САМОКОНТРОЛЬ - КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(183)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(183)
САМОКОНТРОЛЬ - КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Актуальность темы освещаемого вопроса раскрывается в необходимость развития самодисциплины и собственного контроля со стороны учащегося. Самоконтроль начинают развивать еще в дошкольном возрасте.
Поэтому у младшего школьника (7-10 лет) уже имеются представления о самоконтроле [3]. В данном возрасте ребенок может контролировать свои желания и потребности.
Но все же в виду не малого социального опыта это сделать ребенку трудно. В младшем школьном возрасте ребенок продолжает тяготеть к игре и через игровую деятельность развивать как социальные, так и учебные навыки.
Самоконтроль поведения личности ребенка проявляется в социальных навыках, которые напрямую влияют на его учебную деятельность.
В. Н. Болотаева [2] в своём исследовании говорит о том, что самоконтроль в учебной деятельности побуждает к аккуратному выполнению учебных заданий, устраняет ошибки, помогает лучше осознать содержание, приучает учащихся выражать свое собственное мнение, производить сравнение изучаемых объектов, формировать внимание, давать оценку, словом, проявлять самостоятельность мысли. Самоконтроль у младших школьников обеспечивает получение учащимися информации о полноте и качестве изучения программного материала, прочности сформированных умений и навыков в возникших трудностях [4].
Структура учебной деятельности в современном образовании определяется по теории Д.Б. Эльконина. Который выделил в ней взаимосвязанные компоненты:
1) Учебная задача — это то, что ученик должен был освоить;
2) Учебное действие — это изменения учебного материала, необходимые для его усвоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает;
3) Действие контроля — это указание на то правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу;
4) Действие оценки - определение того достиг ли ученик результата или нет [5].
Поэтому в современных условиях главным условием нормального протекания учебных действий является наличие контроля за их выполнением. Функция контроля заключается в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий, своевременном обнаружении различных, больших и малых погрешностей в их выполнении, а также внесении необходимых корректив в них. Данная функция как правило осуществляется взрослым (учителя, родители, наставники, тьюторы) относительно учебной деятельности младшего школьника [1].
Младший школьник выступает субъектом учебной деятельности, поэтому ему важно овладеть навыками самоконтроля и самооценки, так как в структуре учебной деятельности данные явления всегда взаимосвязаны [6]. Учебная деятельность нами понимается как деятельность, которая влияет на мышление, поведение и самоконтроль младшего школьника. Считаем, что данная деятельность ведет к положительным самоизменениям. Как правило ее продуктом являются успеваемость, дисциплина, жизненные принципы, самоорганизация и др. явления, которые происходят в ходе ее выполнения в самом ребенке.
Резюмируя ранее сказанное, под самоконтролем, как одного из способов формирования учебной деятельности младшего школьника, мы понимаем многочисленные операции, выполняемые ребенком с целью осуществления проверки и фиксации правильности выполняемого действия. Учащийся, обладающий высоким уровнем самоконтроля именно в учебной деятельности, способен обнаруживать, фиксировать, исправлять учебные ошибки, давать себе установку не повторять их, способен к творческому решению сложных задач и воссозданию алгоритма действия. Можем предположить, что младшие школьники с низким уровнем самоконтроля не могут самостоятельно отслеживать и тем более воспроизводить порядок учебных операций, не способны воссоздать алгоритм, поэтому в своем большинстве действуют ситуативно или после побуждающих действий со стороны учителя.