Историческое развитие национальной религии японцев: синтоизм от зарождения до современного состояния
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(120)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(120)
Историческое развитие национальной религии японцев: синтоизм от зарождения до современного состояния
Синтоизм как религиозное явление на сегодняшний день вызывает большой интерес в различных сферах знания, связано это с распространением японской культуры за пределы своего исторического ареала, в виду большей открытости и демократизации страны начиная с середины XX века. Сейчас синтоизм уже перестал быть религиозной опорой государства и на данный момент являет собой национальную религиозную этическую систему формирующую ментальность японцев.
Синтоизм начал формироваться из анимистических верований народов Японии еще в период Дзёмон. Сам термин впервые упоминается в «Нихон Сёки» в жизнеописании императора Ёмэй, который как говориться в письменном памятнике: «исповедовал буддизм и почитал синто». [1, c. 84] В V-VI вв. формируется «династийный синтоизм», в центр данной религиозной системы встает император, с этого момента начинается становление синтоизма как государственной религии. Происходит систематизация божественного пантеона во главе которого ставят богиню Аматэрасу и возводят к нейй родословную правящей династии. В 701 г. свод законов «Тайхорё» учреждает «дзингикан», учреждение которое занималось контролем культовой и обрядовой систем. Императорская династия начинает контролировать главные синтоистские храмы, а наиболее важные обряды начинает отправлять сам император. С укоренением данного вида синтоизма, в VII в. императора объявляют верховным жрецом синтоизма. [1, c. 381] Одновременно с формированием «династийного синтоизма» в Японию начинает проникать буддизм, который начинает активно ассимилировать синтоизм, в результате чего, появляется «рёбусинто», крупные синтоистские праздники заменяются буддийскими, которые справляют в синтоистских храмах, синтоистские ритуалы отправляют только по местным праздникам, данная религиозная традиция сохраняется в Японии по сей день. В IX в., буддизм становится государственной религией Японии, что поставило буддизм в доминирующее положение, этот факт привел к тому, что буддийская культура стала повсеместно внедряться в синтоизм и ставил его в подчиненное положение, что привело к формированию движений противящихся доминированию буддизма над синто, таким образом в XV в. появляется синтоизм Ёсида, названный в честь его создателя, Канэмото Ёсиды. Данная форма синтоизма постулировала вторичность учения буддизма и пересматривала пантеон богов «династийного синтоизма» ставя во главе ками не Аматэрасу, а Тайгэнсонсин. В продвижении своего учения, Ёсида не избегал обмана, он придумывал «древние тексты» и переписывал свою родословную. Но в виду того что Ёсида пользовался поддержкой сегуна, данный вид синтоизма существовал до периода «синтоизма Возрождения», который терпимо относился к буддизму но строго разделял две религиозных системы, этот синтоизм стал духовной основой государства после «реставрации Мэйдзи». После нее, синтоизм вновь стал пользовался покровительством императора. Был издан "Указ о единстве религиозного обряда и управления государственными делами", всем школьникам и служащим государственных учреждений было вменено в обязанность регулярно посещать синтоистские храмы. [2. c. 92] В период Второй мировой войны, японское военное командование объявило японцев "нацией богов" и широко использовала синтоизм для разжигания шовинистических и милитаристских настроений, насаждая народу беспрекословное подчинение императору и всем, кто выступает от его имени. Но поражение Японии в войне резко подорвало авторитет синтоизма. В декабре 1945 г. все синтоистские учреждения были отделены от государства, духовенство лишено государственного статуса, а часть синтоистской литературы была даже запрещена. [2. c. 146] 1 января 1946 г. японский император публично отрекся от своего "божественного" происхождения. Начиная с 60-х гг., синтоизм начал постепенно восстанавливать свое влияние и несколько модернизировал свое учение. В 1966 г. правительство Японии восстановило в качестве национального праздника прежний "День основания империи", посвященный восшествию на престол легендарного императора Дзимму-тэнно. Демократическая общественность страны выступает против попыток определенных кругов вновь использовать синтоизм для разжигания национализма, и особенно осуждает ежегодное посещение официальными лицами государства храма Ясукуни-дзиндзя, построенного в память участников Второй мировой войны, многие из которых были осуждены за совершение тяжких военных преступлений.
И все же, особенности синтоизма и национального мировоззрения японского народа позволили ему не один раз выстоять в жестокой борьбе или конкуренции с более сильным противником и достичь больших успехов в развитии экономики и культуры. Характерными внешними качествами, по которым всегда можно отличить японца, являются трудолюбие, настойчивость и жизненный оптимизм. Внутри общества японцев отличает высокая дисциплина, послушание и уважение к старшим. На формирование этих ценных для человека качеств прежде всего оказала влияние традиционная религия японцев. Синто является глубоко национальной японской религией и в каком-то смысле, олицетворяет японскую нацию и ее культуру. Вековое культивирование синто, в качестве основной идеологической системы, привело к тому, что в настоящее время, значительная часть японцев воспринимает ритуалы, праздники, традиции, жизненные установки и правила синто не в качестве элементов религиозного культа, а культурных традиций своего народа. Такое положение порождает парадоксальную ситуацию: с одной стороны, буквально вся жизнь Японии, все её традиции пронизаны синтоизмом, с другой — лишь немногие из японцев считают себя приверженцами синто.