Статья:

ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗЛИЧНЫХ СОСЛОВИЙ АНГЛИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ВИКТОРИАНСКУЮ ЭПОХУ

Конференция: CLXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Шаруда А.А., Ярмонова В.В., Реморенко М.И. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗЛИЧНЫХ СОСЛОВИЙ АНГЛИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ВИКТОРИАНСКУЮ ЭПОХУ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(162). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/11(162).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 7 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗЛИЧНЫХ СОСЛОВИЙ АНГЛИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ВИКТОРИАНСКУЮ ЭПОХУ

Шаруда Артем Андреевич
студент ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Ярмонова Владислава Владимировна
студент ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Реморенко Максим Иванович
студент ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Назарова Вероника Вячеславовна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены жилищные условия различных групп населения английского общества в Викторианскую эпоху. Проанализированы основные характерные черты убранства для жилищ английской аристократии, среднего класса и городской бедноты. Подведены общие итоги и сделаны выводы.

Abstract. This article examines the housing conditions of different groups of people in English society during the Victorian era. The article analyzes the main features of decoration for the English aristocracy, middle class and urban poor. The general results are summarized and conclusions are drawn.

 

Ключевые слова: «Дедушкино кресло», гобелен, передняя, поместье.

Keywords: «Grandfather's Chair», tapestry, anteroom, estate.

 

Говоря о повседневной жизни англичан Викторианской эпохи, нельзя не сказать об убранстве и характерных чертах английского жилица в исследуемый период.

Англичане, при оформлении декора своего дома, очень часто прибегали к использованию различных вещей, создающих приятный вид – текстилю: абажуры светильников, чехлы кресел и диванов, большое количество подушек и пледов, шторы и многое другое. Дома знатных англичан были выполнены в светлых и спокойных тонах, но при этом стены могли быть застланы старинными дубовыми панелями, которые придавали дому некую средневековую аутентичность. Часто можно было встретить различные настенные украшения: гобелены и картины (гравюры, пейзажи, натюрморты и т. д.).

В привычку англичан XIX в. вошла традиция не выбрасывать вещи своих предков, поэтому английские дома были обставлены различной мебелью.

Так как, в то время, Англия была «центром мира», в нее свозились различные товары со всего мира, поэтому часто можно было увидеть на террасе какого-либо поместья или дома плетеную мебель из Америки или японские ширмы внутри дома, а также многое другое. Такое разнообразие предметов внутреннего декора создавало некую гармонию, но при этом отчасти странную.

Помимо различных изысканных предметов и разнообразной мебели основным атрибутом уважающего себя англичанина был камин. По своему виду камины были разнообразными (из побеленных кирпичей, из природного камня с различными украшениями и т. д.), но при этом всегда являлись центром гостиной. Вокруг камина обязательно располагали различную мягкую мебель, небольшие столики и шкуры различных животных, чтобы в случае чего, принять гостей и показать свой достаток. [3]

Особое место в английском доме занимала кухня. В кухне всегда была мебель из твердого дерева с прекрасной ручной резьбой, которую перекрашивали в светлые тона, так как весь дом был выполнен в светлом стиле. На кухне часто можно было встретить комоды, горки с посудой, различные полочки для керамической посуды, тарелки с рисунками всех возможных размеров, множество подсвечников и, конечно же, чайников. Центральной композицией такой кухни служил камин-очаг, предназначенный для выработки тепла и, собственно, приготовления пищи.

Говоря о личных комнатах английских дворян, стоит отметить, что они были не особо пафосно сделаны, ввиду того, что туда не допускались гости.

Приглашенных особ размещали в гостиной, где главным атрибутом был, как уже говорилось выше, камин. Говоря о нем, стоит отметить, что он имел как чисто символическое значение (уровень достатка), так и чисто практическое значение (обогревание помещения). Камины являлись неотъемлемыми атрибутами английского общества, их украшали различными способами, добавляли к ним различные аксессуары, привезенные из других стран.

Говоря о практическом применении каминов, стоит отметить, что они обогревали лишь небольшую часть помещения, а в остальных частям дома было прохладно и порой гуляли сквозняки. Ввиду такого недостатка каминов в английском интерьере всегда можно было встретить «дедушкино» кресло (в России его называли Вольтеровское кресло), которое характеризовалось подставкой для ног и высокой закругленной спинкой, которая защищала хозяина от ветра.

Еще одним важнейшим атрибутом, «примыкающим» к камину, являлся диван. Он обязательно должен был находиться напротив него, чтобы пришедший гость не только удобно разместился, но и при этом согрелся у теплого очага. Классическими диванами принято считать «честерфилды», которые обычно были обшиты цветастой тканью. Спинка такого дивана в основном была фигурной с обшитыми подлокотниками, но иногда можно было встретить диван с закругленной спинкой и деревянными подлокотниками. Рядом с диваном часто ставили журнальный столик, чтобы хозяин дома мог с комфортом почитать газету.

Прочая мебель в доме должна была быть выполнены из натурального дорогого дерева (мореного дуба, ореха или же тиса), которое бы сочеталось с общим декором стен дома. Стены внутри дома в основном украшали высокими резными панелями, которые обычно доходили до середины стены, а до потолка наклеивали обои.

Выбирая цвета для комнат, нужно было руководствоваться ее расположением комнаты в доме. Если окна на север, стены можно покрасить в теплые бледно-розовые, золотистые, лимонно-желтые тона, а если на юг, то можно выбрать гамму посмелее, например, густые зеленые оттенки или холодные лазурные. Типичным рисунком являлась английская полоска – одна тонкая и две широких, или мелкий цветочный узор.

Помимо поклейки обоев и настилания деревянных панелей, стены домой так же украшались коврами с различными геральдическими или геометрическими узорами. Впрочем, ковры были призваны утеплить дом, а не только украсить его. [1]

Мы можем сделать вывод, что обычный дом английского дворянина обязательно имел камин, камин-очаг и был выполнен в светлых тонах. В целом, дома английской знати были добротно и качественно сделаны, то же самое мы можем сказать и о мебели. Но подчеркнем, что так выглядели дома знатных особ, основная масса населения не могла позволить себе такую роскошь, поэтому их жилища разительным образом отличались от тех, что были описаны выше.

Отметим, что, несмотря на это, дом представителя среднего класса, по своему оформлению, отчасти напоминал дом знатного человека, но в то же время не имел такого богатого убранства.

Перед домом располагался небольшой палисадник с вымощенной аккуратно дорожкой. Дорожка вела к двух или же трехэтажному дому с несколькими окнами. Входя внутрь гость попадал в маленькую комнатку – переднюю (сейчас мы бы назвали эту комнату коридором или же прихожей). От передней шли комнаты направо и налево, с одной стороны располагались гостиная, а за ней жилая комната, с другой стороны кабинет и столовая. Кухня и подобного рода помещения располагались на подвальном этаже. Стены на две трети красились простым трафаретом в однотонные цвета, после шел бордюр, после которого до потолка клеились обои, в основном, полосатые. Пол обычно застилали плиткой. В прихожей ставили подставку для зонтиков, большое зеркало, вешалку для шляп и шкаф для верхней одежды.

Гостиная, как и у знатных особ, была главной комнатой в доме, по которой судили о достатке человека. В данной комнате ставили лучшую мебель: софу, различные стулья с высокими спинками, кресла, несколько столиков (для письма, для чая, для шитья и т. д.), экраны для камина, этажерки. В центе гостиной обязательно стоял круглый стол, за который подавался ужин для гостей. [4]

Стоит отметить, что гостиную пытались украсить наилучшим образом, чтобы, опять же, показать свой достаток[1].

Гостиница среднего класса Викторианской эпохи заполнялась всевозможными украшениями и безделушками, которые либо висели на стенах, либо стояли на полках, либо стояли на полу или столиках. Все эти аксессуары были показателем достатка, так как в XIX в. многие вещи по-прежнему изготавливали вручную, что увеличивало их стоимость. Если пространство гостиной не было заполнено, значит у семьи не было денег на их покупку. В наиболее зажиточных семьях в гостиной так же имелось пианино.

В случае ремонта дома все силы бросались в первую очередь на гостиную. Хозяева были готовы терпеть некоторые неудобства ради общественного мнения, тем более что на кухню или в спальни гости не заходили.

Особенностью жилищного строительства Викторианской эпохи является строительство во имя общественного мнения и ради него. В большинстве случаев даже мебель покупалась не для удобства, а для оценки финансового положения семьи. 

Все комнаты делились на несколько функциональных частей, при помощи различных красивых ширм. К примеру, в одной комнате дама могла переодеться в присутствии гостей, прикрываясь ширмой.

При выборе мебели для дома, представители среднего класса стремились выбрать наиболее добротное качество, так как дом со всем содержимым передавался по наследству, поэтому мебель могла использоваться не одно поколение. Правда, бывали случае, когда середняки выдавали подделку на настоящие качественные материалы (фанеру морили под красное дерево, пропитанный ситец выдавали за шелк и т. д.).

Жилая комната в доме являлось тем местом, где англичане проводили большую часть своего времени. Это был уголок частной жизни в море публичных реверансов. Если в гостиной было неприемлемо появляться в домашнем удобном платье или костюме, то в личной комнате домочадцы могли расслабиться и провести время без суеты общественной жизни. Жилые комнаты обычно размещались за гостиной, в задней части дома (порой были небольшими, так как семьи жертвовали площадью многих комнат для увеличения площади гостиной). [5]

Комнаты отапливались встроенными в стены каминами, предусмотренными в каждой комнате. Камин подобного рода украшался по краям чугунной рамкой, а над ним вешалось полочка (на нее ставили различные безделушки или свечи) и зеркало. По бокам камина делали встроенные в стену стеллажи, заполняемые дорогой посудой, красивыми вещами или же книгами.

Окна обычно сверху украшались цветным стеклом. На ночь их закрывали внутренними ставнями. Около таких окон обычно ставили сидячие места, чтобы можно было удобно читать при дневном свете или же просто смотреть на улицу.

Напротив входной двери обычно располагалась лестница на второй этаж, на котором располагались спальни, детские комнаты и ванные комнаты (если ванная комната отсутствовала, то горячую воду набирали в цинковые купальни, располагавшиеся рядом с каминами). Так как в первой половине XIX в. еще не изобрели смывной туалет, его обычно располагали в самой дальней комнате дома, а порой и на улице, но зажиточные и знатные особы предпочитали использовать ночные горшки, которые несколько раз за день очищала прислуга.

Из задних спален дома открывался приятный вид на внутренний сад с подстриженным газоном и небольшим садиком. В хорошую погоду в данном месте собиралась вся семья. Так же на заднем дворике располагались все хозяйственные постройки (амбары, сараи). [6]

Прислуга, а именно служанка ютилась в маленькой комнате под лестницей 5-6 м2. Комната кухарки в основном располагалась рядом с кухней. Если семья имела средства, то она строила собственную конюшню, где держали своих лошадей, а также экипажи. Конюхи в таком случае жили на втором этаже конюшни и выступали некими охранниками.

Примерно так выглядело жилище среднего класса Викторианской эпохи.

Если же рассматривать дом простого английского человека, то стоит отметить, что во второй половине XIX в. уровень жизни между различными сословиями Великобритании был наиболее контрастным: одни могли смело себе позволить прокормить и принять сотни гостей, а другие с трудом могли собрать денег на пропитание и на оплату своего жилья.

Викторианская эпоха характеризуется изменениями в различных сферах жизни, в том числе и экономической. Из-за экономического подъема Англии в XIX в. резко возрастает численность населения городов, так как в них постоянно требовались рабочие руки. Для примера, население Лондона в начале XIX в. составляло менее 1 млн. чел., но к концу столетия оно выросло почти до 4 млн. чел. Ввиду такого быстрого процесса урбанизации жилья в городах на всех не хватало, поэтому многие рядовые англичане жили в сараях, амбарах и цехах.

Для решения проблемы нехватки жилья была созвана комиссия во главе с сыном королевы Виктории – принцем Уэльским. Данная комиссия выявила, что большая часть населения Соединенного королевства живет в хибарах, порой по несколько десятков человек. О гигиене или же санитарии даже не шло речи. Бедняки не знали, что такое постельное белье, заваливаясь спать в грязной одежде на простые матрасы. Их дома кишели клопами, тараканами и крысами. В таких условиях проживала большая часть населения государства[2].

Еще одной проблемой жилища рядового англичанина была грязь в помещении. Это было обусловлено высокой текучестью жильцов того или иного дома, так как, если у человека была работа, то он сразу старался переехать в район получше, но из-за частой потери работы или же ее отсутствия (затраты на проживания составляли примерно треть от доходов человека), люди периодически возвращались в более бедные районы, естественно, не убирая за собой в предыдущем жилище. Новые же жильцы понимали, что в скором времени могут вернуться в свой старый район, поэтому не тратили время на уборку нового дома. Уборкой не интересовались также потому, что в Англии рано темнеет, а многие рабочие не могли позволить себе купить свечи, вследствие чего ориентировались в домах на ощупь, не обращая внимания на грязь, которую в прямом смысле не замечали, к тому же количества воды, выделяемого на одну семью, не хватало, чтобы отскоблить толстый слой грязи[3]

Интересный факт, что к 1882 г. на большей части улиц Лондона встречался один смывной туалет на 16 домов, в которых проживало от 30 до 40 чел., поэтому, если дом имел отдельную уборную, то условия в нем считались приемлемыми для проживания.

В холодное время года бедняки не топили дома, экономя уголь или же просто из-за его отсутствия. Приготовлением пищи занимались на улице у общественных костров или же в лавке пекаря, где после рабочего дня выстраивалась большая очередь.

Можно сказать, что дом английского разнорабочего или бедняка представлял из себя набитую целой семьей маленькую комнату в помещении, где таких же семей проживало еще около десяти, с большими слоями грязи и непомерным количество насекомых и грызунов, без отопления и освещения, иногда с отдельной уборной, но довольно редко.

Подводя общий итог, можно сделать вывод, что жилища англичан Викторианской эпохи очень сильно разнились, в зависимости от достатка семьи. И если у знатных семей или семей середняков была возможность жить достойно, то у основной массы населения такой возможности не было, поэтому они ютились в маленьких коморках целыми семьями. В этом мы можем усмотреть противоречивость исследуемого периода.

 

Список литературы:
1. Дом в Английском стиле и стиль в Английском доме. [Электронный ресурс] //URL:// https://goo.gl/1isDw0 Дата обращения: 22.02.2022.
2. Диттрич Т. В. Повседневная жизнь викторианской Англии. М.: Молодая гвардия, 2007. 382 с.
3. Бунин А. В. Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII – первая половина XIX вв. М.: Стройиздат, 1969. 613 с.
4. Vanity Fair. London: 1914, July, 16.
5. Михайлова Е.М. Английский дом середины XIX – начала XX вв. как отражение ценностей Викторианской эпохи // Genesis: исторические исследования. 2017. № 10. С. 161-170.
6. Nathanie Lloyd. A history of the English house from Primitive times to the Victorian period. New York: Architectural Book Pub, 1975. 488 p.
 


[1] Вот как описывал одну из гостиных своих хозяев американский гость: «Одна из комнат была вся в драпировках, даже цветочные вазы, лампы, часы на стенах, ножки пианино и столов. Где не было обернутой ткани, там были банты. Единственная вещь в комнате, которая не постаралась одеться, - была каминная кочерга, и в контрасте со всеми остальными вещами действительно выглядела голой!». [2, С. 98]

[2] В своем отчете об условиях жизни в домах рабочего класса лорд Шафтесбери отмечал: «Эффект системы одной комнаты физически и морально невозможно описать. Вы заходите в комнату и видите там только одну кровать, на которой спит вся семья, состоящая из отца, матери, взрослого сына или дочери и детей поменьше обоего пола. Невозможно даже предсказать фатальный результат такого нездорового морального климата. Во многих случаях взрослые сыновья или дочери спят в той же комнате с другими постояльцами, у которых на ночь часто остаются пьяные приятели или подружки. Все эти факты приводят к повышению безнравственности среди рабочего класса». [2, С. 72]

[3] Мистер Хослей – капеллан Клеркенвелской тюрьмы, в своей речи, отмечал: «Заходя в дом, вы видите умопомрачительную грязь везде, куда бы вы ни ступили, но в большинстве случаев теперешним жителям дом уже достался в таком состоянии...». [2, С. 78]