Статья:

Анализ структуры внешнего государственного долга РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Хеладзе Л.Д. Анализ структуры внешнего государственного долга РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 1(137). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/137/84387 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ структуры внешнего государственного долга РФ

Хеладзе Леван Джамбулиевич
студент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. Внешний государственный долг – это средства, заимствованные для погашения дефицита бюджета за пределами собственной страны: у других стран, зарубежных компаний и финансовых институтов, фондов, частных банков, физических лиц-иностранцев [2]. Целью исследования является определение структурных факторов, оказывающих влияние на величину внешнего государственного долга РФ. В статье рассматривается структура внешнего долга РФ в период с 2011 – 2020 года.

 

Ключевые слова: государственный долг, внешний долг, структура долга.

 

Проведём анализ структуры государственного внешнего долга РФ. Данные о структуре государственного внешнего долга РФ представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Структура государственного внешнего долга РФ с 2011 – 2020 [1]

 

01.01.11

01.01.13

01.01.15

01.01.17

01.01.19

01.01.20

Гос. внешний долг РФ (вкл. обязат. быв. СССР, прин. РФ)

39 956,9

50 769,2

54355,4

51 211,8

49 156,5

54 848,3

Задолж. перед офиц. кредиторами - членами Парижского клуба

779,2

327,1

46,1

-

-

-

Задолженность перед официальными двусторон. кредиторами - не членами Парижского клуба

1 721,0

1 096,1

886,5

629,3

489,4

419,5

Задолж. перед офиц. 2-сторонними кредиторами - быв. странами СЭВ

1 113,4

991,1

866,5

399,9

-

-

Коммерч. задолж. бывшего СССР

55,8

22,9

-

-

-

-

Задолженность перед международными финансовыми организациями

3 142,8

2 026,2

-

-

-

-

Задолженность перед официальными                                многосторонними кредиторами

-

-

1172,1

822,1

508,7

492,1

Задолженность по внешним облигационным займам

30 456,5

34 910,4

39275,3

37 607,0

36 568,0

40 660,7

Задолженность по ОВГВЗ

1 774,9

5,6

5,5

3,4

2,7

2,7

Прочая задолженность

-

-

20,2

19,6

20,3

20,5

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

913,3

11 389,8

12083,2

11 730,5

11 567,4

13 252,8

 

Наибольшую долю в структуре государственного внешнего долга РФ в период с 2011 до 2020 года занимает задолженность по внешним облигационным займам, второе место занимают государственные гарантии РФ в иностранной валюте. Задолженность перед официальными кредиторами – членами Парижского клуба была полностью погашена до 2017 года. Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - бывшими странами СЭВ была погашена до 2019 года. Коммерческая задолженность бывшего СССР и задолженность перед международными финансовыми организациями были полностью погашены до 2015 года. С 2015 года в структуре государственного внешнего долга РФ появились такие составляющие, как задолженность перед официальными многосторонними кредиторами и прочая задолженность. С 2013 года увеличился приблизительно в 11 раз объём предоставляемых государственных гарантий РФ в иностранной валюте.

Рассмотрим подробнее структуру государственного внешнего долга РФ на 01.01.2020. На рисунке 1 показана доля различных категорий государственного внешнего долга по отношению ко внешнему долгу РФ в целом в 2020 году.

 

Рисунок 1. Процентное соотношение различных категорий внешнего гос. долга РФ [1]

 

По данным рисунка 1 можно сделать следующие выводы:

  1. Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - бывшими странами СЭВ, коммерческая задолженность бывшего СССР и задолженность перед международными финансовыми организациями отсутствуют в структуре государственного внешнего долга РФ на 1.01.2020.
  2. Задолженность по внешним облигационным займам занимает 74,13% всего государственного внешнего долга РФ, государственные гарантии РФ в иностранной валюте занимают 24,16%. Это говорит о том, что эти две категории государственного внешнего долга РФ занимают большую часть её структуры, а значит на настоящий момент именно они оказывают большее влияние на величину государственного внешнего долга.
  3. Остальные критерии государственного внешнего долга РФ в сумме занимают 1,71% от внешнего долга в целом, поэтому не оказывают особого влияния на его величину.

Итак, мы определились, что в структуре внешнего государственного долга РФ наибольшую долю занимают задолженность по внешним облигационным займам и государственные гарантии РФ в иностранной валюте. И если государственные гарантии РФ требуют выплат только при наступлении гарантийного случая и предоставляются Правительством РФ на очередной финансовый год, то внешние облигационные займы имеют свой порядок погашения, и их срок прописан в договоре.

Рассмотрим структуру внешних облигационных займов РФ. На рисунке 2 показана доля задолженностей по внешним облигационным займам с погашением в разные периоды времени в общей сумме задолженности по внешним облигационным займам.

 

Рисунок 2. Доля задолженностей по внешним облигационным займам [1]

 

Внешние облигационные займы с погашением в 2020 году составляют 8,61% и 2,07%. В целом за 2020 год должно быть погашено 10,68% суммы задолженности по внешним облигационным займам. За 2022 год должно быть погашено 4,92% суммы задолженности по внешним облигационным займам, за 2023 год – 7,38%, за 2025 год – 4,82%, за 2026 год – 7,38%, за 2027 год – 5,91%, за 2028 год – 6,15%, за 2029 год – 7,38%, за 2030 год – 7,27%, за 2035 год – 9,84%, за 2042 год – 7,38%, за 2043 год – 3,69%. За 2047 год должна быть погашена задолженность, составляющая 17,22% общей задолженности по внешним облигационным займам, эта сумма больше всех отдельных погашений по внешним облигационным займам и составляет 7 миллиардов долларов.

С 2030 года до 2047 года будет погашено 45,4% текущей задолженности по внешним облигационным займам, что составляет практически половину всей суммы. Это говорит о том, что погашение задолженности по внешним облигационным займам будет проблемой для экономики нашей страны вплоть до 2047 года, хоть и не столь значимой проблемой, поскольку сумма задолженности невелика по отношению к ВВП. Однако утверждать, что эта сумма к 2047 году будет равна нулю, мы не можем, поскольку не известно, будут ли в будущем осуществляться внешние облигационные займы.

В заключение, на настоящий момент государственный внешний долг РФ не является угрозой для экономики страны, поэтому вопрос снижения государственного долга РФ не является первым по своей значимости в проводимой правительством Российской Федерации экономической политике. Однако следует отметить, что наибольшую долю в государственном внешнем долге РФ занимают внешние облигационные займы, которые могут быть погашены только за период до 2047 года, что говорит о том, что этот критерий государственного внешнего долга РФ будет находиться в его структуре вплоть до 2047 года, при условии, что дополнительных займов осуществляться не будет.

 

Список литературы:
1. Структура Долга. Минфин России: Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/ (дата обращения: 25.03.2020).
2. Что такое внешний государственный долг страны? Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://promdevelop.ru/economy/chto-takoe-vneshnij-dolg-strany-vneshnij-dolg-stran-mira-v-tablitsah/ (дата обращения: 25.03.2020).