Статья:

ИННОВАЦИИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(182)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Арсентьев Е.А. ИННОВАЦИИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 3(182). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/183/105233 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИННОВАЦИИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Арсентьев Евгений Александрович
студент, Российская государственная академия интеллектуальной собственности, РФ, г. Москва
Гущин Василий Васильевич
научный руководитель,

 

Аннотация. В статье дается общая характеристика инновационной предпринимательской деятельности, определяются предпринимательские риски в данной сфере. Особое внимание автор уделяет актуальным проблемам правового регулирования инновационной предпринимательской деятельности. В качестве выводов формулируются предложения по разрешению выявленных пробелов в действующем законодательстве.

 

Ключевые слова: инновации, предпринимательская деятельность, риск, цифровизация, правовое регулирование.

 

Нынешнее время можно охарактеризовать «веком цифровизации», поскольку все сферы общественных отношений совершенствуются с учетом внедрения автоматизированных процессов [3, c. 74]. Не является исключением и предпринимательская деятельность. При этом особую актуальность вызывает вопрос, связанный с использованием инноваций в деятельности хозяйствующих субъектов. Однако следует отметить, что законодатель не всегда успевает вносить соответствующие изменения в правовое регулирование с учетом меняющихся реалий. Как следствие, возникают правовые пробелы, которые препятствуют эффективному применению того или иного института. Характерно это и для инновационной предпринимательской деятельности. В связи с этим представляется актуальным дать общую характеристику обозначенного правового явления и выявить проблемы в такой сфере. Так, инновационная предпринимательская деятельность – это такая деятельность, которая направлена на извлечение и получение выгоды от результатов научно-технических исследований и разработок (выполнение работ и (или) оказание услуг) с целью расширения, обновления, создания и использования новых или улучшение существующих методов (технологий) ее производства, распространения и использования и улучшения качества выпускаемой продукции (товары и услуги), технологий их создания с последующим внедрением и эффективного использования, как на внутреннем, так и внешних международных рынках. К инновационной предпринимательской деятельности относится любая деятельность в рамках инновационного процесса, в том числе:

1) рекламные исследования рынков сбыта и поиск потенциальных контрагентов;

2) отбор данных о потенциальной конкурентоспособной среде и потребительских качеств товаров и услуг конкурирующих организаций;

3) проведения поиска новых технологий и нововведений;

4) проведения поиска контрагентов по созданию и дальнейшему финансированию инновационного решения.

Инновационная предпринимательская деятельность направлена на выполнение работ и (или) оказание услуг, а именно:

1) внедрение и функционирование производства особо новой или с новейшими потребительскими свойствами продукта (товаров, работ, услуг);

2) формирование и дальнейшее использование новейших и (или) улучшение уже существующих методов и приемов (технологических процессов) их воспроизводства, распространения и применения;

3) использование инфраструктурных, финансовых, экономических, производственных, кадровых, информационно-технологических и других инноваций (новшеств) при создании и дальнейшей реализации конечного продукта (товаров, работ и услуг), которые должны обеспечить экономию расходов и затрат.

Инновационная предпринимательская деятельность постоянно сопряжена с некими рисками на производстве, в рамках деятельности организации, которые предопределены присутствием ряда обстоятельств, не зависящих от предпринимателя в целом, влияние которых на последствия функционирования организации невозможно предварительно конкретно установить. О степени риска инновационной предпринимательской деятельности подтверждает то обстоятельство, что в общей массе из каждых десятка организаций некого успеха достигают только несколько. Значительный риск, во всяком случае, сопутствуется, как принято, и существенной его компенсацией: вероятная доля коммерческой выгоды от введения инновационных разработок в разы больше типичной, получаемой в рамках исполнения иных типов деятельности в области предпринимательства. Непосредственно это и дает возможность инновационной среде действовать и совершенствоваться. Как мы можем наблюдать, в российской науке отечественными учеными экономистами и правоведами были разработаны и изучены огромные массивы рисков в инновационной предпринимательской деятельности [1, c. 25; 2, c. 19]. Были составлены соответствующие классификации и виды предпринимательских рисков в зависимости от специфики деятельности той или иной организации [5, c. 484]. При таком многообразии видов предпринимательских рисков, законодателю следует фактически просто упорядочить теоретические положения ученых с целью принятия соответствующего нормативно-правового акта, который унифицирует указанные риски, даст легальное им определение, что несомненно повлияет на инновационный климат, даст предпринимателем более детальное понимание инновационных рисков для того, чтобы их благополучно избегать. Кроме того, следует отметить следующую проблему. На сегодняшний день инновационная предпринимательская деятельность в Российской Федерации пока не имеет надлежащего правового механизма регулирования. В данный момент существуют больше четырехсот нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых содержатся и используются термины «инновация», «инновационная деятельность» и «инновационная политика». Однако основная проблематика – это отсутствие регламентации и официального толкования законодательством Российской Федерации таких базовых определений и терминов в инновационной среде как «субъект инновационной деятельности», «объект инновационной деятельности», «государственная инновационная политика», «инновационная продукция», «инновационная система» – все это требует своего законодательного закрепления в правовом поле России. Кроме того, мы можем констатировать сложность с распределением компетенций, полномочий и предметов ведения между разными органами государственной власти в инновационной предпринимательской сфере. Наравне с этим имеется потребность обеспечения действенного взаимодействия между секторами научных учреждений, высших учебных заведений, производства, сельского хозяйства и прочих отраслей. Образовавшаяся обстановка свидетельствует о необходимости принятия нормативно-правовых актов, которые будут регулировать общественные отношения в области инновационной предпринимательской деятельности. В научных кругах предлагается следующим образом урегулировать данную сферы общественных отношений:

1. Непосредственная разработка и принятие федерального закона, регламентирующего инновационную предпринимательскую деятельность, что естественно не ликвидирует возможность внесения изменений в существующую законодательную базу. По своей сути, указанный метод широко принят как субъектами законодательной инициативы, так и в ученых кругах. Законотворческая практика России в сфере инновационной предпринимательской деятельности доказывает об обращении субъектов законодательной инициативы к опыту зарубежных коллег, особенно, Закон США «Стивенсона-Уайдлера» спровоцировал огромный интерес у отечественных ученых-правоведов как некий образец проекта нормативно-правового акта о новшествах (инновациях) для России.

2. Постепенное внесение изменений в нынешнее и действующее законодательство. По своей сути это огромное количество федеральных законов «О внесении изменений (дополнений) в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», в налоговое, таможенное, финансовое, гражданское, бюджетное законодательство и другое. Как можно заметить, на сегодняшний день законодатель выбрал именно этот путь развития нормативной базы, регулирующей инновационные правоотношения. Есть основания полагать, что дальнейший процесс по внесению изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» по своей сути усложнит последний большим массивом данных и только затормозит развитие нормативно-правового регулирования общественных отношений в области инноваций [4, c. 102].

3. Это принятие федерального закона по форме Инновационного кодекса Российской Федерации.

Данный вариант событий считается совершенно новым и нетипичным для отечественной правовой практики, так как не встречалось в российской правовой литературе похожих идей. На наш взгляд, достаточно принятия самостоятельно Федерального закона, который бы урегулировал рассматриваемую сферу общественных отношений. Таким образом, на сегодняшний день инновационная предпринимательская деятельность имеет особую актуальность. Однако более эффективной реализации такой сферы препятствует отсутствие необходимой нормативно-правовой базы. Многие вопросы остаются за рамками правового регулирования. Как следствие, субъекты инновационной предпринимательской деятельности на практике сталкиваются с определенными проблемами при реализации своих прав. На наш взгляд, разрешить сложившуюся ситуацию можно посредством принятия самостоятельного Федерального закона, который урегулирует данную сферу деятельности хозяйствующих субъектов.

 

Список литературы:
1. Геращенко, И. Н. Сравнительный анализ степени развития инновационной предпринимательской деятельности за рубежом и в Российской Федерации / И. Н. Геращенко, С. А. Аджамоглян // Культура и время перемен. – 2020. – № 2(29). – С. 25-31. 
2. Осипов, С. Ю. Инновационные аспекты предпринимательской деятельности в современных условиях / С. Ю. Осипов // Вектор экономики. – 2020. – № 9(51). – С. 19-28.
3. Самсонова, А. М. Гаджет как правовая ценность XXI века / А. М. Самсонова // БАКАЛАВРУ.NET: альманах научно-исследовательского клуба по актуальным проблемам права «Бакалавру.net». – Тверь: Тверской государственный университет, 2021. – С. 74-79.
4. Сколько кодексов нужно России? / под ред. Т. А. Щелокаевой. – М.: Известия вузов. Правоведение, 2019. – 202 с.
5. Стамболцян С.М. Предпринимательские риски: виды, система управления // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 28. С. 484-489.