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Режим доступа: https://rg.ru/2002/07/30/extremizm-dok.html