ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(182)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(182)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена правовому регулированию вопросов местного значения в области здравоохранения. Нормативно-правовые акты, принятые в области здравоохранения, по своему составу неоднородны, это можно объяснить спецификой тех общественных отношений, которые они регулируют и, возможно, уровнем разработанности законодательства в сфере здравоохранения.
Ключевые слова: вопросы местного значения, государственная политика в сфере здравоохранения, практика правового регулирования.
Основным документом, определяющим отношения, которые возникают в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, а также права и обязанности медицинских работников, является Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ).
Согласно п. 13 ст. 2 Закона № 323-ФЗ медицинский работник – физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность. В своей деятельности медицинский работник руководствуется положениями указанного Федерального закона, а также рядом подзаконных нормативных актов и разработанными в соответствии с законодательством РФ в сфере здравоохранения медицинскими стандартами и клиническими рекомендациями.
Медицинское страхование, прежде всего, основывается на системе законодательства, в которую входят общие правовые акты, страховое законодательство, подзаконные акты и ведомственные нормативные документы, издаваемые органами исполнительной власти.
Общее законодательство представляют правовые акты, прежде всего к ним относятся Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) и др. Поскольку ими устанавливаются организационно – правовые формы и порядок создания предприятий, договорные правоотношения и т.д., Глава 48 ГК РФ «Страхование» специально посвящена вопросам организации страхового дела.
Специальное законодательство включает: законы, регламентирующие ОМС; указы Президента РФ. В эту группу входят Закон об ОМС, в целом усиливающий гарантии прав застрахованных граждан на оказание бесплатной медицинской помощи, основные положения данного закона соответствуют положениям Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Главные направления Закона об ОМС основываются на принципах данного закона.
В первую очередь это проявляется во всеобщности характера ОМС, в наличии государственных гарантий защиты застрахованных лиц от различных социальных рисков, а также финансовая автономность системы ОМС. Одним из основных законов является также Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об ООЗГ), который закрепляет основные права граждан в сфере как в целом здравоохранения так в частности в ОМС. К этой категории также можно отнести Федеральный закон от 25 июня 2013 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и др.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом законодательство об обязательном медицинском страховании основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Закона об ОМС, других федеральных законов, законов субъектов РФ. Правоотношения, складывающиеся в связи с осуществлением ОМС на территории России, регулируются и другими нормативными правовыми актами, например,нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» основными принципами российской модели системы ОМС выступают обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи, устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств, создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.
Особенностью действующего ныне закона является то, что он регулирует как обязательное, так и добровольное медицинское страхование. Федеральная (базовая) программа ОМС устанавливает минимальный уровень гарантий прав граждан в сфере здравоохранения, который может быть расширен в территориальной программе субъекта Федерации. Однако в реальности она в большинстве регионов не отличается от федеральной программы из-за ограниченности их собственных средств [2].
Закон об ОМС выделяет участников и субъектов медицинского страхования, определяя такие понятия, как обязательное медицинское страхование, страховой риск, страховой случай, страховое обеспечение, застрахованное лицо, базовая и территориальная программа. Определен и порядок работы страховых компаний на российском рынке. Кроме того, законом устанавливаются и объекты страхования. Всю систему ОМС возглавляет государство, именно оно в законодательной форме обязывает вносить средства для обеспечения общественных интересов, а также устанавливает форму социального страхования, между тем страховая защита тех или иных объектов в тесной взаимосвязи с интересами не только отдельных страхователей, но и всего общества [4].
Социальное страхование в нашей стране регламентировано Постановлением Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В данном нормативном акте, речь идет только о форме социального страхования при несчастных случаях, возникающих на производстве, страхование от профессиональных заболеваний. Основной мотивацией этой категории страхования можно назвать повышение уровня социальной защиты застрахованных, в чем должны быть заинтересованы в первую очередь субъекты страхования.
Они, по задумке законодателя, будут заинтересованы создавать все возможные условия для снижения профессиональных рисков и обеспечивать меры предупредительного характера для сокращения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Данный закон никак не ограничивает права застрахованных лиц на получение медицинской помощи в соответствии с законодательством РФ в области ОМС, он гарантирует дополнительное обеспечение в полном объеме не только оплату расходов на медицину, но социальное и профессиональное восстановление здоровья гражданина, при наступлении страхового случая.
Главной отличительной чертой указанного акта от Закона об ОМС является то, что страховым случаем признается и факт смерти застрахованного. Как гласит анализируемый закон «Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая…». Обязательное государственное страхование жизни и здоровья граждан в соответствии с нормативной базой.
Но на практике у судов, рассматривающих дела о возмещении вреда причиненного жизни и здоровью застрахованного, возникли вопросы и в целях обеспечения единства судебной практики и законности, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. № 2 г. Москва «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», дает разъяснения, в частности определяет правовое положение истца и круг лиц подлежащих обязательному социальному страхованию, подведомственность судов и т.д.
На современном этапе правового регулирования медицинского страхования в законодательстве нет федерального закона, регламентирующего систему добровольного медицинского страхования.
Предполагается, что целью страховой компании, контролирующей качество медицинской помощи, будут: реализация застрахованными прав на получение медицинской помощи должного качества и в рамках заключенного договора добровольного медицинского страхования. Когда как Закон об ОМС является урегулированным на государственном уровне, базовым и отношения, возникающие в области страхования между страховыми организациями и гражданами, а также предприятиями, учреждениями, отношения страховых организаций между собой, являются задачей государственного регулирования данной страховой деятельности.
Таким образом, закон создает целую систему правового регулирования отношений между участниками страховых отношений, между государством и страховщиком, между самими страховщиками и т.п.
Еще одним государственным органом, осуществляющим контроль деятельности медицинских учреждений, является территориальный орган Росздравнадзора, который наделен определенными полномочиями. Так, подразделение Росздравнадзора проводит профилактические проверки в соответствии с требованиями нового закона «Об основах охраны здоровья граждан».
Данное ведомство следит за процессом лечения врачами граждан в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, а также предотвращает любые проявления коррупционных деяний. В современных условиях нельзя не упомянуть о таком немаловажном аспекте деятельности медперсонала, как назначение лекарственных препаратов врачами. Именно Росздравназдор следит, чтобы врачи не скрывали от пациентов информацию о дешёвых лекарствах и медицинских изделиях.
В числе новых функций Росздравнадзора следует отметить проверку соблюдения прав граждан при получении медицинской помощи, а также контроль соблюдения требований по безопасной эксплуатации, утилизации и уничтожению медицинских изделий. При расширении полномочий у ведомства отсутствует возможность применять карательные меры в виде штрафов, так как все предписания ведомства должны быть направлены сразу в прокуратуру либо суд [2].
На муниципальном уровне формируются органы местного самоуправления и уполномоченные ими органы управления муниципальной системы здравоохранения; развивается сеть муниципальных организаций здравоохранения; координируется деятельность организаций здравоохранения; определяется порядок оказания медицинской помощи гражданам в соответствующих муниципальных образованиях; принимаются необходимые меры по укомплектованию медицинскими и фармацевтическими работниками муниципальных организаций здравоохранения [2]. В связи с тем, что координация вопросов здравоохранения относится к предметам совместного ведения федерального центра и регионов, одной из важнейших задач правового обеспечения регионального здравоохранения является детальное разграничение полномочий между РФ и ее субъектами в сфере охраны здоровья и медицинской деятельности. Прежде всего – в чьей компетенции находится разработка структуры и механизмов функционирования регионального здравоохранения, кто обязан финансировать его деятельность, кто несет ответственность за недостаточный уровень медицинского обеспечения населения на территории тех или иных субъектов РФ.
ЕГИСЗ – это информационная система национального уровня, создаваемая для целей информационной поддержки организаций, органов и граждан, взаимодействующих в рамках системы здравоохранения РФ, оказания и получения медицинской помощи. Нормативно идея создания ЕГИСЗ была закреплена в Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и Федеральном законе от 29.07.2017 № 242-ФЗ, предусматривающем внесение изменений в ряд законодательных актов по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья. А осенью 2017 года между Минздравом России и государственной корпорацией «Ростех» было подписано Соглашение о сотрудничестве в области развития цифрового здравоохранения в России для целей совместной работы, в том числе, и в отношении развития ЕГИСЗ и созданию на ее основе технологической платформы цифрового здравоохранения. Система здравоохранения в современных условиях должна быть нацелена на оптимальную направленность и управляемость, что определяет стабильность системы в целом и гарантирует реализацию долгосрочных программ в сфере здравоохранения. Нормативно-правовое регулирование сферы охраны здоровья граждан позволяет поэтапно совершенствовать формы и методы управления. Учитывая существование единого экономико-правового и социально-культурного пространства в сфере охраны здоровья населения, можно говорить о национальной системе здравоохранения Российской Федерации. Тщательная проработка и дальнейшее совершенствование категориального аппарата законодательства, действующего в рассматриваемой сфере, так и иных его правовых норм, является одним из условий обеспечения надежной защиты интересов пациентов.
Таким образом, мы видим, что законодательное обеспечение сферы здравоохранения направляется на достижение одной из основных целей государственной политики – это укрепление и сбережение здоровья населения РФ. Но стоит отметить также, что нормативно-правовые акты, принятые в области здравоохранения, по своему составу неоднородны, что в будущем приведет к необходимости объединения нормативных актов, посвященных вопросам охраны здоровья граждан, в единый законодательный комплекс, так как эту неоднородность можно объяснить спецификой тех общественных отношений, которые они регулируют и, возможно, уровнем разработанности законодательства в этой сфере.