Статья:

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ КАК КАТАЛИЗАТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(182)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Новикова В.Р. ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ КАК КАТАЛИЗАТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 3(182). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/182/104795 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ КАК КАТАЛИЗАТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Новикова Виктория Романовна
студент Елабужский институт (филиал) Казанского федерального университета РФ, г. Елабуга
Сергеева Альбина Борисовна
научный руководитель, Елабужский институт (филиал) Казанского федерального университета РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. В статье рассматриваются: технология ТРИЗ, ее применение в педагогике, основные цели, задачи и принципы.

 

Ключевые слова: ТРИЗ, изобретательские задачи

 

В современном мире обществу необходима творческая личность, которая способна быстро и нестандартно решать поставленные задачи, смотреть по-новому на уже привычные и обыденные вещи. Поскольку традиционная система образования носит информативно-репродуктивный характер и формирует человека-исполнителя, который будет использовать заранее подготовленный шаблон. Широкое распространение в педагогике получила теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая активизирует и ускоряет процессы развития мышления. Именно данная система помогает детям в овладении методами творчества, так как основной вид деятельности – это игра, а все творческие задания даются через игры.

Для начала необходимо разобраться что же такое ТРИЗ?

Теорию решения изобретательских задач изобрел советский инженер Г.С. Альтшуллер в 1946 году, когда начал изучать различные приемы решения задач, которые очень часто использовали изобретатели. Уже в 80-х годах данную теорию брали за основы преподавания в советских школах, но со временем эта практика прекратилась. В своей книге «Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач» Г.С. Альтшуллер определяет ТРИЗ как область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач [2].

Цель ТРИЗ – развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи эффективным способами.

Изобретательская задача – это задача, которую не удается решить известными или очевидными способами. Однако, это можно удачно применить на уроках.

Задачи использования ТРИЗ:

  • Развитие нестандартного, широкоформатного, гибкого мышления;
  • Развитие умения отслеживать причинно-следственные связи;
  • Воспитать интерес к поисковой деятельности;

Г.С. Альтшуллер разработал эту концепцию на основе тезиса «творчество во всем» - в том, как поставить вопрос, как подать материал и на каких методах и приемах в последствии построить работу. Ученый подчеркивал, главная проблема школьных задач в том, что они далеки от житейских. В жизни, сталкиваясь с затруднением не всегда можно ее решить по заранее подготовленному «правильному» шаблону, ответы не даны, а как решать не всегда понятно [1].

Тогда, можно применить понятие ТРИЗ-педагогика – это педагогическая система, которая направлена на развитие у ребенка творческого мышления для эффективного решения задач.

В обучении используют словесные и наглядные методы при построении работы. Из словесных методов обучения по программе ТРИЗ используются уже известные: лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой. Последний метод используется для составления формально-логических моделей и матрицы идей. Беседа как диалогический метод обучения, при котором учитель путём постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала, является главным словесным методом реализации целей технологии ТРИЗ. В последствии беседы можно переводить в форму научной дискуссии, при которой ученики обмениваются идеями, суждениями в поисках истины. Таким формам дискуссий как «метод проб и ошибок», «мозговой штурм» уделяется особое внимание, так как эти понятия входят в план обучения по теории решения изобретательских задач. В ходе проведения ученики высказывают большое количество идей, вариантов решения, поставленной проблемы, а затем отбираются наиболее удачные и практичные, это позволяет развить креативность, быстрый поиск решений [3].

Также часто применяются метод фокальных объектов, который позволяет найти большое количество сочетаний фокального объекта со случайными и метод гирлянд ассоциаций, который позволяет расширить поле поиска и увеличить степень оригинальности идей, за счет нахождения синонимов.

В заключение отметим, что учиться должно быть интересно, а главным условием развития личности является наличие необычных и привлекательных видов деятельности. Самое главное это позволить ученику проявить собственную инициативу, творчество, услышать его, а не загонять в привычные рамки «так правильно». Тогда мы можем надеяться на то, что мир будет преобразован творческими, смелыми людьми, которые будут создавать поистине уникальные и особенные произведения искусства.

 

Список литературы:
1. Абдулджемилева, Л. З. ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления // Молодой ученый. – 2019. – № 39 (277). – С. 221-223
2. Альтшуллер, Г. С. НАЙТИ ИДЕЮ. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука; 1991. – С. 58-59
3. Гин, С. Триз-педагогика и формирование креативности школьников // Школьные технологии. – 2008. – № 2. – С.130