Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В СЕТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Бетехтина А.А. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В СЕТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 24(203). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/203/115801 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В СЕТИ

Бетехтина Анастасия Алексеевна
студент, ФГАОУ ВО Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень
Верховцев Константин Николаевич
научный руководитель, канд. пед. наук, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», РФ, г. Тюмень

 

В концепции информатизации сферы образования РФ, рассматривается вопрос о переходе профессиональной коммуникации педагогов в социальную сети.

Опираясь на основу понятия  выделенного в словаре русского языка А. П. Евгеньевой [4], но в контексте темы нашей работы «особенность» понимается нами, как отличительное свойство, качество, признак профессиональной коммуникации в сети. 

Изучение особенностей профессиональной коммуникации педагогов в сети, прослеживается в трудах В.А Красильникова, И.А. Колесникова, Н.А. Костикова, И.Н. Розина. Где под особенностями авторы выделяют: основные характеристики, специфику работы, средства, формы, инструменты процедуру обмена информации и т.д.

В работах Дж. Дьюи коммуникация в сети понимается как, «объединение множества людей, общающихся между собой, имеющих общие профессиональные интересы, цели, ценностные установки, где каждый преследует свой профессиональный мотив» [1].

Особенности построения профессиональной коммуникации педагогов в сети находило отражения в научных работах различных педагогов, таких как А.И. Адамский, Ю.А. Конаржевский С.В. Тарасов, М.М. Чучкеви. в начале 70-80х годов. В ходе анализа статей, можно выделить основные характеристики профессиональной коммуникации педагогов в сети, к ним относится:

  • единство идеи, цель и задач;
  •  существование так множества новых инновационных форм профессионального общения в сети;
  •  отсутствие единоначалия;
  • открытость системы;
  •  взаимодействие «по горизонтали и вертикали».

Е.Д. Патаракин определяет профессиональное взаимодействие сети, как «новую форму организации профессиональных взаимодействий педагога», которая позволяет педагогам не только общаться на расстоянии, но и решать профессиональные задачи, делиться педагогическим опытом, организовывать виртуальные собрания, конференции, повышать профессиональный уровень педагогов [4].

Под особенностями профессиональной коммуникации педагогов в сети А. Н. Костиков, понимает использование дистанционных средств, различных форм и инструментов для общения и передачи информации между педагогами в сети [3].

Рассмотрим имеющиеся виды и средства обмена информации в ходе профессиональной коммуникации педагогов в сети в таблице 1.

Таблица 1.

Виды и средства обмена информации в ходе профессиональной коммуникации педагогов в сети

Виды

Средства обмена информацией

Непосредственные

1) Профессиональное общение в режиме onlain (видео конференции, видео собрания и.т.д)

2) Профессиональное общение в режиме offlain (групповые и индивидуальные чаты, общение в форумах)

Опосредованные

1) Информационно-методическое обеспечение ( подбор литературы, методик, передача своих разработок);

2) Сборник наглядного материала ( стенды, плакаты, буклеты и т.д.)

Организационные

1) Методические, творческие объеденения педагогов

2) Блог информационного оповещения

 

Подробнее остановимся на формах профессионального общения педагогов в сети, в onlain режиме: дистанционные семинары, конференции, собрания, форсайт-сессии, дискуссии, и т.д. Рассмотрим каждый выделенных нами форм отдельно:

Семинар – форма профессионального обучения на основе обсуждения определенной проблемной темы, актуальной для педагогической деятельности. В ходе обсуждения темы, участники выделяют проблему, ищут возможные пути решения проблемы, делятся обратной связью.

Конференция – форма представления трудов научно-исследовательской деятельности педагогов. Такой формат позволяет рассмотреть один вопрос с несколько сторон, каждый участник имеет права задавать вопросы и активно обсуждать тему.

Собрания – форма информационного оповещения текущих целей и проблем организации. В ходе собрания освещаются и обсуждаются важные вопросы на текущий период. Ход собрания фиксируется в протаколах..

Форсайт-сесия – представляет собой формат некого мозгового штурма, в ходе которого участники прогнозируют и определяют цели на дальнейшего развития образовательного учреждения. Ход форсайт-сессии фиксируется в дорожных картах.

Дискуссия – в настоящее время имеет свернутые фор­мы: «круглые столы», дебаты, симпозиумы, «панельная дискуссия» и др. Однако каждая из форм имеет, направлена на обсуждение проблемы в многочисленной группе. Тема обсуждения выдвигается руководителем образовательного учреждения. Дискуссия может проходить в несколько этапов, если все ее участники не смогли прийти к решению за один сеанс.

Необходимо отметить, что коллективное и индивидуальное сопровождение и консультирование педагогов в сети может осуществляться в любом режиме.

Опишем инструменты, используемые при профессиональном общении педагог в сети в режиме offlain:

Чат – один из главных инструментов профессиональной коммуникации в сети, который позволяет реализовать парное, групповое или коллективное общение в режиме реального времени, при использовании знаковых систем.

Форум – это инструмент профессиональной коммуникации в сети, который позволяет организовать обсуждение в группе или коллективе, но не в режиме «здесь и сейчас», диалог может вестись неопределенно долгое время, в зависимости от заинтересованности участников.

Таким образом, одной из особенностей профессиональной коммуникации педагогов в сети является огромное обилие новых инновационных форм и инструментов, которые позволяют педагогам поддерживать профессиональное общение (вне зависимости от места нахождения).

 

Список литературы:
1. Дьюи Дж. Общество и его проблемы / Дж. Дьюи; пер. И.И. Мюрберг, А.Б. Толстой, Е.Н. Косилова. Москва: Идея-Пресс, 2002. 160 с.
2. Костикова Н.А. Особенности коммуникативной деятельности педагога в дистанционной образовательной среде // Фундаментальные исследования. 2012. № 3. С. 281-285.
3. Патаракин Е.Д. Вклад сетевых сообществ в образование / Е.Д. Патаракин. URL: http://www.evarussia.ru/eva2001/russian/sod_116.htm (дата обращения: 08.06.2022).
4. Словарь русского языка: в 4-х томах. 4-е изд. / РАН, Институт лингвистических исследований. Москва: Русский язык; Полиграфресурсы, 1999. URL: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp (дата обращения: 13.06.2022).