Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в образовательной организации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(23)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(23)
Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в образовательной организации
Образовательная деятельность в Российской Федерации в последнее время очень динамично и успешно развивается и это неудивительно, ведь данная отрасль – важнейший элемент прогресса любой страны, поскольку служит интересам государства в развитии экономики, науки, медицины, производительности труда и т.д. Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Во многих странах мира система образования регулируется отдельными законодательными актами, которые направлены на развитие этой важной части социально-экономической жизни общества. Россия, приняв 29 декабря 2012 года Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ сделала большой шаг вперед. Именно этот документ стал главным регулятором отношений в сфере образования.
Как говорится в п.1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»: «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (№ 273-ФЗ).
Для создания «единого целенаправленного процесса воспитания и обучения» необходимо создать группу высококвалифицированных профессионалов. Таким образом требования к людям, собирающимся осуществлять образовательную деятельность должны быть конкретными и четкими.
Существует рад нормативно-правовых актов, которые регулируют трудовые отношения с сотрудниками образовательных организаций. Так, Глава 52 Трудового кодекса Российской Федерации посвящена «Особенностям регулирования труда педагогических работников».
В данной главе говорится о том, что наряду с обязательными документами, предъявляемыми при заключении трудового договора, указанными в ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации (паспорт или иной документ удостоверяющий личность, трудовая книжка, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и т.п.), для лиц поступающих на работу в образовательную организацию существует ряд специальных требований.
Одно из таких требований касается запроса у кандидатов на работу в образовательных организациях такого документа, как справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.
Как говорит ст. 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации «К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации» (№ 197-ФЗ).
Следую сути данной статьи можно прийти к выводу, что для замещения должности в образовательной организации необходимо предоставить документ подтверждающий наличие (отсутствие) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращение уголовного преследования. Данный документ в силу статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации является обязательным при поступлении на работу в образовательную организацию, при отсутствии данной справки при приеме на работу в образовательную организацию кандидату имеют право отказать.
В этой связи возникает вопрос: каких конкретных должностей, предусмотренных в образовательной организации и/или видов работ касается данное требование?
Трудовой кодекс Российской Федерации не предлагает перечня определенных профессий и/или должностей, а лишь указывает на определенную сферу деятельности, что ставит работодателя в затруднительное положение.
Данную норму можно понимать и трактовать по разному, поэтому в судебной практике возникают споры относительно этого вопроса.
Судьи приходят к неоднозначному мнению: одни считает, что раз в статье указано, что справка о наличие (отсутствие) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращение уголовного преследования является обязательным документом для приема на работу в образовательную организацию, значит ее должны иметь не только лица, вступающие в непосредственный контакт с несовершеннолетними, но и все сотрудники образовательной организации независимо от занимаемой должности, поскольку они формально осуществляют трудовую деятельность в сфера работы с несовершеннолетними.
Это означат, что любой сотрудник образовательной организации – охранник, завхоз, кадровик или главный бухгалтер должен предъявлять справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования за соответствующие преступления.
Другие же придерживаются иного мнения – данная справка необходима только тем лицам, которые непосредственно участвуют в образовательном процессе и имеют непосредственно прямой контакт с детьми – учителя, педагоги, воспитатели, завучи и т.д.
Поскольку законодатель четко не регламентирует данную норму, а только лишь обозначает весьма широкую сферу деятельности, то в судебной практике остается много вопросов относительно применения правил данных норм на практике и судья в каждом конкретном случае сам разрешает сложившуюся ситуацию.
На мой взгляд, необходимо на законодательном уровне прийти к какому-то однозначному решению в данном вопросе, разграничить требования для лиц принимаемых на работу в образовательную организацию относительно их сферы деятельности и должностных полномочий, внести ряд изменений в нормативно-правовые акты, которые будут четко регламентировать профессии и должности для замещения которых необходимо предъявление данной справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.