Статья:

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СССР

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(181)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Медведева М.О. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СССР // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 2(181). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/181/104256 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СССР

Медведева Мария Олеговна
студент ЧОУ ВО Таганрогский институт управления и экономики, РФ, г. Таганрог

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные этапы истории развития образовательной системы в России в эпоху Советского Союза. Затрагиваются такие понятия, как народное образование, трудовое воспитание, рассматривается введение и упразднение платы за обучение в школах и ВУЗах. Просматривается увеличение классов в системе начального и среднего образования, а также увеличение грамотного населения в связи с увеличением количества школ и введением принципа общеобязательности в образовании.

 

Ключевые слова: система образования, СССР, образование в СССР, народное образование, трудовое воспитание

 

Создание советской системы образования было связано с разрушением старой системы образования и ликвидацией неграмотности среди населения. Старые структуры школьной администрации были расформированы, частные учебные заведения и православные учебные заведения были закрыты, преподавание древних языков и религиозных дисциплин было запрещено, а общая и национальная история были исключены из программы. Для устранения неблагонадежных учителей была проведена «чистка». Считалось, что при царизме все было устаревшим и реакционным. Однако, наряду с такими положительными изменениями, как ликвидация неграмотности, частного (элитного) образования и влияния церковного института на школы, было много отрицательных.

Следует помнить, что Первая мировая война и Гражданская война нанесли большой ущерб системе государственного образования и распространению грамотности. Народное хозяйство было в руинах. Из-за нехватки средств многие школы были закрыты, а, следовательно, сокращалось и количество обучающихся.

Остальные школы были в запустении, ученикам не хватало бумаги, учебников, чернил. Учителя, которые годами не получали зарплату, бросили школу. Полное финансирование системы образования не было восстановлено до 1924 года, после чего стоимость образования продолжала расти. Таким образом, в 1925-1930 гг. государственные расходы на образование составили 12-13% бюджета.

Советская школа создавалась как единая совместная и бесплатная общеобразовательная система с двумя фазами: первая - 5 лет, вторая - 4 года. Она провозгласила право всех граждан на образование независимо от национальности, равенство в образовании мужчин и женщин и безусловный характер светского образования (школа была отделена от церкви). Кроме того, образовательным учреждениям были переданы образовательные и производственные функции.

Во второй половине 20-х годов образование вышло из кризиса. Страна восстанавливается после двух войн и экономической разрухи, и начинается регулярное финансирование образования.

В сфере высшего образования новая власть не без успеха пыталась привлечь на свою сторону кадры старой дореволюционной интеллигенции, а также создать новые кадры из представителей рабочего класса и крестьян. Однако большинство поступивших не могли учиться в вузах, так как не имели даже среднего образования. Для решения этой проблемы были созданы трудовые факультеты. В конце периода восстановления выпускники рабочих факультетов составляли половину студентов, принятых в вузы.

Для создания слоя новой советской интеллигенции, распространения идей марксизма и реструктуризации преподавания социальных наук была создана обширная сеть научных и образовательных учреждений: Социалистическая академия (с 1924 г. - коммунистическая), Коммунистический университет, Институт Карла Маркса и Фридриха Энгельса, Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б), Институт красной профессуры, Коммунистические университеты трудящихся Востока и национальных меньшинств Запада.

В результате в 1927 году система высшего образования оформилась в основных чертах. Задача вузов - подготовить профессиональных организаторов. Количество раннеспелых университетов, открывшихся сразу после революции, было сокращено, количество студентов резко сократилось, а вступительные экзамены были возобновлены.

Отсутствие средств и квалифицированных учителей препятствовало расширению системы специального высшего и среднего образования. Во второй половине 20-х годов образование вышло из кризиса. Страна восстанавливается после двух войн и экономической разрухи, и начинается регулярное финансирование образования.

С середины 30-х гг. установилась единая организационная структура школы, большое значение придавалось укреплению порядка и дисциплины среди учащихся, четкой организации хода учебной работы, обеспечению оперативного, конкретного и дифференцированного руководства каждой школой.

Расширена подготовка педагогических кадров. Повышена заработная плата учителей и других школьных работников, что стало зависеть от образования и опыта работы. В начале 1930-х годов изменились содержание и методы обучения в школе. Стабильная школьная система развивалась последовательно.

В 1940 году Совет Народных Комиссаров СССР издал постановление «О введении платы за обучение в гимназиях и вузах СССР и об изменении порядка предоставления стипендий». Согласно этому указу с 1 сентября 1940 года платное обучение было введено в 8-10 классах средних школ, в техникумах, педагогических школах, сельскохозяйственных и других средних специальных школах, а также в высших учебных заведениях.

Для учащихся 8-10 классов общеобразовательных школ, техникумов, учебных, сельскохозяйственных и других средних специальных учебных заведений стоимость обучения составляла от 150 до 200 рублей в год. Обучение в высших учебных заведениях стоило от 300 до 500 рублей в год. Публичные лекции оплачивались. Введение платного образования привело к отсеву студентов.

Во время Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики уничтожили и разрушили 82 тысячи школ на территории, подвергшейся немецкой оккупации, в которых до войны учились 15 миллионов школьников.

6 июня 1956 г. вышло Постановление Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений СССР».

В 1969 году была проведена реформа школьного образования, в результате которой изменилась структура начальных и средних школ СССР:

• Продолжительность начальной школы сокращена с четырех до трех лет (обучение с 1-го по 3-й класс);

• Неполное среднее образование увеличено на один год за счет начальной школы (обучение с 4-го по 8-й класс);

• Средняя школа (обучение с 9 по 10 класс).

Первоклассники, поступившие в школу в 1969/70 учебном году, уже учились по новой трехлетней программе начального образования, используя для обучения совершенно новый набор учебников.

Всеобщая доступность — кардинальное, стержневое, фундаментальное преимущество советской системы образования. Это право было закреплено в Конституции СССР 1977 г. и обеспечивалось бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования и т.д.

Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием личностных качеств. Советская школа была призвана не только решать общеобразовательные задачи, обучать школьников познанию законов развития природы, общества, мышления и рабочих умений, но и формировать на этом коммунистические взгляды и убеждения школьников. Основы образования в СССР заключались в том, чтобы воспитывать школьников в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма.

 

Список литературы:
1. «Народное образование в СССР». / Под ред. М. А. Прокофьева и др. «Просвещение», М., 1967 г.
2. Богачёв Алексей Владимирович, Захарова Людмила Борисовна Концепция развития системы народного образования в советской России в 1920-е годы // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2015. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-razvit.. (дата обращения: 27.12.2021).
3. Гребенев Игорь Васильевич, Сомова Дарья Витольдовна Трудовое воспитание в советской школе: парадоксы становления и развития // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. №3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovoe-vospitanie.. (дата обращения: 27.12.2021).
4. Ивашевский Станислав Леонидович Идеалы и право в системе образования советской России // Народное образование. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idealy-i-pravo-v-si.. (дата обращения: 27.12.2021).