Статья:

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(182)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Михайлова Е.Е. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 3(182). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/182/104882 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Михайлова Екатерина Евгеньевна
магистрант, Российский государственный социальный университет, РФ, г. Москва
Сорокоумова Светлана Николаевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Российский государственный социальный университет РФ, г. Москва

 

Аннотация. Жизнь человека невозможно представить без общения его с окружающими. Благодаря общению, между субъектами устанавливаются межличностные отношения, влияющие на их жизнедеятельность. Главнейшая задача дошкольника – овладение коммуникативными компетенциям, способствующими установлению положительных межличностных отношений со взрослыми и сверстниками для успешной его социализации. У детей с общим недоразвитием речи расстройства коммуникативной сферы существенно затрудняют формирование межличностных взаимоотношений и становятся серьезным барьером для их полноценного эмоционально-личностного развития.

 

Ключевые слова: межличностные отношения, общение, общее недоразвитие речи, дети старшего дошкольного возраста.

 

Под термином «межличностные отношения» в психологии понимается система установок, ориентаций, стереотипов, ожиданий, и других факторов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Это есть субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [4].

Отношения как феномен психической деятельности человека зарождаются уже с момента рождения ребенка посредством общения с матерью, а затем с ближайшим окружением. В дошкольном возрасте у ребенка формируется опыт позитивных взаимоотношений как со сверстниками, так и со взрослыми.

Вопросами изучения особенностей межличностных отношений в группах дошкольников занимались: В.В. Абраменкова, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Л.Н. Халигузова, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина и др. В этих исследованиях отмечаются специфические особенности общения у детей первых семи лет жизни в сферах их контактов с взрослыми и сверстниками, а также их особая рᡃоль в станᡃовлении личности ребенка.

М. И. Лисина рассматривает общение «как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самоосознания. Этот особый вид деятельности имеет мотивы, предмет, содержание, средства, результат. В процессе общения складываются субъект-субъектные отношения, поскольку каждый его участник выступает субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая его отношение к себе» [3]. Таким образом, отношения между людьми форᡃмируются, реализуются и проявляются во взаимодействии.

Г. М. Андреева, К. Х. Абульханова-Славская, Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина поддерживают данную идею, добавляя при этом, что в то-же время отношения представляются результатом общения и его исходной предпосылкой, побудителем, который вызывает тот или иной вид взаимодействия.

А. Г. Рузская объясняет, что общение есть процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг к другу, основанный на разумном понимании передачи знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой ими деятельности. Выполняемые человеком различные виды деятельности образуют и различные способы общения [5]. 

Т. А. Репина отмечает, что отношение к другому человеку в реальной жизни выражается в направленных на него действиях, в том числе и в общении. Таким образом, отношение – это, внутренняя психологическая основа общения и взаимодействия людей [1].

Е. О. Смирнова рассматривает общение «как коммуникативный вид деятельности, выражающий практическую активность субъекта. Коммуникативная деятельность представляет собой сложную и многоканальную систему взаимодействия людей» [6]. 

Исследователи сходятся во мнении, что характер общения и взаимодействия дошкольников во многом определяет их дальнейшее развитие и влияет на становление личности ребенка, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.

Проблема формирования межличностного отношения особое значение приобретает у детей с речевым нарушением, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее смысловой и звуковой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

О. А. Слинько отмечает, что основной причиной неблагоприятных отношений у дошкольников с общим недоразвитием речи в группе сверстников являются несформированные средства общения. Личность детей с речевым нарушением формируется в условиях имеющегося дефекта, который усугубляет отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи. Такие дети, как правило, стараются меньше говорить, проявляют как речевой, так и поведенческий негативизм, что отрицательным образом сказывается на их общении с окружающими [2]. У детей с общим недоразвитием речи имеются следующие особенности речевого развития: бедность и не дифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, которые препятствуют осуществлению полноценного общения.

Л. Г. Соловьева подчеркивает, что следствием общего недоразвития рᡃечи у детей является снижение потребности в общении, отсутствие заинтересованности в контакте; неумение ориентироваться в ситуации общения, проявление негативизма [2].

И. Ф. Гаркуша и В. В. Кожевникова отмечают, что дети с общим недоразвитием речи малоактивны, безынициативны в общении. У них наблюдаются нарушения общения, которые проявляются в незрелости мотивационной сферы. У них имеются трудности, связанные с комплексом речевых и когнитивных нарушений. В общении детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи преобладает ситуативно-деловая форма общения, что характерно для нормально развивающихся детей двух – четырехлетнего возраста [2]. Детям с общим недоразвитием речи характерны следующие особенности коммуникативно-речевой деятельности. Социометрический статус в группе детей с нарушением речи, как и в группе детей с нормальным речевым развитием, является благоприятным, дети взаимодействуют друг с другом, есть «предпочитаемые» и «принятые», их количество значительно превышает «непринятых» и «изолированных» детей. При этом дети часто не могут объяснить мотива выбора того или иного партнера по взаимодействию. Важным ориентиром для них становится оценка сверстников воспитателем, а не их собственная. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается невысокий уровень развития игровой деятельности: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Они не могут договориться между собой, объяснить свою точку зрения, не понимают мотивов поведения партнера и не умеют согласовывать ролевое взаимодействие. В играх часто возникают конфликты, ссоры. Совместная деятельность у детей с общим недоразвитием речи затруднена. В коллективной деятельности, в процессе выполнения общей работы, каждый из дошкольников старается все сделать сам, не согласовывает свои действия с действиями других детей, не взаимодействуя и не сотрудничая. Таким образом, для детей с общим недоразвитием речи характерны речевые и когнитивные нарушения, которые являются препятствие для формирования коммуникативных умений, полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Недостаточный уровень коммуникативности может привести к изоляции в коллективе, формированию застенчивости и закрытости или в противоположном случае к агрессивности. Впоследствии, несформированность коммуникативных умений, умений сотрудничать и взаимодействовать с окружающими может привести к формированию расстройств в эмоционально-волевой и личностной сфере, к нарушениям поведения и социальной дезадаптации развивающейся личности ребенка.

Общее недоразвитие речи – это системное нарушение, которое требует целенаправленного, длительного и систематического психолого-педагогического сопровождения.

 

Список литературы:
1. Репина Т. А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / [Т. А. Репина и др.].; Под ред. Т. А. Репиной; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М. : Педагогика, 1987. – 189с.
2. Косякова О.О. Логопсихология: учебное пособие / О.О. Косякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 254 с.
3. Лисина М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М. И. Лисина, Г. И. Капчеля. :Кишинев ; Штиинца, 1987. – 136 с.
4. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь / Петровский А. В., Ярошевский. – М.  Политиздат , 1990. – 494 с.
5. Развитие общения дошкольников со сверстниками. / Под ред. А. Г. Рузской. – М. : Просвещение, 1989. – 332 с.
6. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. / Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. - М.: Владос, 2003. -160 с.