Статья:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ ВЯЗЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(181)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Ниценко А.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ ВЯЗЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 2(181). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/181/104250 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ ВЯЗЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Ниценко Александр Викторович
магистрант Дальневосточного института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Хабаровск
Сидоренко Ольга Владимировна
научный руководитель, д-р экон. наук, доцент, Дальневосточного института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Хабаровск

 

Сфера физической культуры и массового спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Физическая культура и массовый спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т.д. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

В первую очередь активную работу и популяризацию физической культуры и массового спорта необходимо проводить с раннего возраста, начиная с подрастающего поколения. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья, следует отнести малоподвижный образ жизни, являющийся в том числе результатом тотальной компьютеризации, пользование глобальной сетью Интернет в целях удовлетворения коммуникативных, информационных, игровых и других потребностей.

В связи с этим создание условий, обеспечивающих повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни, является одним из главных направлений муниципальной политики в сфере физической культуры и массового спорта.

Сеть физкультурно-спортивных сооружений считается самой сложной и большой среди всех остальных систем обслуживания населения. Она входит составной частью во все структуры мест проживания человека, от самых начальных ступеней до крупнейших общегородских и загородных сооружений, олимпийских комплексов.

Физкультурно-спортивные сооружения используются всеми группами населения, от детского сада до преклонного возраста, от абсолютно здоровых спортсменов до инвалидов, от жителей сельской местности до населения мегаполисов.

Вместе с тем до настоящего времени ряд муниципальных спортивных школ и их подразделений не имеют собственной материально-технической базы, что негативно отражается на проведении учебно-тренировочного процесса и спортивных результатах. Техническое состояние значительной части спортивных объектов Вяземского муниципального района не в полной мере обеспечивает требуемые условия для занятий населения физической культурой и массовым спортом.

В настоящее время многие спортивные объекты Вяземского муниципального района, введенные в эксплуатацию более 40 лет назад, переданные в муниципальную собственность, имеют значительный износ строительных конструкций и инженерных систем и нуждаются в реконструкции и капитальном ремонте.

По состоянию на 01.01.2016 года на территории Вяземского муниципального района было расположено 56 спортивных сооружений, а к 2021 году их осталось только 39 единиц, из них 9 спортивных залов (2 в краевой собственности); 7 футбольных полей (1 в краевой собственности); плоскостных сооружений – 12 (2 краевая собственность) и 11 спортивных объектов, приспособленных к занятиям физической культурой и спортом. Из 39 спортивных сооружений на территории района, в настоящее время 13 имеют паспорта безопасности (образовательные учреждения) и 26 учетные карточки. Вместе с тем из 13 спортивных залов только два соответствуют размерам для игровых видов спорта. Из 7 футбольных полей эксплуатируется 5, из 12 плоскостных сооружений, только 7.

В 2016 году закончился срок реализации муниципальной программы «Развитие физической культуры и массового спорта в Вяземском муниципальном районе на 2014-2016 годы», утверждённой постановлением администрации района  от 15.07.2013 № 1028.  В период ее реализации  введена в строй  «Универсальная спортивная площадка с искусственным покрытием в г. Вяземский». В сельских поселениях района построено 6 спортивных площадок для занятий игровыми видами спорта. Компанией ООО «Дальнефтепровод»  проведена реконструкция  стадиона средней школы № 2. Объект введен в эксплуатацию в 2015 году.  Сегодня это современный спортивный стадион  с трибунами, который имеет покрытие из искусственной травы, а также  комплекс из площадок для игры в баскетбол и волейбол, военизированную полосу препятствий. Для занятий лёгкой атлетикой изготовлены беговые дорожки из искусственной резиновой крошки, установлены уличные тренажеры. На территории городской школы № 1 и сельского поселения «Село Отрадное» были построены спортивные площадки с искусственным покрытием и  встроенными хоккейными коробками по федеральной программе «Газпром - детям».

После завершения указанной программы была принята и реализуется новая, утвержденная постановлением администрации Вяземского муниципального района от 15.12.2016  № 1001 - муниципальная программа «Развитие физической культуры, школьного спорта и массового спорта  в Вяземском  муниципальном  районе» на период с 2017 по 2025 год (рис 1).

Рисунок 1. Муниципальная программа «Развитие физической культуры, школьного спорта и массового спорта в Вяземском муниципальном районе

 

В новую программу также заложен курс на обновление материально-технической базы физкультуры и спорта муниципального района.

         Таблица 1

Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и  массового спорта

Наименование показателя (индикатора)

Единица измерения

2018

2019

2020

Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности

%

38,0

40,0

41,0

Количество спортивных сооружений различного типа

Единиц

35

38

39

 

В 2021 году в городе Вяземский продолжается строительство районного физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном. Благодаря Национальному проекту «Демография», на строительство объекта было выделено федеральное финансирование. Стройка началась осенью 2019 года, стоимость объекта 246 млн рублей, это деньги из федерального, краевого и местного бюджета. Проектом комплекса предусмотрены два зала с бассейнами (малая и большая чаши), размер одного из них 25х8,5 метров на 47 посетителей единовременно, второго 10х6 метров – на 15 спортсменов, при этом они рассчитаны на обслуживание людей с ограниченными возможностями здоровья. Помимо бассейнов, здесь будет размещен спортивный зал. Этот новый спортивный объект — это ещё и 30 новых рабочих мест для персонала. То есть развитие инфраструктуры спорта позволяет оказывать положительное влияние и на рынок труда района.

В настоящее время вопрос развития спортивной материальной базы Вяземского муниципального района, в том числе образовательных учреждений, является одним из ключевых. Спортивные площадки, сооружения, их оснащение и доступность - это основа построения целостной системы физического воспитания молодежи.

Таким образом, в последние годы благодаря реализации муниципальных, региональных программ и национального проекта отмечается прирост количества физкультурно-спортивных сооружений на территории Вяземского муниципального района. При этом, естественно, что подавляющая часть объектов спорта относится к муниципальной форме собственности, что зачастую приводит к ситуации, когда ограниченный в финансовых ресурсах  муниципалитет не может должным образом финансировать эксплуатацию объектов спорта. Поэтому прирост объектов спорта достигается в основном за счет строительства открытых плоскостных спортивных сооружений. Кроме того, для увеличения доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в городе создаются объекты муниципальной и рекреационной инфраструктуры, приспособленные для занятий физической культурой и спортом, в рамках реализации проектов развития массовой физической культуры. Эти объекты создаются в местах отдыха или по месту жительства без проведения мониторинга мнения жителей в необходимости того или иного объекта. А параллельно объективно назревает необходимость модернизации уже существующих муниципальных объектов физической культуры и спорта, реконструкции стадионов общеобразовательных школ на территории муниципального района, развития материально-спортивной базы клубов для детей и молодежи, укрепления и расширения материально-технической базы спортивных школ Вяземского муниципального района. Для дальнейшего развития физической культуры и спорта остается недостаточным количество спортивных сооружений, особенно в сельской местности, несмотря на то, что наблюдается устойчивая тенденция роста инфраструктуры спорта. Сегодня достигнута максимальная загрузка всех спортивных сооружений, и это является одним из факторов, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. В районе ощутим недостаток в специализированных спортивных сооружениях: плавательных бассейнах, стрельбищах, легкоатлетических манежах, велотреках, лыжных базах.

В целях совершенствования материально-технической оснащенности спортивных сооружений Вяземского муниципального района, повышения качества услуг, предоставляемых в области физической культуры и спорта, в региональных и муниципальных программных документах должно быть предусмотрено приобретение, обустройство, изготовление спортивного и иного имущества (в том числе оборудование, инвентарь) и предметов материально-технического обеспечения, необходимых для обеспечения функционирования муниципальных учреждений.

При этом необходимо проводить мониторинг и опросы жителей в необходимости конкретных сооружений, а также опрос специалистов в данной области, осуществляющих свою профессиональную деятельность на территории района (тренеров, педагогов, директоров ДЮСШ и СОШ и т.д.)

Необходимо перейти к формированию новой технологической базы развития физической культуры и спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной тренировки, педагогики, психологии, медицины и управления.

Обновление материально-технической базы муниципального спорта должно быть реализовано как в рамках региональной и муниципальной поддержки, так и в рамках привлечения предпринимательских инициатив, путем развития и популяризации проектов в формате МЧП и ГЧП на территории, с акцентом на мотивацию предпринимателей реализующих проектов в данном направлении. Такая мотивация может быть реализована к примеру через льготное налогообложение.

Развитие системы физкультуры и спорта, привлечения населения к активным занятиям спортом, здоровому образу жизни, развитие детско-юношеского спорта, подготовки спортивного резерва в стране требует в целом глобальной коренной модернизации существующего материально-технического обеспечения. При этом необходимо учитывать как специфику видов спорта, так и современные тенденции спортивной подготовки, в том числе требования федеральных стандартов спортивной подготовки. А все это требует не только профессионального подхода к планированию и строительству спортивных сооружений, к планированию оснащения или модернизации уже существующих сооружений и организаций физкультуры и спорта, но и расширение возможностей и полномочий муниципалитета по финансированию этих сооружений и по привлечению предпринимателей в проекты в данной сфере.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с последними изменениями, внесенными 06.12.2011 г. № 412-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://athletics.sport-mo.ru/documents/fz-fks. doc (дата обращения 17.11.2021).
2. О физической культуре и спорте Хабаровского края [Электронный ресурс]: закон Хабаровского края от 28.11.2012 г. № 240 // Справочно-правовая система Кодекс/Техэксперт. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/823300911 , свободный. – Загл. с экрана.
3. Об утверждении государственной программы «Развитие физической культуры и спорта Хабаровского края [Электронный ресурс]: Официальный сайт министерства физической культуры и спорта Хабаровского края. – Режим доступа: https://minsport.khabkrai.ru/Programmy/Gosudarstvennaya-programma/O-programme, свободный. – Загл. с экрана. 
4. Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры, школьного спорта и массового спорта в Вяземском муниципальном районе» [Электронный ресурс]: постановление администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края от 15.12.2016 г. №1001 // Официальный сайт администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края. – Режим доступа: https://vyazemskiyadm.khabkrai.ru/Programmy/227 , свободный. – Загл. с экрана.
5. Пособие к МГСН 04.08.97. Массовые типы физкультурно-оздоровительных учреждений. Выпуск 1. Физкультурно-оздоровительные сооружения, приближенные к жилью. Физкультурно-оздоровительные клубы микрорайонов.
6. Физкультурно-спортивные сооружения / под редакцией Л.В. Аристовой. - СпортАкадемПресс. - М., 2019. -536 с.