ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(184)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(184)
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
FOREIGN EXPERIENCE IN THE ORGANIZATION OF PUBLIC PROCUREMENT
Sergey Olkhovoy
Master's student of the Institute of Online Education of the Federal State Educational Institution of Higher Education Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow
Аннотация. Для решения проблем и формирования предложений по оптимизации закупочной деятельности в России обратимся к зарубежному опыту в сфере государственных закупок.
Abstract. To solve problems and form proposals for optimizing procurement activities in Russia, let's turn to foreign experience in the field of public procurement.
Ключевые слова: государственные закупки, зарубежный опыт, государство.
Keywords: public procurement; foreign experience; the state.
В Германии присутствует жесткая централизация закупочной деятельности.
Созданы центральные закупочные органы, которые ориентированы на сферы деятельности, они же занимаются совместными закупками по рамочным договорам.
Немецкие заказчики могут добровольно присоединиться к действующим рамочным договорам, но в настоящее время Правительство страны рекомендует сделать механизм присоединения обязательным.
В землях Германии присутствуют дополнительные системы закупок, например, в Нижней Саксонии и в Северной Рейн-Вестфалии, два закупочных комитета, которые обобщают потребности земских заказчиков и формируют рамочные соглашения.
На субнациональном уровне немецкие закупки достигают более половины от общего объема [1].
В Итальянской республике было проведено исследование в рамках которого проанализирована действующая система закупок для государственных нужд.
Авторы оценивали эффективность закупок рассчитывая экономические показатели на основе статистических данных, опросов респондентов.
Исследование показало, что децентрализованные подразделения закупок имеют более низкие показатели эффективности по сравнению с централизованными, не зависимо от формы собственности.
Отмечено авторами, что в централизованных органах компетенция специалистов по закупкам выше, что позволяет оптимизировать ресурсы подразделений при проведении торгов.
Более централизованные региональные органы концентрирую более квалифицированные трудовые ресурсы.
Итальянские исследователи сформировали выводы о том, что закупочные потребности муниципалитетов необходимо перенести на центральные уровни с точки зрения экономической и управленческой эффективности [2].
В Америке централизованная система закупок, создана Администрация общего обслуживания (GSA) как центральный закупочный орган который занимается закупками для государственных структур – федеральных агенств и местных администраций.
В отношении закупочной политики имеется определенная свобода, но при этом должна соответствовать положениям главного закона о закупках (FAR-51) [3].
Централизованный орган штата Мэриленд это Департамент по вопросам управления и бюджета, применяет стандартизированные планы закупок для обеспечения потребностей местных администраций.
В штате Вирджиния, Флорида аналогичная ситуация. [3]
Длительное время Египет применял децентрализованную систему закупок, при которой местный административный орган обеспечивает свои потребности в ТРУ самостоятельно, без координации с другими участниками.
По мнению египетских экономистов, это привело к росту себестоимости закупок, в дальнейшем при вмешательстве Правительства страны, создан центральный закупочный орган в лице Главного управления государственных услуг.
При централизации механизма Главное управление уполномочено координировать закупки общего пользования, разделяя их на категории.
На региональном уровне (мухафазы) создаются комитеты ответственные за сбор запросов местных администраций на формирование совместных закупок. С 2015 года в Египте произошла централизация закупочной деятельности, но при этом децентрализованные подходы иногда применяются при специфичных потребностях [4].
Таким образом, мы наблюдаем тенденцию к централизации иностранных закупочных систем. Зарубежные государства создают центральные органы на федеральном и региональном уровне в таких странах как Америка, Германия, Италия и Египет.
Централизованные органы имеют обширные полномочия, коммуникации и ресурсы, действуют по общим планам, формируемым по потребностям подконтрольных администраций.
Направляется фокус на квалификацию кадров, снижение временных и финансовых затрат при выполнении закупочных процедур. По нашему мнению, важным преимуществом зарубежной централизации является то, что в систему включены местное самоуправление.
Мы представляем, что централизованная система закупок будет уместна и российских реалиях, по этой причине следует обязать муниципалитеты проводить закупки через Комитеты при местных администрациях. В свою допустимо разработать единое нормативное закрепление структурированного перечня товаров, работ, услуг, по потребностям заказчиков.