ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В СЕТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В СЕТИ
В концепции информатизации сферы образования РФ, рассматривается вопрос о переходе профессиональной коммуникации педагогов в социальную сети.
Опираясь на основу понятия выделенного в словаре русского языка А. П. Евгеньевой [4], но в контексте темы нашей работы «особенность» понимается нами, как отличительное свойство, качество, признак профессиональной коммуникации в сети.
Изучение особенностей профессиональной коммуникации педагогов в сети, прослеживается в трудах В.А Красильникова, И.А. Колесникова, Н.А. Костикова, И.Н. Розина. Где под особенностями авторы выделяют: основные характеристики, специфику работы, средства, формы, инструменты процедуру обмена информации и т.д.
В работах Дж. Дьюи коммуникация в сети понимается как, «объединение множества людей, общающихся между собой, имеющих общие профессиональные интересы, цели, ценностные установки, где каждый преследует свой профессиональный мотив» [1].
Особенности построения профессиональной коммуникации педагогов в сети находило отражения в научных работах различных педагогов, таких как А.И. Адамский, Ю.А. Конаржевский С.В. Тарасов, М.М. Чучкеви. в начале 70-80х годов. В ходе анализа статей, можно выделить основные характеристики профессиональной коммуникации педагогов в сети, к ним относится:
- единство идеи, цель и задач;
- существование так множества новых инновационных форм профессионального общения в сети;
- отсутствие единоначалия;
- открытость системы;
- взаимодействие «по горизонтали и вертикали».
Е.Д. Патаракин определяет профессиональное взаимодействие сети, как «новую форму организации профессиональных взаимодействий педагога», которая позволяет педагогам не только общаться на расстоянии, но и решать профессиональные задачи, делиться педагогическим опытом, организовывать виртуальные собрания, конференции, повышать профессиональный уровень педагогов [4].
Под особенностями профессиональной коммуникации педагогов в сети А. Н. Костиков, понимает использование дистанционных средств, различных форм и инструментов для общения и передачи информации между педагогами в сети [3].
Рассмотрим имеющиеся виды и средства обмена информации в ходе профессиональной коммуникации педагогов в сети в таблице 1.
Таблица 1.
Виды и средства обмена информации в ходе профессиональной коммуникации педагогов в сети
Виды |
Средства обмена информацией |
Непосредственные |
1) Профессиональное общение в режиме onlain (видео конференции, видео собрания и.т.д) 2) Профессиональное общение в режиме offlain (групповые и индивидуальные чаты, общение в форумах) |
Опосредованные |
1) Информационно-методическое обеспечение ( подбор литературы, методик, передача своих разработок); 2) Сборник наглядного материала ( стенды, плакаты, буклеты и т.д.) |
Организационные |
1) Методические, творческие объеденения педагогов 2) Блог информационного оповещения |
Подробнее остановимся на формах профессионального общения педагогов в сети, в onlain режиме: дистанционные семинары, конференции, собрания, форсайт-сессии, дискуссии, и т.д. Рассмотрим каждый выделенных нами форм отдельно:
Семинар – форма профессионального обучения на основе обсуждения определенной проблемной темы, актуальной для педагогической деятельности. В ходе обсуждения темы, участники выделяют проблему, ищут возможные пути решения проблемы, делятся обратной связью.
Конференция – форма представления трудов научно-исследовательской деятельности педагогов. Такой формат позволяет рассмотреть один вопрос с несколько сторон, каждый участник имеет права задавать вопросы и активно обсуждать тему.
Собрания – форма информационного оповещения текущих целей и проблем организации. В ходе собрания освещаются и обсуждаются важные вопросы на текущий период. Ход собрания фиксируется в протаколах..
Форсайт-сесия – представляет собой формат некого мозгового штурма, в ходе которого участники прогнозируют и определяют цели на дальнейшего развития образовательного учреждения. Ход форсайт-сессии фиксируется в дорожных картах.
Дискуссия – в настоящее время имеет свернутые формы: «круглые столы», дебаты, симпозиумы, «панельная дискуссия» и др. Однако каждая из форм имеет, направлена на обсуждение проблемы в многочисленной группе. Тема обсуждения выдвигается руководителем образовательного учреждения. Дискуссия может проходить в несколько этапов, если все ее участники не смогли прийти к решению за один сеанс.
Необходимо отметить, что коллективное и индивидуальное сопровождение и консультирование педагогов в сети может осуществляться в любом режиме.
Опишем инструменты, используемые при профессиональном общении педагог в сети в режиме offlain:
Чат – один из главных инструментов профессиональной коммуникации в сети, который позволяет реализовать парное, групповое или коллективное общение в режиме реального времени, при использовании знаковых систем.
Форум – это инструмент профессиональной коммуникации в сети, который позволяет организовать обсуждение в группе или коллективе, но не в режиме «здесь и сейчас», диалог может вестись неопределенно долгое время, в зависимости от заинтересованности участников.
Таким образом, одной из особенностей профессиональной коммуникации педагогов в сети является огромное обилие новых инновационных форм и инструментов, которые позволяют педагогам поддерживать профессиональное общение (вне зависимости от места нахождения).