Статья:

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ И РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(183)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Курбанова М.М. УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ И РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 4(183). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/183/105132 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ И РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Курбанова Марьям Магомедбековна
студент, Дагестанский государственный университет, РФ, г. Махачкала

 

Аннотация. Эта статья посвящена рассмотрению роли дополнительного образования в реализации целей обучения иностранного языка.

 

Ключевые слова: дополнительное образование, обучение, иностранный язык, базовый уровень.

 

Понятие дополнительного образования (далее ДО) появилось в России относительно недавно, в 20 веке. Раньше оно называлось «внешкольным образованием», позднее – «внешкольным воспитанием». В своей статье Е.А. Тянутова подробно описывает становление дополнительного образования. Она выделяет следующие этапы:

1. Дореволюционный. В этот период (начало 20 века) возникает внешкольное образование. Оно представляет собой учреждения, которые специализируются на отдельных направлениях: дневные приюты, оздоровительные колонии и др. 

2. Советский. В эту  эпоху складывается и укрепляется понятие ДО. Образование становится государственным, формируется научно-методическая база внешкольной работы, появляются дома культуры, спортивные школы. В рамках «ликвидации грамотности» увеличивается количество школ, как основных, так и внеклассных. Ученик как личность выходит на передний план, его личные интересы ставятся в приоритет, а способности отслеживаются и развиваются. В период с 1961 по 1886 годы происходит расцвет в области образования. Советские школы считаются одними из лучших в мире, а система обучения – уникальной. Также в это время внеклассные учреждения получают право самостоятельно разрабатывать планы и программу работы.

3. Современный. С 1993 года вступает в силу закон «Об Образовании». ДО становится более вариабельным и основывается на сотрудничестве и сотворчестве учителя и ученика. В 2014 появляется «Концепция развития ДО», идея которой состоит в том, что ДО направлено не на то, чтобы достичь общеобразовательные цели, а на то, чтобы создать удобную платформу для эффективного развития личности, его самореализации  [1, c. 125]. В настоящее время ДО становится все более популярным. Причем интерес проявляют не только родители с детьми, но и педагоги. Вопросы ДО затрагиваются в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012, в нем дается следующее определения:

«ДО – сфера, способствующая всестороннему удовлетворению образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании». «ДО – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления  образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.» Как следует из самого названия, дополнительное образование «дополняет» основное, расширяет его возможности. ДО обладает такими особенностями, как мобильность, открытость, добровольность, гибкость. Основными целями и задачами ДО являются следующие:

1. Совершенствование личности учащегося.

2. Стимулирование учащихся к умственной и творческой деятельности.

3. Разностороннее развитие ребенка.

4. Создание условий для профессиональной ориентации.

5. Более широкое использование педагогических идей [2, c. 12].

Важно отметить, что ДО ни в коем случае не заменяет основное. На базе основного образования оно помогает сделать учебный процесс эффективнее, расширить и углубить знания о предмете, добиться более высоких результатов.

Английский язык – средство межкультурного общения. Дополнительные занятия по английскому языку содействуют формированию межкультурной коммуникативной компетенции, являющейся основной целью языкового образования. Дополнительные занятия способствуют приобщению ребенка к иной культуре, а также культурной самоидентификации и  толерантности. Благодаря внеклассным урокам материал более прочно усваивается, улучшаются навыки устной речи. В предмете «иностранный язык» большую роль играет  деятельностное начало. В отличие от других дисциплин, в предмете ИЯ теория неразрывно связана с практикой, практическая деятельность является как средством обучения, так и ее целью. К сожалению, в общеобразовательных школах на занятиях по ИЯ уклон делается на письменную речь, большой размер групп и небольшое количество отведенного времени (45 мин) не дают возможностей для отработки разговорной практики. Дополнительные занятия являются отличным способом решения этой задачи. Небольшой размер группы на дополнительных занятиях помогает установить более тесный контакт между учителем и учащимися, снять скованность, застенчивость ребенка. Благодаря тому, что ДО основывается на личностно-ориентированном подходе и делает ребенка «равным» учителю, его «другом», а не подчиненным, учащиеся раскрепощаются, в процессе общения совершенствуют навыки коммуникативной деятельности, развивают творческий потенциал. Реализация всех этих целей предполагает наличие определенных требований:

1. Условия выбора программы и учителя.

2. Создание ситуации успеха.

3. Право проб и ошибок.

4. Использование разнообразных методов обучения. Внеклассное занятие не должно быть похоже на обычный урок, в противном случае смысл его теряется.

Многообразие видов деятельности, наличие элементов творчества, использование нетрадиционных приемов обучения – все это делает дополнительные занятия интересными и повышает мотивацию ученика. В настоящее время дополнительное образование продолжает развиваться, обновляться. В связи с развитием инновационных технологий, гаджетов, интернет-ресурсов, появляются новые методы и приемы обучения.

 

Список литературы:
1. Тянутова Е.А. Дополнительное образование в России: история и современность // Научный журнал «Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. Тамбов, 2017. С. 123- 131. 
2. Ракитская Л.В. Учреждения дополнительного образования: цели, задачи и функции в контексте обучения иностранному языку // Евразийский научный журнал. Москва, 2016. С. 10-13.