Статья:

САМОКОНТРОЛЬ - КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(183)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Каримова З.Ф. САМОКОНТРОЛЬ - КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 4(183). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/183/105498 (дата обращения: 18.09.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

САМОКОНТРОЛЬ - КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Каримова Земфира Фоатовна
студент Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Акчулпанова Альфия Ануровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Актуальность темы освещаемого вопроса раскрывается в необходимость развития самодисциплины и собственного контроля со стороны учащегося. Самоконтроль начинают развивать еще в дошкольном возрасте.

Поэтому у младшего школьника (7-10 лет) уже имеются представления о самоконтроле [3]. В данном возрасте ребенок может контролировать свои желания и потребности.

Но все же в виду не малого социального опыта это сделать ребенку трудно. В младшем школьном возрасте ребенок продолжает тяготеть к игре и через игровую деятельность развивать как социальные, так и учебные навыки.

Самоконтроль поведения личности ребенка проявляется в социальных навыках, которые напрямую влияют на его учебную деятельность.

В. Н. Болотаева [2] в своём исследовании говорит о том, что самоконтроль в учебной деятельности побуждает к аккуратному выполнению учебных заданий, устраняет ошибки, помогает лучше осознать содержание, приучает учащихся выражать свое собственное мнение, производить сравнение изучаемых объектов, формировать внимание, давать оценку, словом, проявлять самостоятельность мысли. Самоконтроль у младших школьников обеспечивает получение учащимися информации о полноте и качестве изучения программного материала, прочности сформированных умений и навыков в возникших трудностях [4].

Структура учебной деятельности в современном образовании определяется по теории Д.Б. Эльконина. Который выделил в ней взаимосвязанные компоненты:

1) Учебная задача — это то, что ученик должен был освоить;

2) Учебное действие — это изменения учебного материала, необходимые для его усвоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает;

3) Действие контроля — это указание на то правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу;

4) Действие оценки - определение того достиг ли ученик результата или нет [5].

Поэтому в современных условиях главным условием нормального протекания учебных действий является наличие контроля за их выполнением. Функция контроля заключается в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий, своевременном обнаружении различных, больших и малых погрешностей в их выполнении, а также внесении необходимых корректив в них. Данная функция как правило осуществляется взрослым (учителя, родители, наставники, тьюторы) относительно учебной деятельности младшего школьника [1].

Младший школьник выступает субъектом учебной деятельности, поэтому ему важно овладеть навыками самоконтроля и самооценки, так как в структуре учебной деятельности данные явления всегда взаимосвязаны [6]. Учебная деятельность нами понимается как деятельность, которая влияет на мышление, поведение и самоконтроль младшего школьника. Считаем, что данная деятельность ведет к положительным самоизменениям. Как правило ее продуктом являются успеваемость, дисциплина, жизненные принципы, самоорганизация и др. явления, которые происходят в ходе ее выполнения в самом ребенке.

Резюмируя ранее сказанное, под самоконтролем, как одного из способов формирования учебной деятельности младшего школьника, мы понимаем многочисленные операции, выполняемые ребенком с целью осуществления проверки и фиксации правильности выполняемого действия. Учащийся, обладающий высоким уровнем самоконтроля именно в учебной деятельности, способен обнаруживать, фиксировать, исправлять учебные ошибки, давать себе установку не повторять их, способен к творческому решению сложных задач и воссозданию алгоритма действия. Можем предположить, что младшие школьники с низким уровнем самоконтроля не могут самостоятельно отслеживать и тем более воспроизводить порядок учебных операций, не способны воссоздать алгоритм, поэтому в своем большинстве действуют ситуативно или после побуждающих действий со стороны учителя.

 

Список литературы: 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. С. 8-10.
2. Болатаева, В. Н. Формирование действия самоконтроля младших школьников / В. Н. Болатаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.5 (90.5). — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18011/ (дата обращения: 28.01.2022). 
3. Лыженкова Р.С., Микитюк С.А. Самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="https://scienceforum.ru/2021/article/2018024599">https://scienceforum.ru/2021/article/2018024599</a> (дата обращения:  28.01.2022 ). 
4. Соснина Е. Г. Использование метода моделирования при формировании самоконтроля младшего школьника // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 2 (59). С. 50-58.
5. Соснина Е. Г. Самоконтроль в структуре школьников учебной деятельности младших // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. №6 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samokontrol-v-strukture-shkolnikov-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih (дата обращения: 28.01.2022).
6. Kuhl J. Action control: The maintenance of motivational states // Motivation, intention and volution / F. Halish, J. Kuhl (eds.). Berlin, 2021. P. 279-291.