ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(229)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(229)
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. Статья посвящена использованию учебно-исследовательской деятельности на уроках русского языка с помощью исторического подхода.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, русский язык, внеурочная деятельность, факультативы, история языка, творчество, самостоятельность.
Исторический подход к изучению своего языка в школе может быть осуществлен за счёт внеурочной деятельности. Анализ существующих учебников с программами, методической литературы и дополнительных пособий для учащихся поможет обнаружить проблемы в преподавании русского языка в школе, решить которые поможет курс факультативных занятий по истории становления русского языка. Учебно-исследовательская деятельность при изучении истории русского языка поможет учащимся увидеть родной язык в новом свете, углубить ранее полученные знания, укрепить их и дополнить, а также воспитать интерес к изучению предмета. Внеурочные занятия по изучению языка дают хорошую базу для подготовки обучающихся к олимпиадам и научным конференциям по русскому языку, так как в большинстве своём методика повышения общекультурных знаний по истории языка опирается на задания школьных олимпиад муниципального уровня по русскому языку.
Сейчас исследовательская деятельность учащихся становится очень популярным видом работы и важным средством развития их творческого и самостоятельного подхода к жизни. Учебное исследование в педагогике рассматривается как работа, помогающая создавать совершенно новые ценности, которые необходимы для развития личности на основе самостоятельного получения учащимися субъективно значимых и новых для них знаний.
Исследовательская деятельность учеников сейчас – это такой вид организации учебно-воспитательной работы, который связан с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающий наличие основных этапов, характерных для учебного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.
Полученная информация с помощью учебного исследования может быть новой только для того, кто провел это исследование, и это не уменьшает значимости учебно-исследовательской работы. С. Л. Рубинштейн писал: «Когда говорят, что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает уже добытые знания, это значит лишь то, что он не открывает их для человечества, но лично для себя все же должен открыть. Человек доподлинно владеет лишь тем, что он сам добывает собственным трудом». [5]
А. С. Обухов, описывая учебно-исследовательскую деятельность, акцентирует свое внимание на главном: «Инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире». [3] Учебно-исследовательская деятельность учеников по его мнению – творческий процесс совместной работы двух субъектов – ученика и педагога, направленный на поиск неизвестного, в ходе которого происходит обретение культурных ценностей, что ведёт к формированию мировоззрения.
Стоит заметить, что смысл исследования в образовании – это то, что оно является учебным. Важно и то, что учебно-исследовательская деятельность имеет отличия от научно-исследовательской. В науке главным является создание новых знаний, а в образовании – получение учениками навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. [4]
Сейчас все больше внимания обращают на творческий труд учеников, так как в результате ученики становятся творческими, нестандартно мыслящими личностями. По этой причине главной задачей школы сейчас является воспитание и формирование индивидуума, у которого будет возможность действовать в новых, как правило, непредсказуемых ситуациях. Из всего этого можно сделать вывод, что для всего этого нужен творческий подход к обучению. Но несмотря на популярность исследовательской работы, такие понятия как «творчество» и «учебно-исследовательская деятельность» в современном школьном преподавании русского языка редко встречается. В школе творчество как вполне самостоятельный поиск или способ самовыражения учащегося отсутствует. Изучение в школе русского языка вовсе игнорирует творческий подход к поиску знаний учащихся, сводя все к одному узкому направлению.
Даже при написании сочинения у обучающихся нет возможности проявить креативность, ведь, как правило, учитель настроен на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, где написание сочинения жестко регламентировано. Сочинение должно состоять из определенного количества абзацев, в каждом абзаце должен быть определенный текст, как начинать и заканчивать сочинение тоже заранее определено. О каком творчестве и своих собственных размышлениях может идти речь, когда главное – получить хорошую оценку или высокий балл. Это больше похоже на переписывание одного и того же текста, а не на сочинение. Неудивительно, что школьники списывают из Интернета, ведь там ответ, который хочет получить учитель.
Образовательный процесс ограничен жёсткими рамками программы, которая построена независимо от индивидуальных особенностей и интересов учеников. Как правило, старшеклассники изучают русский язык как нечто безжизненное, в то время как научная истина несёт в себе тот смысл, что язык – это непосредственно живой организм, который требует особого подхода к его исследованию. Актуальным и высокоэффективным методом считается внеурочная деятельность, факультативы и различные экскурсы.
Чтобы у обучающихся сформировались нужные для исследования умения, важно учитывать, что исследовательская деятельность должна быть планомерной и систематической, а цель содержания работы чётко сформулированной и посильной для достижения задачи. Также обязательно нужно учитывать и обращать внимание на общее развитие школьника, его знания, умения и навыки.