СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(204)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(204)
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ
В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.
Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "МаКДональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг.
Целью нашего проекта является анализ и выявление перспектив развития франчайзинга в России.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы франчайзинга
2.провести анализ рынка франчайзинга
3. Рассмотреть перспективы развития франчайзинга
Франчайзинг - это лицензия на использование товарного знака и технологии со взаимными обязательствами и льготами по ведению бизнеса между франчайзером (передающая фирма) и франчайзи (получающая фирма или частный предприниматель), предоставляемая за определенную компенсацию и оформление в соответствии с действующим законодательством.
Франчайзинг - это также форма организации бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки.
Таким образом, во франчайзинге участвуют две группы предпринимателей:.франчайзер - организатор дела, владелец генеральной лицензии, собственник ноу-хау, субъектов бизнеса, выдающий на определённый срок франшизу (лицензию) пользователю на право применения им торговой марки;.франчайзи - предприниматель, который покупает право на ведения бизнеса (франшизу) под именем или торговой маркой франчайзера, объект экономического интереса франчайзера.
Анализ
1. Статистика
На начало 2021 года по данным franshiza.ru в России около 2780 франшиз. За год о своем выходе на рынок заявили 430 новых проектов, но около 250 компаний полностью свернули свою франчайзинговую программу[1]. Большинство ушедших игроков находятся в сегменте традиционной розницы (одежда, обувь, косметика) и ресторанов.
Рисунок 1. Схема роста франшиз
Несмотря на хорошие перспективы развития франчайзинга в России, по сравнению со странами Запада темпы его невысоки. Одной из причин является экономическая нестабильность. В следующей таблице приведены сравнительные данные из международных источников:
Таблица 1.
Сравнительные данные из международных источников
Страны |
Количество франшиз |
Количество объектов сетей |
Количество занятых в сетях |
Россия |
2780 |
20731 |
971000 |
США |
8340 |
854511 |
21000000 |
Китай |
8560 |
* |
2400000 |
2. Структура
Рисунок 2. Структура российского франчайзинга (предложение франшиз)
Рисунок 3. Структура франчайзинга в России в динамике
По сравнению с прошлогодней аналитикой можно отметить, что сегмент услуг и сегмент продовольственной розницы продолжили расти. А вот доля франшиз общественного питания и непродовольственной торговли сократилась на 5% и 2% соответственно [1].
3.География франчайзеров:
Рисунок 4. Франчайзинг в России 2021г.
По итогу 2021 года, с учетом открытия и закрытия франчайзинговых точек рынок франчайзинга вырос на 5,1%.
За время пандемии сети потеряли примерно каждого пятого партнера – около 19% франчайзинговых точек. Но динамика по итогу года оказалась положительной. Рост рынка произошел за счет открытия низкостоимостных проектов, фаст-фуда, медицинских офисов, ремонтных мастерских, аптек, магазинов автозапчастей, курьерских служб и сервисов доставки.
Географическое распределение российских франчайзеров выглядит следующим образом:
Москва – 19%
Санкт-Петербург – 10%
Регионы – 71%
Увеличилось число региональных проектов, вследствие чего значительно поменялась географическая структура рынка франчайзинга.
Рисунок 5. Оборот рынка франчайзинга в России
Оборот рынка франчайзинга (выручка франчайзинговых точек в России) в 2020 году сократился на 27% и составил 2,04 трлн. рублей [1].
Сокращение связано с фактическим простоем большинства видов бизнеса весной 2020 года и длительным ограничением на работу отдельных отраслей экономики.
Количество занятых на франчайзинговых предприятиях также сократилось примерно на 30% - до 971000 человек. Объясняется это тем, что закрывались крупные франчайзинговые предприятия (рестораны, магазины), а открывались в основном бизнесы малых форматов с меньшим числом работников.
Доля международных проектов продолжает снижаться и уже составляет 14%.
Почему франчайзинговые точки закрываются?
Закрытие может быть вызвано разными причинами – как объективными, так и субъективными. К объективным относятся факторы, на которые ни франчайзер, ни франчайзи не могут оказать никакого влияния. Например, регресс торгового центра (падение трафика, «износ» оборудования и т.д.), режим нерабочих дней, введенных в связи с пандемией, рост арендной ставки и так далее.
А вот к субъективным причинам стоит присмотреться, ведь их можно откорректировать при наличии определенного опыта и желания с ними работать. Субъективными причинами являются неверный выбор локации, отсутствие интереса развиваться в конкретном сегменте и отсутствие финансовой грамотности. А также несоблюдение стандартов франшизы и экономия на сотрудниках и ассортименте.
Перспективы
В связи с текущей ситуацией в стране и рядом санкций франчайзинговое бренды ушли с рынка России. В сфере продуктов питания Рооссия лишилась таких брендов как: Макдональдса, Бургер кинг, КФС, Старбакс. И тд
В сфере одежды и аксессуаров: картье, сваровски, him, компания индетекс, adidas, NIke и тд.
Для того чтобы франчайзинг, как вид развития бизнеса, не прекратил своё существами в России нужно развивать российские круные компании, у которых есть ресурсы для дальнейшего развития в формате франчайзинговой компании.
Главными проблемами в перспективах развития являются:
1. Юридическая. В нашем гражданском кодексе нет понятия «франчайзинг», а значит нет и франчайзингового договора.
2. Поддержка от франчайзера. Полное обучение, рекламная поддержка, помощь с подбором персонала и тд.
3. Динамика развития франчайзинговой компании.
Важно уделить внимание программам поддержки франчайзинга и улучшению предпринимательского климата в России в целом.
К основным направлениям господдержки относится субсидирование стартапов, оказание содействия в продвижении национальных брендов (в том числе и за рубежом), стимулирование регионов к расширению франчайзинговой сферы бизнеса, а также создание системы подготовки кадров. Некоторые региональные программы, пропагандирующие франчайзинг и разрабатывающие механизмы его поддержки, уже запущены на местах, без официального документального оформления. РАФ активно работает в Москве и регионах, постоянно расширяя географию сотрудничества. РАФ внесены изменения в приказ Минэкономразвития о мерах финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, и сегодня франчайзи могут рассчитывать на ряд государственных субсидий. Кроме того, банки разработали для франчайзинга специальные программы, а региональные фонды поддержки предпринимательства увеличивают объемы финансирования стартапов.
Члены Экспертного совета по вопросам малого бизнеса в Государственной Думе РФ активно занимаются вопросами франчайзинга, а также продвижением нового законопроекта в области франчайзинга. Подводя итог, можно сказать, что роль франчайзинга чрезвычайно велика, тк. это наиболее эффективный канал распределения товаров и услуг. Мы считаем, что России в настоящее время нужно уделить больше внимания развитию франчайзинга и господдержки, чтобы не зависеть от внешнего рынка.