СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(182)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(182)
СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Аннотация. Целью данной работы является исследование такого социального процесса, как адаптация в системе государственной и муниципальной службы. Предметом исследования является профессиональная адаптация впервые поступивших на государственную службу или иную работу лиц.
Abstract. The purpose of this work is to study such a social process as adaptation in the system of state and municipal service. The subject of the study is the professional adaptation of people who first entered the civil service or other work.
Ключевые слова: социальная адаптация, государственный служащий, процесс адаптации, социализация, профессиональная адаптация
Keyword: social adaptation, civil servant, adaptation process, socialization, professional adaptation.
В настоящее время вопрос адаптации является плохо изученным. От успешности прохождения процесса социально-профессиональной адаптации зависит эффективность всей организации. Процесс адаптации государственных и муниципальных служащих оказывает сильное влияние на протекание различных социально-экономических и политических процессов и различные изменения в них, поэтому необходимо правильно сформировать систему адаптации для благоприятного развития данных процессов и государственного аппарата управления.
Люди постоянно находятся в центре беспорядочно взаимодействующих друг на друга процессов: экономических, политических, социальных, экологических, культурных, инновационных и пр. Значение экономического и политического аспекта социальных процессов стало возрастать. И если одни процессы могут служить предметом их внимательного изучения, то другие - создают фон для решения людьми их повседневных проблем. Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами.
Процесс адаптации является неотъемлемой частью жизни человека в условиях изменения различных социальных и экономических ситуаций. Понятие «адаптация» происходит от латинского слова «adaptatio», что переводится как приспособление. Существуют различные процессы взаимных отношений человека с окружающим его миром, и поэтому жизненно необходимо отыскать подходящие механизмы и методы адаптации человеческого организма с индивидуальными и специфичными сторонами и потребностями, нуждами, условиями и нормами общественного обустройства.
Данные процессы и результаты этих процессов, а также формирование личности под их влиянием относятся к понятию социализация. Социализация – это процесс постепенной интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно действовать в обществе. Одной из основных форм социализации личности является социальная адаптация. Если социализация подразумевает постепенный процесс формирования личности в новых условиях, то понятие «социальная адаптация» означает, что человек в относительно небольшой промежуток времени внедряется и подстраивается под новые социальные условия. Однако исследователи используют это понятие с оттенками той науки, под углом которой они рассматривают данный процесс.
А.А. Реан выделяет три стратегии адаптационного процесса: один - связан с активным влиянием на внешнюю среду, ее освоение и приспособление к себе, другой - с изменением собственной личности, коррекцией собственных социальных установок, поведенческих стереотипов, третий - вероятностно-комбинированный, объединяющий два вышеназванных.
Стратегии адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей, мотивов, субъектной позиции, психофизиологических и индивидуально-личностных особенностей, что во многом определяет способность человека встраиваться или не встраиваться в социальную среду. Человек, не способный найти свое место в обществе и полноценно функционировать в нем, имеет большую вероятность стать клиентом социальной работы, поскольку конформное поведение, пассивное принятие ценностей, норм, установок социальной среды без самоизменения, самокоррекции, саморазвития, приводит к дезадаптации, т.е. к неуспешности внешней деятельности и состоянию психоэмоционального напряжения и дискомфорта.
Социальная адаптация становится исключительно значимой в критические периоды жизни человека. В современном мире интенсивное внимание к изучению данной проблемы определено необходимостями решения практических задач, направленных в том числе на ускорение процесса адаптации человека к новым условиям в разнообразных сферах деятельности: профессиональной, экономической, политико-правовой и других. Сложность состоит в том, что в процессе социальной адаптации взаимодействуют две структуры: личность и социальная среда (общество в целом, социум, трудовой коллектив и т.д.). При данном условии личность в результате получает новые навыки выживания в определенных условиях, а социальная среда преобразования и совершенствования под влиянием действий личности.
Социальная адаптация может иметь следующие формы:
- полное принятие и подчинение условиям среды;
- принятие ценностей новой социальной среды в форме, которая не одобряется обществом и не свойственна среде;
- принятие личностью ценностей только внешне, при наличии внутреннего отрицания и несогласия;
- принятие ценностей с их частичным преобразованием и влиянием тем самым на социальную среду.
Влияние на ход процесса социальной адаптации личности обеспечивается c целью оптимизации этого неоднозначного процесса, которая возможна лишь тогда, когда индивид изучает содержание, механизмы и структуру данного процесса, a также специфику протекания его в разных областях общественной жизни. Поэтому социальная адаптация является доминирующим видом адаптации. В свою очередь, цельная система социальной адаптации подразделяется на следующие виды:
Организационная (управленческая) адаптация основывается на самоадаптации, которая присутствует во множестве различных социальных и экономических процессах и позволяет человеку достичь своей цели в определенной сфере этих процессов. В большинстве своем управленческую адаптацию следует отнести к процессу трудовой социализации, в рамках которого человек действует большую часть своей жизни и приспосабливается к постоянно изменяющимся процессам экономики и политики;
Экономическая адаптация является трудным процессом принятия нововведённых социально-экономических правил и принципов, экономических взаимоотношений индивидов и других субъектов. В ходе данного вида адаптации человек приспосабливается к социальной действительности экономической ситуации в стране, которая включает в себя уровень безработицы, заработной платы, пособий и пенсий. Полноценная экономическая адаптация отсутствует у тех, кто не имеет работы, находится в положении бедности и экономической обреченности;
Психологическая (физиологическая) адаптация совпадет по своему значению с понятием «адаптационный синдром». Адаптационный синдром – это совокупность реакций организма человека в ответ на неблагополучные воздействия. Под влиянием постоянных изменений в социально-экономических, политических и прочих процессах человек вынужден постоянно находится в процессе психологической адаптации. Для оказания помощи человеку в данном процессе часто используют различные методики (разные виды терапии, интеракционно-коммуникативные методы и другое);
Педагогическая адаптация осуществляется через приспособление индивида к системе образования, которые формируют базовую систему ценностей;
Профессиональная адаптация подразумевает привыкание индивида к новой трудовой деятельности, социальному окружению и прочим особенностям осваиваемой профессии. Успех или его отсутствие адаптации нового специалиста предполагает наличие у индивида определенной подготовки и навыков, а также данная адаптация носит автономный характер. Этот вид адаптации и его методы будут более подробно рассмотрены в текущем исследовании.
Каждый вид социальной адаптации требует больших усилий индивида, определенных навыков и уровня развития.
Социальная адаптация рассматривается как система независимых и самостоятельных адаптивных элементов, поэтому существует невозможность четко определить уровневую классификацию адаптации. Однако существует одна из более популярных классификаций, которая наибольшим образом подходит к теме исследования. Целостная модель социальной реальности определена как взаимодействие следующих трех уровней:
Макросреда (общество) – это процесс адаптации человека и различных социальных слоев общества к условиям социального, экономического, политического, духовного развития общества;
Микросреда (социальная группа) – это процесс адаптации или дезадаптации индивида с идеями разных социальных групп;
Внутриличностная адаптация (индивид) – это процесс постижения индивидом баланса и гармонии внутри себя через познание.
Факторы адаптации - это условия, которые влияют на течение, сроки, темпы и итоги реализации процесса адаптации. На успех процесса адаптации государственных и муниципальных служащих влияют факторы, которые делятся на 2 большие группы:
Внешние (объективные) факторы связаны с производственной средой, в которую попадает специалист: уровень организации труда, правила трудового распорядка, автоматизация производственных процессов, размер и культура коллектива, санитарно-гигиенические условия труда, уровень заработной платы и т.д.
Внутренние (субъективные) факторы отражают социально-демографические характеристики специалиста (пол, возраст, образование, квалификация, опыт работы, социальное положение), социально-психологические (готовность работать, рациональность, быстрота реакции в производственной ситуации, способности само менеджмента и умения строить рабочий график, коммуникабельность), социологические (уровень профессионального интереса, материальной и моральной заинтересованности в продуктивности труда).
Можно сделать вывод, что общими показателями успешной адаптации государственного служащего считаются его удовлетворенность выбранной профессии, личностный потенциал работника и морально-психологический климат, который сложился после вхождения работника в данный коллектив.
Таким образом, процесс адаптации рассматривается как важнейший элемент общественного развития современного отечественного чиновничества и его подключения в общественные преобразования. Государственные и муниципальные служащие при устройстве на новую должность испытывают трудности в привыкании к новой социальной среде, которые детерминируются отсутствием продуктивности и плохой адаптацией профессиональной среды к новым условиям.