Статья:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(182)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Волотова А.М. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 3(182). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/182/105028 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Волотова Анна Михайловна
студент, Российская академия народного хозяйства государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Тамбов

 

STATE POLICY IN THE FIELD OF ORGANIZATION OF VOLUNTARY ACTIVITY AND MECHANISMS FOR ITS IMPLEMENTATION AT THE REGIONAL LEVEL

 

Anna Volotova

Student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tambov Branch, Russia, Tambov

Аннотация. Статья посвящена анализу государственной политики в сфере организации добровольческой деятельности и механизмам ее реализации на региональном уровне. Исследованы актуальное состояние и основные направления развития системы  государственной политики в области добровольческой деятельности Российской Федерации.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the state policy in the field of organization of voluntary activity and the mechanisms of its implementation at the regional level. The current state and main directions of development of the system of state policy in the field of voluntary activity of the Russian Federation are investigated.

 

Ключевые слова: добровольчество (волонтерство), добровольческое (волонтерское) движение , государственная политика.

Keywords: volunteering, volunteerism , public policy.

 

В последнее время в России наблюдается активный рост, такого направления  общественной деятельности, как волонтерство. За последние 7 лет добровольцев стало на 13% больше, посчитали в Минэкономразвития России. Успешно развиваются такие практики, как социальное волонтерство, корпоративное волонтерство, волонтерство в чрезвычайных ситуациях и др.

Президент РФ Владимир Путин заявил, что в России более 15 миллионов волонтеров. Это составляет около 10% от всего населения страны. Около 7,5 миллионов человек вовлечены центрами поддержки волонстерства на базе НКО, государственных и муниципальных учреждений в добровольческую деятельность. Но к сожалению, по сравнению со странами Европы, уровень развития волонтерского движения в России остается крайне низкий. [1]

Для того, чтобы разобраться в этой проблеме, следует обратиться к истории волонтерства. В историческом разрезе волонтерство в нашей стране существовало всегда.

Примером может послужить служба сестер милосердия, которые по собственной воле вступали в общину, проходили медицинскую подготовку и шли на фронт. В условиях нехватки врачебного персонала на фронте, помощь сестёр приносила большую пользу. Не стоит также забывать про отряды тимуровского и пионерского движения, которые также внесли большой вклад в развития волонтерского движения в России. [7]

За последние десятилетия понятие о волонтерской деятельности кардинально изменилось. В 1980 годы волонтеры ездившие на целину,  получали от государства компенсацию в виде зарплаты. «Добровольные» работы на субботниках несли скорее добровольно-принудительный характер. Никакого закона о добровольческом труде в советской России не было.

После распада СССР отлаженный механизм организации общественно-полезного труда перестал действовать.

Крупнейшие  молодежные организации потеряли свой статус и перестали выполнять свою главную функцию - воспитание общественного, идеологического сознания граждан. Конечно, на смену им были созданы новые организации, но на практике такой мощной воспитательной силой они уже не обладали.

Волонтерское движение стремительно начинает набирать обороты с возникновением некоммерческих, общественных и благотворительных организаций в 1990 годы. Происходит формирование понятия, содержания и форм волонтерского труда.

История волонтерского движения в России отличается от зарубежной в первую очередь подходом к организации процесса работы волонтеров. В СССР подавляющая часть волонтеров состояла из участия молодых людей, не обремененных многочисленными семейными проблемами и постоянной трудовой занятостью  в общественно-полезном труде.

За рубежом культурное и идеологическое воспитание будущих граждан происходило в духе «семейного волонтерства»,  что помогало не только с детства прививать осознанность к добровольческой деятельности, но и способствовало росту добровольцев за счет привлечения семейных пар и волонтеров серебряного возраста. [4]

Стоит также отметить, что разница между развитием волонтерства в России и за рубежом значительно связанна со «стажем». В России добровольческое движение основано в большей степени на деятельности НКО, а в Японии, США и многих других странах волонтерство не только поддерживается государством, но и не редко организуется им же.

На данный момент в России государство заинтересовано в качественном развитии и институционализации волонтерского движения.

Одним из основных факторов, влияющих на потенциал добровольческого труда, является государственная политика, включающая организационную и финансовую поддержку НКО, развитую базу деятельности общественных обьеденений, а также поощряющее налоговое законодательство. [2]

Для достижения целей государственной политики по развитию волонтерства был задействован программно целевой подход, выраженный в принятии и реализации ряда государственных  программ и проектов. Кроме того, развитию волонтерства способствовало принятие и реализация ряда документов статегического планирования.

Такие как «Концепция содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года». Концепция является документом, определяющим  основные направления развития, задачи,  а также механизмы содействия добровольчеству. [3]

Послание Президента 2016 года запустило нормотворческий процесс. Основной задачей которого было устранить барьеры препятствующие развитию добровольчества в России. Благодаря Федеральному закону от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (Редакция от 05.02.2018) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» юридически уравнены понятия «волонтер» и «доброволец». Был определен статус волонтерских организаций. Ликвидирована излишняя налоговая нагрузка на добровольцев.

Основным инструментом для стандартизации деятельности государственной политики в области добровольческой деятельности на региональном уровне выступил «Стандарт поддержки волонтерства (добровольчества) в регионах». Он был разработан на основе лучших практик государственной поддержки добровольчества в России и за рубежом.

Стандарт направлен на преодоление барьеров по 5 направлениям: финансовая поддержка, организационно-правовое обеспечение, стимулирование, информационно-методологическая поддержка и инфраструктура. [5]

Он позволит: обеспечить равный доступ всех возрастов к возможностям добровольчества, учитывающим их мотивацию; объединить ресурсы бизнеса, некоммерческих и образовательных организаций в реализации совместных добровольческих программ на базе государственных и муниципальных учреждений и добровольческих центров; привлечь дополнительные внебюджетные средства в социальную сферу.

На региональном уровне принимаются различные виды нормативно-правовых документов, как правило это либо  концепции развития добровольчества субъектов Российской Федерации либо законы субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в области добровольческой деятельности. Также часто встречаются  постановления администраций субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы организации добровольчества в регионах. Кроме того, вопросы добровольчества отражены в ряде случаев в законах субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области благотворительной деятельности и (или) молодежной политики.

Также стоит отметить ряд успешно регулирующих документов созданных на базе регионов:

  1. Закон Ростовской области от 27.06.2012 № 895-ЗС «О поддержке добровольческой деятельности в Ростовской области»
  2. Закон Тверской области от 06.07.2015 №57-ЗО «О государственной молодёжной политике в Тверской области»
  3. Постановление администрации Тамбовской области от 26.11.2010 № 1386 «О развитии добровольческой деятельности в Тамбовской области»
  4. Постановление Правительства Ярославской области «О добровольческой (волонтёрской) деятельности» от 09.06.2011 №424- п
  5. Приказ администрации Тамбовской области от 26.05.2015 № 1675 «Об организации волонтёрского (добровольческого) движения в системе образования Тамбовской области»
  6. Приказ председателя Комитета по делам молодёжи Тверской области № 187 от 28.10.2015 «О порядке выдачи личных книжек волонтёров в Тверской области»  и т.п.

Соответствующие нормативно-правовые документы регулирующие волонтерскую деятельность существуют не во всех регионах, но в подавляющем большинстве.

На региональном уровне проходят областные конкурсы поддержки добровольческих проектов, конкурсы «лучший доброволец» и «лучшее добровольческое объединение. Федеральное агентство по делам молодежи ФГБУ «Роспатриотцентр» проводит конкурс «Доброволец России». Ежегодно в России проводятся региональные, межрегиональные и всероссийские мероприятия на тему добровольчества. [6]

Но несмотря на все положительные результаты, достигнутые на сегодняшний день, в государственной политике волонтерской деятельности сохраняются некоторые проблемы.

В первую очередь это не достаточно проработанное информационное обеспечение волонтерской деятельности в целом. Государство активно пытается «давить» на общество различными материальными методами стимулирования, хотя куда более эффективно было бы развивать «политику безвозмездной помощи». Заложить в умах первоначальную идею добровольчества «помогать во благо, не полагаясь на вознаграждения», ведь волонтерство, в своих истоках несет безвозмездный, добровольный  труд на благо обществу.

Государство должно наладить действенную информационную политику, которая будет направлена на пропаганду добровольческих идей, которые смогут пробудить в людях желание совершать благие поступки.

Рамки действующего законодательства ограничивают инициативу граждан в участии в волонтерской деятельности. Для решения данной проблемы необходимо внедрить следующие меры стимулирования: расширить привилегии для волонтеров, например, предоставление преимущества при поступлении в высшие учебные заведения, а также при поступлении на гражданскую и государственную службу. Необходимо разработать полноценную программу поощрения волонтеров, которая будет основываться на наиболее востребованных методах поощрения, которые будут актуальны для граждан.

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать вывод, что  динамика российского добровольчества с одной стороны, определяется международными тенденциями в развитии волонтерства, а с другой национальной спецификой.

Для того чтобы повысить эффективность проводимой государственной политики следует обратиться к комплексному подходу, использовать международный опыт и адаптировать его к российской практике.

 

Список литературы:
1. Губина, Н.В., Долотказина, Э.Р. Волонтерство как форма социальной активности населения // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - № 20. - С. 344-348.
2. Журавлев Владимир Иванович Теоретические аспекты благотворительной политики государства на примере волонтерства // Философия права. 2015. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-blagotvoritelnoy-politiki-gosudarstva-na-primere-volonterstva (дата обращения: 20.01.2022).
3. Кузнецова Елена Ивановна, Сычева Анастасия Владимировна, Юрков Сергей Евгеньевич Государственная политика в сфере волонтерства: тенденции и перспективы // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-v-sfere-volonterstva-tendentsii-i-perspektivy (дата обращения: 20.01.2022).
4. Локтионова, Т. А. История возникновения и становления волонтерства в России / Т. А. Локтионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/43/5210/ (дата обращения: 20.01.2022).
5. Стрыгина С. В. Проблемы правового регулирования волонтерского движения в России // International scientific review. 2016. № 3(13). С. 148-152.
6. Тарасова Н. В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен // Педагогическое образование в России. 2012. №4. С. 46-51.
7. Ульянова Е. В. Особенности институционализации волонтерского движения в современном российском обществе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 178. С. 85-92.