Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(272)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Гусева Е.Г. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 5(272). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/272/144815 (дата обращения: 28.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Гусева Екатерина Григорьевна
магистрант, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье раскрываются понятия “интерес”, “познавательный интерес”, «познавательный интерес в дошкольном возрасте». Выделены подходы к определению структуры интересов, уровни становления и развития познавательных интересов в дошкольном возрасте. Определена связь между направленностью и устойчивостью познавательных интересов и личностью ребенка-дошкольника.

 

Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, дошкольный возраст, мотивация, интеллектуальная активность, поисковая деятельность.

 

Проблема формирования интереса к познавательной деятельности и самому процессу обучения не теряет своей актуальности. Для понимания интереса как научного феномена следует рассмотреть его в контексте нескольких подходов, позиций и направлений исследований.

1. Связь интереса с интеллектуальной и когнитивной составляющей (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Всякий интерес связан с познанием окружающей действительности, с противоречием между незнанием и желанием узнать, а в основе любого процесса познания лежит интеллектуальная деятельность [7].

2. Связь интереса с эмоциональной составляющей. Живой, непосредственный, активный интерес стимулирует, как правило, то, что больше к себе привлекает внимание и вызывает положительные эмоции. Для детей дошкольного возраста характерна в первую очередь повышенная эмоциональность, чувствительность, а уже затем осознанность. Эта особенность в дальнейшем будет являться основой развития познавательного интереса.

3. Связь интереса с волевыми процессами. Устойчивость, осознанность, целенаправленность интереса напрямую связана с умениями саморегуляции человека. Развитая произвольность психических процессов позволяет сохранять и поддерживать интерес, а также будет иметь для самого ребенка необходимость, важность, ценность в будущей перспективе [1].

В психологии исследуется структура интереса, его взаимосвязь с потребностями личности, влияние интереса на развитие и поведение, социальную и познавательную активность личности. Интересы можно дифференцировать по виду (широкий, планируемый, результативный, процессуально-содержательный, учебно-познавательный, преобразующий), по предметной направленности (художественные, технические, познавательные) и др. [5].

В контексте рассматриваемой темы остановимся более подробно на познавательном интересе, который составляет основу интеллектуально-духовных ценностей и способностей личности. В психолого-педагогических исследованиях М.Ф. Беляева, Л.Г. Гордон, Л.Ф. Захаревич, В.И. Логиновой, Н.Г. Морозовой, С.Л. Рубинштейна и др., определены закономерности развития этого сложного психологического феномена и сделан вывод о том, что познавательный интерес находится в прямой зависимости от деятельности, которая приносит эмоциональное удовлетворение и стимулирует активность личности. Одним из результатов познавательного интереса является образование человека в течение жизни и активное взаимодействие с миром [1, 9].

Можно выделить следующие условия стимулирования познавательных интересов у детей:

1. Содержание учебного материала должно включать в себя некое новшество, которое будет побуждать, вызывать положительную реакцию ребенка.

2.Постановка проблемы в обучении, а также организация творческих работ детей, в процессе которой прививаются также нормы морали, нравственность.

3. Взаимодействие между воспитателем и детьми, создание благоприятной эмоциональной атмосферы также является мотивацией познавательных интересов.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что понятие «познавательный интерес» отличается от определения “интереса” узостью в понимании и имеет цель – осознанное стремление к постижению знаний.

Также вопрос обследования и изучения у детей дошкольного возраста познавательного интереса, в отличии от познавательной сферы в целом, в педагогике освещен недостаточно полно. Поэтому возникают сложности с подбором диагностических средств для понимания динамики развития познавательного интереса [2].

В исследованиях H.A. Бойченко, Л.А. Блащук, Е.С. Бабуновой, A.B. Запорожца, Л.Ф. Захаревич, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, Н.Г. Морозовой Н.К. Постниковой, П.Г. Сирбиладзе и др. установлено, что познавательные интересы у дошкольников имеют следующую структуру:

1. Отношение к деятельности. Дети должны испытывать положительные эмоции к деятельности, должна возникнуть мотивация, потребность к ней, желание изучать окружающий мир. При этом происходит активизация внимания, памяти и воображения, расширяется кругозор [10]. Для формирования понимания значимости поисковой деятельности и активизации познавательной деятельности дошкольника используются методы эмоционального стимулирования (использование занимательного материала, демонстрационных средств таких как, например яркие иллюстрации, презентации, виртуальные экскурсии и т.д.).

2. Интеллектуальная активность. Дети стремятся познать ранее неизвестное для них (предметы, явления, свойства, признаки и пр.). Основу интеллектуальной стороны интереса составляют мыслительные процессы, наличие у ребенка стремления проанализировать, понять, осмыслить сущность процессов и явлений действительности [3].

3. Волевые усилия. Дети должны проявлять упорство, настойчивость и самостоятельность для достижения поставленной цели, преодолевать  трудности, встречающиеся на пути познания.

В психолого-педагогических исследованиях А.З. Зака, Н.И. Кашубо, O.A. Князевой, А.Ю. Кузиной и др. определены условия, соблюдение которых способствует формированию познавательных интересов у детей. Взаимосвязь социального окружения ребенка, область деятельности, обучения, воспитания в целом, все это является важным правилом для развития познавательных интересов. Авторы также считают, что поведение человека определяется индивидуальным его внутренним сознанием [8].

Основу познавательного интереса к любой деятельности, по мнению Р.Л. Березиной, Л.Н. Вахрушевой, Н.А. Добролюбова, Л.Ф. Захаревич, С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, В.И. Логиновой, Л.М. Маневцовой, Д.И. Писарева, П.Г. Сокольниковой, Л.Н. Толстого, Е.Ф. Рыбалко и др., составляет обогащение знаний разнообразной информацией, их связь с жизнью, деятельностью, личным опытом ребенка. Их исследования показывают нам, насколько взаимосвязано социальное окружение ребенка, работа педагогов и семейное воспитание.

В своих трудах Л.С. Выготский отмечал, что основой познавательного интереса является потребность ребенка в познании и из-за неравномерного психического развития дошкольника, познавательный интерес также будет изменяться [4]. В исследованиях С.М. Бондаренко, П.Я. Гальперина, Д.П. Годовиковой, Н.Ф. Добрынина, Н.Ц. Купарадзе, Н.Д. Левитова, К. Платонова, K.M. Рамоновой, В.С. Ротенберг и др. определены следующие уровни развития познавательного интереса:

1. Первый уровень фактов и репродуктивной деятельности свойственен детям младшего дошкольного возраста, когда интерес еще только формируется. Восприятие кратковременное, эпизодическое, поверхностное и для его развития требуются яркие внешние признаки в предметах и явлениях.

Одним из основных инструментов, позволяющих развивать познавательный интерес в этом возрасте, являются игровые занятия. Игра –  это своего рода имитация действительности, в ходе которой происходит захватывающее путешествие в прошлое или будущее. Благодаря игровым занятиям ребенок получает не только удовольствие, но и знакомится со множеством новых интересных вещей. В игровой форме ребенок воспринимает новые факты и информацию в более непринужденной форме. Для успешного развития познавательного интереса имеет значение природная детская любознательность, поэтому возникает необходимость в удовлетворении потребности во внешних впечатлениях, в новой информации. Важно, чтобы образовательные пособия были адаптированы к уровню развития ребенка [6].

2. Следующий уровень присущ для детей возраста четырех-пяти лет, когда уже сформированы умения выделять существенные связи, оперировать уже имеющимися знаниями, проявляется способность к самостоятельным умозаключениям. Это уровень выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности, который требует поиска, догадки. Здесь важно, чтобы педагог направлял внимание детей к большому количеству внешних признаков предметов, действий с ними, обучал находить сходства и различия, классифицировать, делать собственные выводы. Также в этом возрасте происходит активное развитие речи, дети начинают правильно воспринимать словесную информацию, запоминать и оперировать ею.

3. Третий уровень развития познавательных интересов – уровень выявления существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей. На первый план выходит исследовательская творческая деятельность, где дети уже начинают понимать взаимозависимость предметов, сведений. Таким образом, к концу шести лет у ребенка должна сформироваться целостная картина мира, появиться избирательность в интересах, заинтересованность в какой-либо определенной деятельности. Для этого возраста характерно не только умение провести анализ и сравнение, но и сделать определенные умозаключения, выяснить закономерности, упорядочить предметы и явления, установив между ними логические и структурные взаимосвязи.

В развитии познавательных интересов дошкольников важны все компоненты дидактики — цели, содержание, методы, средства, формы организации. Работая с дошкольниками, необходимо понимать важную роль правильно организованной деятельности. Следует создавать положительное отношение к деятельности, которое можно достигнуть с помощью выражения воспитателем позитивного отношения, как к ребенку, так и к самой деятельности. Для того, чтобы сформировать у детей привычку сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к самостоятельному поиску знаний, рекомендуется применять разнообразный занимательный материал познавательного характера, различные сюжетно-ролевые игры, викторины, ребусы, задачи и проблемные ситуации.

В последнее время появились исследования зависимости развития познавательного интереса и применения актуальных современных технологий, обусловленных условиями развития современного информационного общества, за счет преимуществ использования инфографики, анимации, аудио, видео и пр.

Для достижения положительного результата необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, применять и чередовать методы познавательной и развивающей деятельности. Форма организации работы может быть как индивидуальная, так и фронтальная, групповая.

В процессе формирования знаний ребенок начинает понимать цель деятельности, появляется желание не просто достигнуть ее, а сам процесс поиска решений становится интересен. И чем более познавательная деятельность связана с личностью самого ребенка, его окружением, с его потребностями и возможностями, тем глубже и ярче удовлетворение от ее осуществления и устойчивее становится познавательный интерес. Дальше происходит расширение сферы познания, проявляющееся в стремлении узнать ответы на возникающие вопросы в процессе деятельности. Такая тенденция к познанию окружающего мира становится уже характерной особенностью личности. Только такая система отношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности, складывается в процессе организованной поисковой деятельности, без которой подлинный интерес не возникает [11].

Подводя итог, можно заключить, что в течение дошкольного детства происходит непосредственное включение ребенка в естественный процесс познания, обусловленный его насущными потребностями и интересами. Обогащаются представления о мире (о времени и пространстве, о числах и величинах, о языке и речи, о предметах, явлениях, процессах окружающей действительности и их свойствах, об основных действиях и важнейших социальных отношениях). Все составляющие звенья познавательной сферы вплотную связаны между собой, и чем меньше ребенок, тем усерднее необходимо прикладывать взрослым усилия для формирования активного поискового отношения к окружающему, которое и будет выступать лейтмотивом познавательного интереса, и от которого будет зависеть направленность личности в ближайшей и отдаленной перспективе.

 

Список литературы:
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. – 384 с.
2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – CПб.: Peчь, 2005. – 128 с.
3. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М.: Педагогика, 1972. – 352 с.
4. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. – М. Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. – 520 с.
5. Зимняя И. А.   Педагогическая психология. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
6. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: автореф. дисс канд. пед. наук. 13.00.07. Теория и методика дошкольного образования – СПб., 2009. – 21 с.
7. Крылова Н.М. Детский сад – дом радости/ Программа целостного, комплексного, интегрированного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. – М: Творческий Центр Сфера, 2014. – 264 с.
8. Меньшикова Е. А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник ТГПУ. – 2018. – №3. – С. 16-20.
9. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 356 с.
10. Соколовская И.Н., Кивилёва А.А. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике // Царскосельские чтения. – 2015. – № XIX. – С. 89-92.
11. Шонин М.Ю.  О познавательном интересе в процессе обучения//Горизонты гуманитарного знания. – 2017. – №1. – С. 27-31.