Статья:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Сервэ С.О. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 15(194). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/194/109662 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Сервэ Светлана Олеговна
магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

Прежде всего, для адаптации детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в социуме педагогам, специалистам следует способствовать совершенствованию их речевой коммуникации. Уровень речевого развития ребенка в большой степени определяет качество получаемого им образования, освоение им социального опыта.

Определим условия, при соблюдении которых имеет возможность развиваться коммуникативная способность детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: социальная ситуация развития; совместная деятельность; обучение. Реализация упомянутых условий происходит, прежде всего, посредством игровой деятельности (ведущей деятельности детей старшего дошкольного возраста).

В центрах детского развития так же, как и в дошкольных образовательных организациях, в целях формирования у детей с тяжелыми нарушениями речи коммуникативной способности практикуется применение различных коммуникативных игр, в которых моделируются различные ситуации межличностного общения. Также целесообразно проведение театрализованных игр, игр-драматизаций, подвижных игр. Непременным условием в этих, предлагаемых детям с ТНР играх, является использование в них ситуаций, требующих диалогического вербального взаимодействия, что особенно важно для детей, имеющих речевые нарушения; диалоги в играх одновременно способствуют как развитию речи у детей с ТНР, так и развитию коммуникативных умений и навыков.

В центрах детского развития проводятся логопедические занятия, на которых практикуется применение различных коммуникативных упражнений: индивидуальных упражнений, которые направлены на формирование умения как вербально, так и невербально выражать состояния и отношения; упражнения в парах, направленные на то, чтобы дети с ТНР овладевали искусством эмпатии, понимания и принятия партнеров по общению; упражнения в группах, в которых отрабатываются умения взаимодействовать в совместной деятельности. Важнейшее направление логопедической работы с детьми, имеющими ТНР – коррекция коммуникативных умений и навыков, их развитие.

Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуются, прежде всего, низкой самооценкой, которая является препятствием для личностного развития ребенка. В связи этим представляется очень важным проведение с детьми, имеющими ТНР, психокоррекционной работы, а также консультационной работы психолога с воспитателями, логопедами и родителями.

Важно учитывать, что в целом у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается высокий уровень тревожности, они нередко бывают замкнутыми и нерешительными. Родители детей с ТНР часто обнаруживают высокий уровень притязаний на развитие ребенка, что ведет к дополнительному обострению внутриличностных проблем ребенка с ТНР. Психологу важно проводить с родителями разъяснительную работу, повышать их психолого-педагогическую культуру в отношении собственных детей, рассказывать родителям об особенностях развития личности ребенка с ТНР, внушать родителям мысль о необходимости принятия своего ребенка таким, как он есть. То есть, работа с детьми и родителями должна вестись параллельно.

Целесообразно проведение с детьми, имеющими ТНР, работы в хорошо зарекомендовавших себя на практике небольших группах общения, по 5-7 человек. Эту работу следует вести в следующих направлениях

Работа в этих группах ведется в следующих направлениях:

1) повышать самооценку ребенка;

2) обучать ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

3) развивать у ребенка технику вербальной и невербальной коммуникации;

4) способствовать выработке у ребенка навыков владения собой, путем проигрывания различных ролей и ситуаций («искусство быть собой», «искусство быть другим»);

5) организовывать ситуации общения в условиях групп кооперации;

В целях снятия мышечного напряжения детям с ТНР можно порекомендовать такие упражнения, как:

1) «Драка». Учить расслаблению мышц нижней части лица и кистей рук, обучать навыку произвольного снятия чувства тревоги, страха;

2) «Котенок». Обучать снятию эмоционального и мышечного напряжения, устанавливать эмоционально положительный настрой в группе.

3) «Покатай куклу»: способствовать повышению уверенности в себе.

4) «Это я, узнай меня!»: развивать у ребенка эмпатию.

5) «Доверяющее падение»: учить ребенка снятию мышечных зажимов.

С целью снятия у детей с ТНР психоэмоционального напряжения хорошо подходят занятия с применением элементов музыкотерапии. Положительное эмоциональное возбуждение при прослушивании приятных мелодий обостряет внимание, тонизирует центральную нервную систему, облегчает установление  контакта со сверстниками и взрослыми. Можно порекомендовать прослушивание с детьми музыки Баха, Моцарта, Франсиса Гойи, оркестра Поля Мориа, фонограммы звуков природы (морской прибой, пение птиц). Таким образом посредством музыкотерапии у детей с ТНР создается положительный эмоциональный фон, уменьшается тревожность, развиваются сенсорные процессы (ощущение, восприятие), растормаживается речевая функция.

Отмечается положительное влияние музыкотерапии именно при работе с детьми, имеющими речевую патологию: у них таким образом тренируется наблюдательность, развиваются чувства ритма и темпа, мыслительные способности и фантазия, вербальные и невербальные коммуникативные навыки.

Приобрести уверенность в себе, повысить свою самооценку, отработать навыки поведения в той или иной ситуации может помочь проведение следующих упражнений.

Мимические упражнения. Во время проведения мимических упражнений ребенок получает возможность в игровой форме испытать и проявить различные эмоции; таким образом осуществляется психопрофилактическая работа, заключающаяся в том, что удетей благодаря имитационной, пантомимической работе лицевых мышц происходит активная разрядка эмоционального напряжения.

Приведем пример упражнения, помогающего развитию речи ребенка.

«Составь загадку». Упражнение способствует обогащению словарного запаса ребенка, активизирует процесс развития у него логического мышления. Психолог предлагает детям самим придумать загадки, а остальные дети группы должны попытаться разгадать их.

В работе с родителями основное внимание уделяется как раскрытию особенностей развития личности ребенка, так и обучению родителей различным техникам, применяя которые ежедневно, они могут в домашних условиях помочь детям регулировать свое психоэмоциональное состояние и совершенствовать речь.

Общие психолого-педагогические рекомендации в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и общее недоразвитие речи, сводятся к следующему.

1. Ребенка необходимо принимать таким, какой он есть

2. С ребенком следует общаться как можно чаще.

3. Важно следить за тем, чтобы ребенок не переутомился.

4. Проводить с ребенком релаксационную гимнастику.

5. Избегать сравнения ребенка с другими людьми.

6. Поощрять ребенка сразу же по совершению им хорошего поступка, либо когда он проявляет успехи. Не откладывать поощрение на будущее.

7. Способствовать повышению самооценки ребенка, но при этом ребенок всегда должен знать, за что его хвалят.

8. Как можно чаще обращаться к ребенку по имени.

9. Стараться как можно реже делать ребенку замечания.

10. Стараться сохранять спокойствие в любой ситуации.

Соблюдение этих рекомендаций позволит придать ребенку с ТНР уверенность в себе, что очень важно для нормализации общения ребенка со сверстниками. Таким образом, родители способствуют работе специалистов, психологов и логопедов, направленной конкретно на развитие коммуникативных навыков детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Список литературы:
1. Гаврилушкина О.П. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. 2003. № 2. С. 12-16.
2. Денисова О. А. Детская логопсихология. М.: Владос, 2015. 160с.
3. Дудко Я.О. Сюжетно-ролевая игра средство социально-коммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Специальное образование: материалы XIII международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 14 марта 2017 года. Екатеринбург. 2017. С. 32-36.
4. Куницына В. Н. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. 544с.