Статья:

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Зиатдинова А.И. РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 19(286). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/286/149128 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Зиатдинова Алина Ильнаровна
студент, Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга

 

THE DEVELOPMENT OF MORAL QUALITIES OF A YOUNGER STUDENT'S PERSONALITY IN THE PROCESS OF EARLY PROFESSIONALIZATION

 

Alina Ziatdinova

Student of Kazan (Volga region) Federal University, Russia, Kazan

 

Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы нравственного воспитания младших школьников посредством в процессе ранней профессионализации. Авторами выделены теоретические основы проблемы нравственного воспитания, представлен анализ психологической и методической литературы по развитию нравственных качеств младшего школьника.

Abstract. The article substantiates the relevance of the problem of moral education of younger schoolchildren through the process of early professionalization. The authors highlight the theoretical foundations of the problem of moral education, and present an analysis of psychological and methodological literature on the development of moral qualities of a younger student.

 

Ключевые слова: нравственное воспитание, педагог, ранняя профессионализация, младший школьник.

Keywords: moral education, teacher, early professionalization, junior high school student.

 

Введение. Природа дала человеку два оружия – интеллектуальное и нравственное. Нравственное должно идти впереди и вести за собой интеллектуальное, так как недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу неотвратимый и непоправимый ущерб Ведущей целью в деятельности педагога является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. Необходимо вооружение учащихся определёнными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие творческих возможностей и потребностей, воспитание нравственного сознания. Сегодня каждому человеку необходимо владеть информацией о себе, о мире профессий, о ситуации на рынке труда. В исследованиях многих ученых ранняя профессионализация младшего школьника рассматривается как основное средство профессионального самоопределения человека. Для младших школьников очень важно создать максимально разнообразную картину впечатлений о мире профессий. Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с тех профессий, которые детям хорошо знакомы. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана [1].

Задачами воспитания трудовой активности в начальной школе является  формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии, развитие интереса к трудовой деятельности, творческого подхода к процессу труда [2].

Воспитание у младших школьников трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание учеников к труду, пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Одновременно необходимо развивать у учащихся чувства долга и ответственности, активизирующие трудовое сознание (способность трудиться для блага общества, коллектива, других людей).

Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы, а также нравственные качества.

В трудах К.Д. Ушинского и А.С.Макаренко говорится о выработке у ребёнка любви к труду.  А.С. Макаренко говорил: «Труд - важнейшее средство воспитания, в процессе трудового воспитания формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры».

В.А. Сухомлинский  говорил о том, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы  и товарищества, развивает  пытливость и  любознательность,  рождает  волнующую радость преодоления трудностей, открывает всё новую и новую красоту в окружающий  мир, пробуждает  первое гражданское чувство  – чувство  созидателя  материальных  благ, без которых невозможна жизнь человека [2].

Трудовое воспитание младших школьников формирует самостоятельность, инициативность, готовность творчески различать проблемные ситуации, старательно и активно участвовать в труде.

Трудовая активность – это положительное отношение человека к умственному и физическому труду. Самыми важными чертами трудовой активности являются интерес к труду, желание трудиться и достигать положительных результатов, нести ответственность за результаты своего труда, быть бережливым.

К задачам воспитания трудового сознания у младших школьников относятся:

– разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;

– знакомство младших школьников с особенностями социально-производственной инфраструктуры города, района;

– привитие элементарных трудовых навыков;

– формирование положительной направленности к трудовой деятельности.

В начальной школе продолжается работа по ознакомлению детей с трудом взрослых, воспитанию у них эмоционально-положительного отношения к трудящемуся человеку, которая была начата детском саду. В результате углубляются представления детей, закрепляется сложившееся положительное отношение к разным профессиям.

Составным элементом трудового воспитания в начальной школе является формирование  уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Младшие школьники должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям.  

Примером работы по формированию уважительного отношения к труду окружающих людей может служить «Путешествие по Молочной стране», совершённое ребятами. Дети обсуждали труд людей, его значение в жизни общества. На Олимпийском уроке мы говорили об огромной работе, совершённой людьми разных специальностей в подготовке и проведении Олимпийских игр [4]. 

Для развития трудовой активности можно использовать экскурсии. Младшие школьники во время экскурсий в самом общем виде знакомятся с технологией изготовления той или иной продукции, с орудиями труда, имеют возможность непосредственного общения с людьми, занятыми в конкретной сфере производства.

Эффективность экскурсии зависит от тщательности ее подготовки и планирования. Для детей младшего школьного возраста важно увидеть, как производится та или иная продукция, иметь возможность потрогать ее руками, ощутить запахи, связанные с особенностями производства.

Ни для кого не является секретом, что в течение длительного времени в нашей стране происходило разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов. Снижение жизненного уровня населения, рост преступности, пропаганда насилия средствами массовой информации и другие негативные общественные явления привели к нарастанию кризиса самореализации, социализации, доверия к старшим поколениям и государственным и общественным институтам, что еще более усилило нарастание в России духовно-нравственного кризиса. В результате значительная часть современной молодежи оказалась малоспособной жизненно самоопределиться в новых жестких современных условиях жизни общества, не отвергая при этом общечеловеческих ценностей.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». [1]

В связи со сложившейся ситуацией в обществе и возникла потребность разработать новые требования к системе образования и закрепить их в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО), утвержденным Министерством образования и науки РФ в октябре 2009г. В рамках стандарта была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно Концепции четко определены понятия социализации, базовых национальных ценностей и идеалов и т.д., дано подробное описание нравственных качеств гражданина России [2].

Актуальность проблемы нравственного воспитания выражается в том, что обществу сегодня нужен гражданин, обладающий качествами: самостоятельность в выборе и принятии решений; способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их; идентифицировать себя как носителя национальной культуры, как человека-гражданина своей страны и мира; способность к проявлению толерантности. На неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности ежедневно обрушивается большое количество негативной информации. Школа должна сформировать устойчивые нравственные свойства личности, способной ориентироваться в окружающем мире и жить по нормам и законам морали и нравственности [3].

Анализ литературы. Всестороннее развитие личности – одна из задач  профориентационной работы в школе. Задача воспитателей – воспитать детей так, чтобы они были способны вносить красоту в жизнь, в труд, в отношения людей. Необходимо научиться жить на Земле, не мешая другим обитателям, не калеча, не разрушая сотворённое нашей планетой и великим космосом, а разумно и гармонично дополнять своими творениями и облагораживать её.

« Посеешь поступок – пожнёшь привычку,

Посеешь привычку – пожнёшь характер,

Посеешь характер – пожнёшь судьбу»

(Восточная пословица)

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку,  который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Ребёнок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Под дождём, градом так же, как под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, - как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци [6].

Большое значение имеют методы примера,  когда дети имеют возможность увидеть, убедиться, обратить внимание на кого-нибудь, увидеть что-нибудь, ознакомиться,  удостовериться (иллюстрации, описания, показы, просмотры).

Только собственным примером и отношением к труду можно воспитывать детей. Беседы на темы:  «Труд человека кормит, а лень портит», «Учусь всё делать сам», «Помогаю своим трудом дома и в школе», «Организованность в труде».         

Права народная мудрость, говорящая о том, что:

1. Дурные примеры заразительны.

2. Пример лучше правила.

3. Добрый пример лучше ста слов.

4. Пример героев зовёт на подвиг.

5. Ничто не убеждает людей лучше примера.

6. Дан пример, по нему и работай.

7. Хороший пример подражания достоин.

8. Дурные примеры дают дурные плоды.

Ни лекции, ни беседы не принесут ощутимой пользы учащимся, если они не будут участвовать одновременно в интересной и общественно значимой деятельности.

«Младший школьник в своём стремлении стать взрослым, берёт в качестве образца для подражания пример старших уважаемых им людей. Склонность к подражанию объясняется многими причинами: у ребёнка ещё весьма беден жизненный опыт, нет устойчивых привычек поведения. Его активность носит подражательный характер. Усваивая опыт старших, ребёнок копирует образ поведения уважаемого человека…»

К.Д.Ушинский  писал, что в воспитании нельзя ограничиваться тем, что ребёнок подражает и копирует. Надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно как особая, неповторимая индивидуальность. Это возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность. В качестве  примера для младших школьников могут выступать старшие братья и сёстры в семье, отец и мать, дедушка и бабушка, любимый учитель… Большой притягательной силой обладают образцы героев, людей труда… Важное условие повышения воспитательной силы личного примера взрослых – единство слова и дела… (встречи - беседы с родителями, участие родителей в школьных мероприятиях) [4].

Необходимо учащимся знать, что когда придёте в трудовой коллектив, первое впечатление о его характере у коллег сложиться по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение, соблюдая следующие правила:

1. Важно научиться слушать другого человека, не перебивая его во время разговора.

2. Важно понимать другого человека.

3. Нужно научиться искренне ценить людей.

4. Нужно быть внимательным к людям.

5. Общение – это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения.

Анализ вышесказанного показывает, что содержание воспитания нравственной культуры должно включать в себя вовлечение младших школьников в работу по профориентации и в трудовую деятельность [4].

Выводы. Нравственное воспитание детей - одна из самых важных задач нашего общества. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения и воспитания. Итак, работа по профориентации и трудовому воспитанию необходима для развития личности младшего школьника, формирования нравственных качеств личности. Это необходимо, чтобы школьники правильно определили своё место в жизни, уважали людей, ценили всё то, что сделано руками людей и сами были созидателями, находили удовлетворение от собственной деятельности.

Для развития ребёнка необходим постоянный труд. Человека и страну спасёт только дело. «Душа обязана трудиться и день и ночь …» [2].

 

Список литературы:
1. Азбука нравственного взросления: методический материал / В.И. Петрова [и др.]. - СПб.: Питер, 2018. - 304 с. 
2. Андреева, Л. В. Сурдопедагогика : учебник для вузов / Л. В. Андреева ; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Академия, 2019. – 576 с.
3. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях Часть 2. - М.: Просвещение, 2019. - 144 c.
4. Казачёнок, Н.В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации. 5-9 класс. ФГОС / Н.В. Казачёнок. - М.: Просвещение, 2018. - 150 c.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Просвещение, 1999. – 410с.
6. Ратанова, Т. А. Психодиагностические методы изучения личности : учеб. пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. – М. : Флинта, 2017. – 130 c.