Анализ структуры внешнего государственного долга РФ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)
Анализ структуры внешнего государственного долга РФ
Аннотация. Внешний государственный долг – это средства, заимствованные для погашения дефицита бюджета за пределами собственной страны: у других стран, зарубежных компаний и финансовых институтов, фондов, частных банков, физических лиц-иностранцев [2]. Целью исследования является определение структурных факторов, оказывающих влияние на величину внешнего государственного долга РФ. В статье рассматривается структура внешнего долга РФ в период с 2011 – 2020 года.
Ключевые слова: государственный долг, внешний долг, структура долга.
Проведём анализ структуры государственного внешнего долга РФ. Данные о структуре государственного внешнего долга РФ представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Структура государственного внешнего долга РФ с 2011 – 2020 [1]
01.01.11 |
01.01.13 |
01.01.15 |
01.01.17 |
01.01.19 |
01.01.20 |
|
Гос. внешний долг РФ (вкл. обязат. быв. СССР, прин. РФ) |
39 956,9 |
50 769,2 |
54355,4 |
51 211,8 |
49 156,5 |
54 848,3 |
Задолж. перед офиц. кредиторами - членами Парижского клуба |
779,2 |
327,1 |
46,1 |
- |
- |
- |
Задолженность перед официальными двусторон. кредиторами - не членами Парижского клуба |
1 721,0 |
1 096,1 |
886,5 |
629,3 |
489,4 |
419,5 |
Задолж. перед офиц. 2-сторонними кредиторами - быв. странами СЭВ |
1 113,4 |
991,1 |
866,5 |
399,9 |
- |
- |
Коммерч. задолж. бывшего СССР |
55,8 |
22,9 |
- |
- |
- |
- |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
3 142,8 |
2 026,2 |
- |
- |
- |
- |
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами |
- |
- |
1172,1 |
822,1 |
508,7 |
492,1 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
30 456,5 |
34 910,4 |
39275,3 |
37 607,0 |
36 568,0 |
40 660,7 |
Задолженность по ОВГВЗ |
1 774,9 |
5,6 |
5,5 |
3,4 |
2,7 |
2,7 |
Прочая задолженность |
- |
- |
20,2 |
19,6 |
20,3 |
20,5 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
913,3 |
11 389,8 |
12083,2 |
11 730,5 |
11 567,4 |
13 252,8 |
Наибольшую долю в структуре государственного внешнего долга РФ в период с 2011 до 2020 года занимает задолженность по внешним облигационным займам, второе место занимают государственные гарантии РФ в иностранной валюте. Задолженность перед официальными кредиторами – членами Парижского клуба была полностью погашена до 2017 года. Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - бывшими странами СЭВ была погашена до 2019 года. Коммерческая задолженность бывшего СССР и задолженность перед международными финансовыми организациями были полностью погашены до 2015 года. С 2015 года в структуре государственного внешнего долга РФ появились такие составляющие, как задолженность перед официальными многосторонними кредиторами и прочая задолженность. С 2013 года увеличился приблизительно в 11 раз объём предоставляемых государственных гарантий РФ в иностранной валюте.
Рассмотрим подробнее структуру государственного внешнего долга РФ на 01.01.2020. На рисунке 1 показана доля различных категорий государственного внешнего долга по отношению ко внешнему долгу РФ в целом в 2020 году.
Рисунок 1. Процентное соотношение различных категорий внешнего гос. долга РФ [1]
По данным рисунка 1 можно сделать следующие выводы:
- Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - бывшими странами СЭВ, коммерческая задолженность бывшего СССР и задолженность перед международными финансовыми организациями отсутствуют в структуре государственного внешнего долга РФ на 1.01.2020.
- Задолженность по внешним облигационным займам занимает 74,13% всего государственного внешнего долга РФ, государственные гарантии РФ в иностранной валюте занимают 24,16%. Это говорит о том, что эти две категории государственного внешнего долга РФ занимают большую часть её структуры, а значит на настоящий момент именно они оказывают большее влияние на величину государственного внешнего долга.
- Остальные критерии государственного внешнего долга РФ в сумме занимают 1,71% от внешнего долга в целом, поэтому не оказывают особого влияния на его величину.
Итак, мы определились, что в структуре внешнего государственного долга РФ наибольшую долю занимают задолженность по внешним облигационным займам и государственные гарантии РФ в иностранной валюте. И если государственные гарантии РФ требуют выплат только при наступлении гарантийного случая и предоставляются Правительством РФ на очередной финансовый год, то внешние облигационные займы имеют свой порядок погашения, и их срок прописан в договоре.
Рассмотрим структуру внешних облигационных займов РФ. На рисунке 2 показана доля задолженностей по внешним облигационным займам с погашением в разные периоды времени в общей сумме задолженности по внешним облигационным займам.
Рисунок 2. Доля задолженностей по внешним облигационным займам [1]
Внешние облигационные займы с погашением в 2020 году составляют 8,61% и 2,07%. В целом за 2020 год должно быть погашено 10,68% суммы задолженности по внешним облигационным займам. За 2022 год должно быть погашено 4,92% суммы задолженности по внешним облигационным займам, за 2023 год – 7,38%, за 2025 год – 4,82%, за 2026 год – 7,38%, за 2027 год – 5,91%, за 2028 год – 6,15%, за 2029 год – 7,38%, за 2030 год – 7,27%, за 2035 год – 9,84%, за 2042 год – 7,38%, за 2043 год – 3,69%. За 2047 год должна быть погашена задолженность, составляющая 17,22% общей задолженности по внешним облигационным займам, эта сумма больше всех отдельных погашений по внешним облигационным займам и составляет 7 миллиардов долларов.
С 2030 года до 2047 года будет погашено 45,4% текущей задолженности по внешним облигационным займам, что составляет практически половину всей суммы. Это говорит о том, что погашение задолженности по внешним облигационным займам будет проблемой для экономики нашей страны вплоть до 2047 года, хоть и не столь значимой проблемой, поскольку сумма задолженности невелика по отношению к ВВП. Однако утверждать, что эта сумма к 2047 году будет равна нулю, мы не можем, поскольку не известно, будут ли в будущем осуществляться внешние облигационные займы.
В заключение, на настоящий момент государственный внешний долг РФ не является угрозой для экономики страны, поэтому вопрос снижения государственного долга РФ не является первым по своей значимости в проводимой правительством Российской Федерации экономической политике. Однако следует отметить, что наибольшую долю в государственном внешнем долге РФ занимают внешние облигационные займы, которые могут быть погашены только за период до 2047 года, что говорит о том, что этот критерий государственного внешнего долга РФ будет находиться в его структуре вплоть до 2047 года, при условии, что дополнительных займов осуществляться не будет.