Статья:

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(204)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Белова Н.А., Потапова В.А. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 25(204). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/204/116145 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ

Белова Наталья Александровна
студент, Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярева, РФ, г. Ковров
Потапова Виктория Андреевна
студент, Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярева, РФ, г. Ковров
Чернова Ольга Вячеславовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярева, РФ, г. Ковров

 

В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.

Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "МаКДональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг.

Целью нашего проекта является анализ и выявление перспектив развития франчайзинга в России.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы франчайзинга

2.провести анализ рынка франчайзинга

3. Рассмотреть перспективы развития франчайзинга

Франчайзинг - это лицензия на использование товарного знака и технологии со взаимными обязательствами и льготами по ведению бизнеса между франчайзером (передающая фирма) и франчайзи (получающая фирма или частный предприниматель), предоставляемая за определенную компенсацию и оформление в соответствии с действующим законодательством.

Франчайзинг - это также форма организации бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки.

Таким образом, во франчайзинге участвуют две группы предпринимателей:.франчайзер - организатор дела, владелец генеральной лицензии, собственник ноу-хау, субъектов бизнеса, выдающий на определённый срок франшизу (лицензию) пользователю на право применения им торговой марки;.франчайзи - предприниматель, который покупает право на ведения бизнеса (франшизу) под именем или торговой маркой франчайзера, объект экономического интереса франчайзера.

Анализ

1. Статистика

На начало 2021 года по данным franshiza.ru в России около 2780 франшиз. За год о своем выходе на рынок заявили 430 новых проектов, но около 250 компаний полностью свернули свою франчайзинговую программу[1]. Большинство ушедших игроков находятся в сегменте традиционной розницы (одежда, обувь, косметика) и ресторанов.

 

Рисунок 1. Схема роста франшиз

 

Несмотря на хорошие перспективы развития франчайзинга в России, по сравнению со странами Запада темпы его невысоки. Одной из причин является экономическая нестабильность. В следующей таблице приведены сравнительные данные из международных источников:

Таблица 1.

Сравнительные данные из международных источников

Страны

Количество франшиз

Количество объектов сетей

Количество занятых в сетях

Россия

2780

20731

971000

США

8340

854511

21000000

Китай

8560

*

2400000

 

2. Структура

 

Рисунок 2. Структура российского франчайзинга (предложение франшиз)

 

Рисунок 3. Структура франчайзинга в России в динамике

 

По сравнению с прошлогодней аналитикой можно отметить, что сегмент услуг и сегмент продовольственной розницы продолжили расти. А вот доля франшиз общественного питания и непродовольственной торговли сократилась на 5% и 2% соответственно [1].

3.География франчайзеров:

 

Рисунок 4. Франчайзинг в России 2021г.

 

По итогу 2021 года, с учетом открытия и закрытия франчайзинговых точек рынок франчайзинга вырос на 5,1%.

За время пандемии сети потеряли примерно каждого пятого партнера – около 19% франчайзинговых точек. Но динамика по итогу года оказалась положительной. Рост рынка произошел за счет открытия низкостоимостных проектов, фаст-фуда, медицинских офисов, ремонтных мастерских, аптек, магазинов автозапчастей, курьерских служб и сервисов доставки.

Географическое распределение российских франчайзеров выглядит следующим образом:

Москва – 19%

Санкт-Петербург – 10%

Регионы – 71%

Увеличилось число региональных проектов, вследствие чего значительно поменялась географическая структура рынка франчайзинга.

 

Рисунок 5. Оборот рынка франчайзинга в России

 

Оборот рынка франчайзинга (выручка франчайзинговых точек в России) в 2020 году сократился на 27% и составил 2,04 трлн. рублей [1].

Сокращение связано с фактическим простоем большинства видов бизнеса весной 2020 года и длительным ограничением на работу отдельных отраслей экономики.

Количество занятых на франчайзинговых предприятиях также сократилось примерно на 30% - до 971000 человек. Объясняется это тем, что закрывались крупные франчайзинговые предприятия (рестораны, магазины), а открывались в основном бизнесы малых форматов с меньшим числом работников.

Доля международных проектов продолжает снижаться и уже составляет 14%.

Почему франчайзинговые точки закрываются?

Закрытие может быть вызвано разными причинами – как объективными, так и субъективными. К объективным относятся факторы, на которые ни франчайзер, ни франчайзи не могут оказать никакого влияния. Например, регресс торгового центра (падение трафика, «износ» оборудования и т.д.), режим нерабочих дней, введенных в связи с пандемией, рост арендной ставки и так далее.

А вот к субъективным причинам стоит присмотреться, ведь их можно откорректировать при наличии определенного опыта и желания с ними работать. Субъективными причинами являются неверный выбор локации, отсутствие интереса развиваться в конкретном сегменте и отсутствие финансовой грамотности. А также несоблюдение стандартов франшизы и экономия на сотрудниках и ассортименте.

Перспективы

В связи с текущей ситуацией в стране и рядом санкций франчайзинговое бренды ушли с рынка России. В сфере продуктов питания Рооссия лишилась таких брендов как: Макдональдса, Бургер кинг, КФС, Старбакс. И тд

В сфере одежды и аксессуаров: картье, сваровски, him, компания индетекс, adidas, NIke и тд.

Для того чтобы франчайзинг, как вид развития бизнеса, не прекратил своё существами в России нужно развивать российские круные компании, у которых есть ресурсы для дальнейшего развития в формате франчайзинговой компании.

Главными проблемами в перспективах развития являются:

1. Юридическая. В нашем гражданском кодексе нет понятия «франчайзинг», а значит нет и франчайзингового договора.

2. Поддержка от франчайзера. Полное обучение, рекламная поддержка, помощь с подбором персонала и тд.

3. Динамика развития франчайзинговой компании.

Важно уделить внимание программам поддержки франчайзинга и улучшению предпринимательского климата в России в целом.

К основным направлениям господдержки относится субсидирование стартапов, оказание содействия в продвижении национальных брендов (в том числе и за рубежом), стимулирование регионов к расширению франчайзинговой сферы бизнеса, а также создание системы подготовки кадров. Некоторые региональные программы, пропагандирующие франчайзинг и разрабатывающие механизмы его поддержки, уже запущены на местах, без официального документального оформления. РАФ активно работает в Москве и регионах, постоянно расширяя географию сотрудничества. РАФ внесены изменения в приказ Минэкономразвития о мерах финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, и сегодня франчайзи могут рассчитывать на ряд государственных субсидий. Кроме того, банки разработали для франчайзинга специальные программы, а региональные фонды поддержки предпринимательства увеличивают объемы финансирования стартапов.

Члены Экспертного совета по вопросам малого бизнеса в Государственной Думе РФ активно занимаются вопросами франчайзинга, а также продвижением нового законопроекта в области франчайзинга. Подводя итог, можно сказать, что роль франчайзинга чрезвычайно велика, тк. это наиболее эффективный канал распределения товаров и услуг. Мы считаем, что России в настоящее время нужно уделить больше внимания развитию франчайзинга и господдержки, чтобы не зависеть от внешнего рынка.

 

Список литературы:
1. Российский франчайзинг 2021 – статистика рынка франшиз, данные и аналитика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://franshiza.ru/article/read/statistika_rynka_franchisinga_2021/ (дата обращения 27.05.2022)