ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(182)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(182)
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. Жизнь человека невозможно представить без общения его с окружающими. Благодаря общению, между субъектами устанавливаются межличностные отношения, влияющие на их жизнедеятельность. Главнейшая задача дошкольника – овладение коммуникативными компетенциям, способствующими установлению положительных межличностных отношений со взрослыми и сверстниками для успешной его социализации. У детей с общим недоразвитием речи расстройства коммуникативной сферы существенно затрудняют формирование межличностных взаимоотношений и становятся серьезным барьером для их полноценного эмоционально-личностного развития.
Ключевые слова: межличностные отношения, общение, общее недоразвитие речи, дети старшего дошкольного возраста.
Под термином «межличностные отношения» в психологии понимается система установок, ориентаций, стереотипов, ожиданий, и других факторов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Это есть субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [4].
Отношения как феномен психической деятельности человека зарождаются уже с момента рождения ребенка посредством общения с матерью, а затем с ближайшим окружением. В дошкольном возрасте у ребенка формируется опыт позитивных взаимоотношений как со сверстниками, так и со взрослыми.
Вопросами изучения особенностей межличностных отношений в группах дошкольников занимались: В.В. Абраменкова, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Л.Н. Халигузова, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина и др. В этих исследованиях отмечаются специфические особенности общения у детей первых семи лет жизни в сферах их контактов с взрослыми и сверстниками, а также их особая рᡃоль в станᡃовлении личности ребенка.
М. И. Лисина рассматривает общение «как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самоосознания. Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства, результат. В процессе общения складываются субъект-субъектные отношения, поскольку каждый его участник выступает субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая его отношение к себе» [3]. Таким образом, отношения между людьми форᡃмируются, реализуются и проявляются во взаимодействии.
Г. М. Андреева, К. Х. Абульханова-Славская, Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина поддерживают данную идею, добавляя при этом, что в то-же время отношения представляются результатом общения и его исходной предпосылкой, побудителем, который вызывает тот или иной вид взаимодействия.
А. Г. Рузская объясняет, что общение есть процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг к другу, основанный на разумном понимании передачи знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой ими деятельности. Выполняемые человеком различные виды деятельности образуют и различные способы общения [5].
Т. А. Репина отмечает, что отношение к другому человеку в реальной жизни выражается в направленных на него действиях, в том числе и в общении. Таким образом, отношение – это, внутренняя психологическая основа общения и взаимодействия людей [1].
Е. О. Смирнова рассматривает общение «как коммуникативный вид деятельности, выражающий практическую активность субъекта. Коммуникативная деятельность представляет собой сложную и многоканальную систему взаимодействия людей» [6].
Исследователи сходятся во мнении, что характер общения и взаимодействия дошкольников во многом определяет их дальнейшее развитие и влияет на становление личности ребенка, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.
Проблема формирования межличностного отношения особое значение приобретает у детей с речевым нарушением, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее смысловой и звуковой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
О. А. Слинько отмечает, что основной причиной неблагоприятных отношений у дошкольников с общим недоразвитием речи в группе сверстников являются несформированные средства общения. Личность детей с речевым нарушением формируется в условиях имеющегося дефекта, который усугубляет отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи. Такие дети, как правило, стараются меньше говорить, проявляют как речевой, так и поведенческий негативизм, что отрицательным образом сказывается на их общении с окружающими [2]. У детей с общим недоразвитием речи имеются следующие особенности речевого развития: бедность и не дифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, которые препятствуют осуществлению полноценного общения.
Л. Г. Соловьева подчеркивает, что следствием общего недоразвития рᡃечи у детей является снижение потребности в общении, отсутствие заинтересованности в контакте; неумение ориентироваться в ситуации общения, проявление негативизма [2].
И. Ф. Гаркуша и В. В. Кожевникова отмечают, что дети с общим недоразвитием речи малоактивны, безынициативны в общении. У них наблюдаются нарушения общения, которые проявляются в незрелости мотивационной сферы. У них имеются трудности, связанные с комплексом речевых и когнитивных нарушений. В общении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи преобладает ситуативно-деловая форма общения, что характерно для нормально развивающихся детей двух – четырехлетнего возраста [2]. Детям с общим недоразвитием речи характерны следующие особенности коммуникативно-речевой деятельности. Социометрический статус в группе детей с нарушением речи, как и в группе детей с нормальным речевым развитием, является благоприятным, дети взаимодействуют друг с другом, есть «предпочитаемые» и «принятые», их количество значительно превышает «непринятых» и «изолированных» детей. При этом дети часто не могут объяснить мотива выбора того или иного партнера по взаимодействию. Важным ориентиром для них становится оценка сверстников воспитателем, а не их собственная. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается невысокий уровень развития игровой деятельности: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Они не могут договориться между собой, объяснить свою точку зрения, не понимают мотивов поведения партнера и не умеют согласовывать ролевое взаимодействие. В играх часто возникают конфликты, ссоры. Совместная деятельность у детей с общим недоразвитием речи затруднена. В коллективной деятельности, в процессе выполнения общей работы, каждый из дошкольников старается все сделать сам, не согласовывает свои действия с действиями других детей, не взаимодействуя и не сотрудничая. Таким образом, для детей с общим недоразвитием речи характерны речевые и когнитивные нарушения, которые являются препятствие для формирования коммуникативных умений, полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Недостаточный уровень коммуникативности может привести к изоляции в коллективе, формированию застенчивости и закрытости или в противоположном случае к агрессивности. Впоследствии, несформированность коммуникативных умений, умений сотрудничать и взаимодействовать с окружающими может привести к формированию расстройств в эмоционально-волевой и личностной сфере, к нарушениям поведения и социальной дезадаптации развивающейся личности ребенка.
Общее недоразвитие речи – это системное нарушение, которое требует целенаправленного, длительного и систематического психолого-педагогического сопровождения.